Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


*​ деревья: «с иголками», «с листьями», «со съедобными
плодами — фруктами»;

*​ цветы: «выращивает человек», «растут сами» (в лесу, поле,
на лугу);

*​ грибы: съедобные, несъедобные;

*​ овощи: «подземные» и «наземные»;

*​ ягоды: «лесные» и «садовые».

Желательно, чтобы дети устно добавляли названия других ра​стений из этой же группы (А какие еще цветы, которые растут сами, вы знаете? А еще какие-нибудь «подземные» овощи бывают?).

По желанию воспитатель может выделить дополнительные группы (можно разделить фруктовые деревья на растущие «у нас» и «не у нас», ввести понятие «комнатные цветы» и др.).

В конце необходимо подчеркнуть, что групп, на которые можно разделить растения, на самом деле не пять, а гораздо больше; но дети еще имеют недостаточно знаний для этого.

6. Игра «Да-нетка».

Дети по очереди загадывают любое растение из числа кар​точек, лежащих в кругу. Воспитатель направляет игру, нагляд​но показывая, как сужается круг поиска при использовании правильных вопросов. Можно организовать соревнование: кто задаст меньше всего вопросов, чтобы отгадать карточку.

7. Подведение итогов.

104

Упражнение 28 Б «Вопрошайка»

Придумывание различных вопросов о растениях. Наибо​лее интересные вопросы желательно записывать и использо​вать при проведении викторины для родителей на выпускном вечере.

ЗАНЯТИЕ 29 Обобщающее занятие за год

Цель: продемонстрировать знания детей, полученные на за​нятиях в течение года.

Занятие проводится по индивидуальным планам воспита​телей.

Желательно проведение заключительного занятия в виде интеллектуальной игры («Поле чудес», «Звездный час», «Что? Где? Когда?» или др.) с элементами театрализации, с Игруш​кой в роли ведущего, с конкурсами, призами, возможно при​сутствие родителей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, автор — оте​чественный изобретатель, писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер.

РТВ — развитие творческого воображения, курс РТВ — со​ставная часть ТРИЗ.

Противоречие — предъявление к одному объекту противопо​ложных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.

Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.


Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:

во времени -

в одно время объект обладает одним признаком, в дру​гое -- противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла);

в пространстве -

одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: по​дошва горячая, а ручка холодная);

в системах -

один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и креп​кие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек труд​но сломать);

в отношениях -

объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).

Система — любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которы​ми элементы по отдельности не обладают. Например, объект -самолет. Его элементы -- крылья, кабина, шасси, двигатели и др. -- летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством — способностью летать.

Подсистемы -- составные части (элементы), из которых состоит система.

106

Надсистема — система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.

Системный оператор — способ анализа системы, подсис​тем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Системный оператор можно изобразить в виде схемы: «девятиэкранки»



















Надсистема




Надсистема в настоящем

Надсистема в будущем

в прошлом































Система в прошлом

Система в настоящем

Система в будущем































Подсистема




Подсистема

Подсистема в будущем




в прошлом




в настоящем





или «пятиэкранки» (для детей):




«Да-нетка» -- вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «Да-нетки» решаются постепенным сужени​ем круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывает​ся один объект) и ситуационные — «детективные» (загадыва​ется ситуация, нужно выяснить, что произошло).

107
Кроме того, выделяются числовые «да-нетки» (загадыва​ется число, которое нужно отгадать при минимальном количе​стве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраивают​ся в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).

Функция -- цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: Для чего нужен объект?).

Прогнозирование -- прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:

1)​ в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»),
которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. На​
пример, карандаши не будут ломаться;

2)​ объекта не будет, а функция будет выполняться. Напри​
мер, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта
(карандаша) нет;

3)​ объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чер​
тить и рисовать не нужно, как это может быть?..

Эвроритм — прием фантазирования, при котором конкрет​ный объект рассматривается по плану:

1)​ функция и противоречия в данном объекте;

2)​ варианты, которыми представлен объект (фантазирова​
ние: каких вариантов не существует?);

3)​ анализ ситуации: данный объект на земле остался один-
единственный, какие последствия этого могут быть?;

4)​ анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться
функция?;

5)​ анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не вы​
полняется;

6)​ придумывание новых объектов путем объединения дан​

ного объекта с другими (можно произвольными).

Метод фокальных объектов — прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема -- Ч. Вайтинг (США).

Морфологический анализ -- прием фантазирования объек​та, при котором вначале выделяются составные части исход​ного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объек-

ты получаются путем комбинации различных вариантов. Ав​тор приема — Ф. Цвикки (Швейцария).

Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяю​щий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно опи​сать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристи​ками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» бы​стро бегают.
Литература

Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческо​го воображения //Шанс на приключение./Сост. А. Б.Селюцкий. Петрозаводск, 1991.

Ардашева Н. И. и др. Истории про... Ульяновск, 1993.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Гин А. А. «Да» и «нет» говорите...//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2.

Гин С. И. Мир фантазии. М., 2000.

Гин С. И. Мир человека. М., 1993.

Дидактические игры для развития творческого воображения детей / Сост. А. И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.

Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.

Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. психологии. 1993. № 2.

«Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т. А. Сидорчук Челябинск, 2000.

Киплинг Р. Сказки. М., 1986.

Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольника​ми. Мн.," 2000.

Ладошкина С. Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.

Ладошкина С. Н. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1989.

Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки. СПб, 1995.

Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика + ТРИЗ». Гомель, 1997.

Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником //Познание. Рига, 1993.

Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.

РодариДж. Грамматика фантазии. М., 1978.

Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольни​ков. Обнинск, 1998.