ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
* деревья: «с иголками», «с листьями», «со съедобными
плодами — фруктами»;
* цветы: «выращивает человек», «растут сами» (в лесу, поле,
на лугу);
* грибы: съедобные, несъедобные;
* овощи: «подземные» и «наземные»;
* ягоды: «лесные» и «садовые».
Желательно, чтобы дети устно добавляли названия других растений из этой же группы (А какие еще цветы, которые растут сами, вы знаете? А еще какие-нибудь «подземные» овощи бывают?).
По желанию воспитатель может выделить дополнительные группы (можно разделить фруктовые деревья на растущие «у нас» и «не у нас», ввести понятие «комнатные цветы» и др.).
В конце необходимо подчеркнуть, что групп, на которые можно разделить растения, на самом деле не пять, а гораздо больше; но дети еще имеют недостаточно знаний для этого.
6. Игра «Да-нетка».
Дети по очереди загадывают любое растение из числа карточек, лежащих в кругу. Воспитатель направляет игру, наглядно показывая, как сужается круг поиска при использовании правильных вопросов. Можно организовать соревнование: кто задаст меньше всего вопросов, чтобы отгадать карточку.
7. Подведение итогов.
104
Упражнение 28 Б «Вопрошайка»
Придумывание различных вопросов о растениях. Наиболее интересные вопросы желательно записывать и использовать при проведении викторины для родителей на выпускном вечере.
ЗАНЯТИЕ 29 Обобщающее занятие за год
Цель: продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года.
Занятие проводится по индивидуальным планам воспитателей.
Желательно проведение заключительного занятия в виде интеллектуальной игры («Поле чудес», «Звездный час», «Что? Где? Когда?» или др.) с элементами театрализации, с Игрушкой в роли ведущего, с конкурсами, призами, возможно присутствие родителей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер.
РТВ — развитие творческого воображения, курс РТВ — составная часть ТРИЗ.
Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.
Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.
Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:
во времени -
в одно время объект обладает одним признаком, в другое -- противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла);
в пространстве -
одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);
в системах -
один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);
в отношениях -
объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).
Система — любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают. Например, объект -самолет. Его элементы -- крылья, кабина, шасси, двигатели и др. -- летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством — способностью летать.
Подсистемы -- составные части (элементы), из которых состоит система.
106
Надсистема — система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
Системный оператор — способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Системный оператор можно изобразить в виде схемы: «девятиэкранки»
| | | | | | ||
Надсистема | | Надсистема в настоящем | Надсистема в будущем | ||||
в прошлом | | | |||||
| | | | | | | |
Система в прошлом | Система в настоящем | Система в будущем | | | |||
| | ||||||
| | | | | | ||
Подсистема | | Подсистема | Подсистема в будущем | | |||
в прошлом | | в настоящем | |
или «пятиэкранки» (для детей):
«Да-нетка» -- вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «Да-нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
107
Кроме того, выделяются числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).
Функция -- цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: Для чего нужен объект?).
Прогнозирование -- прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
1) в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»),
которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. На
пример, карандаши не будут ломаться;
2) объекта не будет, а функция будет выполняться. Напри
мер, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта
(карандаша) нет;
3) объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чер
тить и рисовать не нужно, как это может быть?..
Эвроритм — прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:
1) функция и противоречия в данном объекте;
2) варианты, которыми представлен объект (фантазирова
ние: каких вариантов не существует?);
3) анализ ситуации: данный объект на земле остался один-
единственный, какие последствия этого могут быть?;
4) анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться
функция?;
5) анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не вы
полняется;
6) придумывание новых объектов путем объединения дан
ного объекта с другими (можно произвольными).
Метод фокальных объектов — прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема -- Ч. Вайтинг (США).
Морфологический анализ -- прием фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объек-
ты получаются путем комбинации различных вариантов. Автор приема — Ф. Цвикки (Швейцария).
Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.
Литература
Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение./Сост. А. Б.Селюцкий. Петрозаводск, 1991.
Ардашева Н. И. и др. Истории про... Ульяновск, 1993.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Гин А. А. «Да» и «нет» говорите...//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2.
Гин С. И. Мир фантазии. М., 2000.
Гин С. И. Мир человека. М., 1993.
Дидактические игры для развития творческого воображения детей / Сост. А. И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.
Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.
Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. психологии. 1993. № 2.
«Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т. А. Сидорчук Челябинск, 2000.
Киплинг Р. Сказки. М., 1986.
Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.," 2000.
Ладошкина С. Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.
Ладошкина С. Н. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1989.
Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки. СПб, 1995.
Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика + ТРИЗ». Гомель, 1997.
Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником //Познание. Рига, 1993.
Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.
РодариДж. Грамматика фантазии. М., 1978.
Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.