Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для активизации детей можно договориться, что «знатоком» можно становиться только по одной теме; а в игре на другую тему они не участвуют или их результаты не засчитываются.

ЗАНЯТИЕ 26 А Классификация животного мира

Цели: систематизировать знания об отличительных призна​ках представителей животного мира; развивать умение срав​нивать и обобщать; формировать навыки выделения существен​ных признаков; развивать внимание.

Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка».

1. Упражнение на выделение существенных признаков.

Приходит Игрушка.

И.: Ребята, я совсем запуталась, кто такие птицы, а кто такие рыбы и звери. Я раньше думала, что птицы -- это те, которые летают, а вот курица не летает, а она птица. Быва​ют летучие мыши, но они относятся к зверям... Я думала,

97
что рыбы -- это те, кто плавает, но плавают и утки, и кро​кодилы, и бобры, и даже я сама умею плавать...

В.: Не волнуйся, Игрушка, мы тебе поможем разобраться. Давай посмотрим на всех этих животных на «пятиэкранке».

На наборное полотно — «пятиэкранку» — воспитатель по​очередно помещает изображения птиц, рыб, зверей и анализи​рует подсистемы (части, которыми данные существа отлича​ются от других), надсистемы (преимущественная среда обитания), прошлое (как появляются на свет), будущее (что про​исходит потом).

Желательно в «центральный экран» помещать 2—3 карточ​ки с изображением животных (например, щука и камбала, ле​бедь и орел, белка и медведь), чтобы при анализе дети называли признаки, общие для всего данного класса, а не конкретного вида.

В конце делается вывод: птицы — это те, кто летает, появ​ляется из яиц, имеет клюв, крылья, тело, покрытое перьями; рыбы — это те, кто плавает, живет в воде, появляется из икры, имеет чешую, жабры, не имеет ног; звери — живут на земле, могут уметь плавать и летать, появляются из «животика» мамы и вскармливаются молоком, тело покрыто кожей (чаще — ме​хом), имеют четыре лапы. Данное определение не является стро​гим, в него может вноситься множество исключений, особенно если рассматривать по одному признаку. Главное, что дети должны понять, что определяющим является не один какой-то признак, а их совокупность.

Желательно обсудить, что общего есть у всех классов (чем рыбы, птицы и звери похожи), почему их всех можно назвать одним словом — «животные» (потому что они все «живут»: рождаются, питаются, дышат, размножаются, умирают).


2. Игра «Летает — не летает».

Воспитатель называет разных живых существ, если оно лета​ет, имитируются соответствующие движения. Игра проводится в быстром темпе на выбывание. Затем проводятся аналогичные игры «Плавает — не плавает», «Ползает — не ползает».

3. Упражнение «Четвертый лишний».

Воспитатель называет четыре слова, среди них одно лиш​нее. Надо его найти и объяснить свой выбор. Примеры слов: корова, коза, заяц, лошадь;

98

ворона, воробей, страус, голубь; медведь, волк, лиса, слон; гадюка, кобра, гусеница, удав; щука, селедка, карась, пингвин; бабочка, жук, ласточка, муравей; петух, лебедь, утка, гусь; поросенок, баран, щенок, котенок;

Примечание: возможно несколько разных вариантов исклю​чения, если дети могут их обосновать.

4. Игра «Да-нетка».

Воспитатель загадывает животное, дети при помощи воп​росов должны его отгадать.

5. Практическая работа.

Нарисовать (или вылепить) фантастическое животное «чудо-юдо-рыба-птица-зверь», которое должно обладать соот​ветствующими признаками.

6. Подведение итогов.

Упражнение 26 Б

«Знатоки»

Выполняется аналогично упражнению 25 Б, но нужно на​зывать как можно больше видов различных классов животного мира: домашние животные, дикие животные; животные, обита​ющие в Беларуси; северные, южные животные; рогатые живот​ные, рыбы, домашние птицы, перелетные птицы, змеи, насеко​мые и т. д.

«Знатокам» можно вручить медали.

ЗАНЯТИЕ 27 А

Сочинение сказок про животных

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение.

99
1. «Да-нетка» «Сказочный герой».

Приходит Игрушка и говорит, что загадала животное -сказочного героя, которого нужно отгадать.

Игру можно провести 2-3 раза, возможные герои сказок: крокодил Гена, черепаха Тортилла, Серый Волк («Красная шапочка»), мышка-норушка («Теремок») и др.

В конце желательно в виде игры с мячом провести обсуж​дение: Каких еще сказочных героев-животных знают дети? Чем сказочные животные отличаются от настоящих? (Разговари​вают, носят одежду, живут в домах, ходят на работу и др.)

2. Прослушивание сказки.

В.: Все звери имеют много общего: у них четыре лапы, хвост, туловище, голова... Но каждый зверь чем-то отличается от других: у всех зверей уши короткие, а у зайца — длинные; медведь большой, а хвост у него совсем маленький; у жирафа длинная шея, а у слона длинный нос — называется хобот; у зебры шкура полосатая, а у ежика — «колючая» и т. д.



Воспитатель может предложить детям назвать свои приме​ры отличительных особенностей различных животных.

В.: В начале занятия мы называли много сказок про живот​ных, но есть такие сказки, которые объясняют, чем одни живот​ные отличаются от других; например, почему у слона такой нос, почему у медведя короткий хвост, отчего у верблюда горб? и др.

Воспитатель в качестве примера кратко пересказывает сказку Р.Киплинга «Слоненок».

«Раньше у слонов никакого хобота не было. Был только нос, вроде как лепешка, величиной с башмак. Этот нос болтал​ся во все стороны, но никуда не годился: ведь им ничего нельзя было сделать.

В это самое время жил-был один Слоненок, он был малень​кий, но очень любопытный. Он ко всем в Африке приставал с расспросами. Но чаще всего ему доставались тумаки, а не от​веты, потому что он всем надоел своими вопросами.

А в одно прекрасное утро он вдруг спросил:

- Что кушает на обед крокодил?

Все звери громко закричали, чтобы он замолчал и стали его колотить. Но и это не отбило у него любопытство, тогда ему сказали:

- Ступай на берег реки Лимпопо, и там ты все узнаешь.

100

И Слоненок пошел. А до этой минуты он никогда не видел крокодила и даже не знал, как он выглядит.

Когда он подошел к берегу мутной реки Лимпопо, то уви​дел на берегу какое-то бревно.

*​ Извините, а вы не знаете, где живет Крокодил?

*​ Зачем он тебе? — ответило бревно (на самом деле это и
был Крокодил).

*​ Я хочу у него спросить, что ест крокодил на обед.

*​ Крокодил — это я. А если ты хочешь узнать, что у меня
на обед, подойди ко мне поближе, я шепну тебе на ухо...

Слоненок нагнул голову близко-близко к зубатой, клыкастой крокодиловой пасти, и крокодил схватил его за маленький носик:

*​ Мне кажется, что сегодня на обед у меня будет Слоненок...
Слоненку это очень не понравилось, и он закричал:

*​ Пустите, пожалуйста, мне очень больно!

Но крокодил продолжал тянуть, и Слоненку, чтобы удер​жаться на берегу, пришлось сесть на задние ножки и тянуть нос назад. Он тянул, тянул, и нос у него начал вытягиваться. А крокодил бил хвостом по воде и тоже тянул, тянул, и чем боль​ше он тянул, тем длиннее вытягивался нос у Слоненка...

Но Слоненок оказался сильнее, и крокодил в конце концов отпустил нос, который уже был вытянут почти до самой земли...


Вы, конечно, догадались, что крокодил вытянул Слоненку нос в самый настоящий хобот — точь-в-точь такой, какие имеются у всех слонов.

Сначала Слоненку новый нос ужасно не понравился, а по​том он понял, что так гораздо лучше...»

Рассказ желательно прервать и поинтересоваться у детей, почему Слоненку понравился новый нос.

В.: Действительно, хоботом можно отмахиваться от мух, не нагибаясь рвать траву, а бананы рвать прямо с дерева; мож​но самому себе сделать душ, когда жарко; хоботом даже мож​но петь песни; но самое главное, что Слоненку больше никто не давал тумаков, ведь своим новым носом он всегда мог дать сдачи любому обидчику...

3. Фантазирование.

Предлагается придумать свою сказку, объясняющую ка​кую-либо особенность животного.

Последовательность сочинения.

Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?

(Например, ежики были гладкими.)

- Как появилась эта особенность?

(Придумать сюжет, как появились колючки: уснул под ел​кой, нашел мешок с гвоздями, прилепил кожуру каштана и др.)

- Как изменилась жизнь, что стало хорошего?

В конце работы воспитатель рассказывает получившуюся сказку.

4. Практическая работа.

Нарисовать серию рисунков к придуманной сказке (можно предложить придумать аналогичную).

5. Подведение итогов.

Упражнение 27 Б «Почемучка»

Придумывание вопросов со словом почему? про различных животных. Наиболее интересные вопросы желательно записы​вать и использовать при проведении викторины для родителей на выпускном вечере.

ЗАНЯТИЕ 28 А Классификация растительного мира

Цели: систематизировать знания детей о растениях; раз​вивать умение переключать внимание; развивать логичес​кое мышление; формировать навыки самостоятельного про​ведения классификации.

Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка».

1. Упражнение на выделение существенных признаков.

Приходит Игрушка.

П.: Сейчас весна, так хорошо на улице. Все вокруг зеленое, все растет... И день уже такой длинный стал, не такой, как зимой; и я, и вы тоже за зиму выросли. Значит, мы все — растения...

В.: Ты, наверное, что-то путаешь...

П.: А вот и нет. Растения — это то, что растет. Значит, и день, и я, и вы (и волосы на голове, и ногти на руках) — тоже растения, ведь мы все растем. Правда, ребята?

102

В конце делается вывод: существенный признак для расте​ния — не рост (увеличение в размере), а то, что оно растет в земле (т. е. постоянно находится в одном месте, не передвига​ется), имеет корни, стебель, листья; питается водой, «воздухом» и «землей»; появляется из семян.


И.: И что же, все-все растения имеют такие признаки?

В.: Давай проверим.

На наборном полотне — «пятиэкранке» — воспитатель по​очередно выставляет по одной карточке растений из разных классов — груша, каштан, одуванчик, подсолнух и др. На кар​точке может быть изображена часть растения: лист, цветок, плод и т. д.

Вначале следует кратко «прокатить» по «пятиэкранке» каж​дое растение, а затем обсудить, что у них было общего («глав​ные» подсистемы, происхождение, питание, размножение) и чем они отличаются (надсистемой, практическим применением).

2. Игра «Назови растения».

Проходит в виде игры с мячом или по «цепочке». Нужно назвать как можно больше различных растений, не повторяясь.

3. Упражнение на классификацию.

Воспитатель показывает много различных карточек с рас​тениями и предлагает придумать, на какие группы их можно разложить.

Желательно начертить круг и вначале выделять более круп​ные классы, а затем внутри них проводить дополнительную классификацию (при этом линии деления на крупные классы можно выделять одним цветом, а на подклассы — другим).

Вариант проведения упражпе/шя.

В.: Здесь нарисован круг, который разделен на пять час​тей, а у меня есть карточки: береза, ромашка, мухомор, капус​та, малина...

Давайте придумаем название каждой части круга. (Дети называют «деревья», «цветы», «грибы», «овощи», «ягоды», и воспитатель соответственно раскладывает карточки.)

В.: А эти растения куда надо положить (ель, яблоня, паль​ма с бананами, анютины глазки, тюльпаны, подснежник, васи​лек, боровик, морковка, свекла, лук, черника, клубника)?

Желательно, чтобы дети раскладывали карточки по выде​ленным пяти группам самостоятельно, при минимальной помо​щи воспитателя.

103
4. Игра на переключение внимания.

Когда воспитатель называет слово «фрукты», дети подни​мают руки вверх и становятся на носочки («фрукты растут на деревьях»). Когда звучит слово «овощи», нужно сесть на кор​точки и руками опереться о пол («овощи «сидят» в земле»). Когда произносится слово «ягоды», нужно показать, как соби​рают ягоды, наклоняясь за каждой ягодкой.

В процессе игры воспитатель произносит и конкретные на​звания (например, слива, апельсин, картофель, земляника, кры​жовник и др.).

5. Упражнение на классификацию (продолжение).

Воспитатель предлагает посмотреть внимательно на круг и подумать, нельзя ли внутри каждой из пяти частей растения разделить еще на какие-нибудь группы.

В результате выделяются следующие группы (названия ус​ловные):