Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В.: В магазине есть покупатели, которые хотят что-то ку​пить, им что-то надо, т. е. они как бы говорят: «Дай!», а про​давцы, которые что-то продают, отдают, как бы говорят: «На!»

Правила игры: на слово «покупатель» дети показывают жест «Дай!», на слово «продавец» — жест «На!».

Воспитатель может использовать и другие слова с тем же значением: «купить», «попросить», «взять», «продать», «от​дать», «предложить» и др.

89
5. Обсуждение «Зачем нужны деньги?»

Обсуждение по вопросам:

Зачем нужны деньги?

Почему нельзя, чтобы было все бесплатно: приходи и бери кому сколько надо?

Фантазирование: вместо денег возможны другие способы оплаты. Например, «камешками» или «улыбками». Что в этом хорошего, что плохого?

6. Практическая работа.

Придумать и нарисовать «детские» деньги.

Желательно провести обсуждение, что можно было бы по​купать на эти деньги в детском саду, и организовать экономи​ческую игру с использованием «детских» денег.

7. Подведение итогов.

Упражнение 21 Б «Знакомство»

Воспитатель приносит какую-нибудь незнакомую игруш​ку и предлагает детям с ней «познакомиться», задавая как мож​но больше разных вопросов (на которые сам отвечает).

Желательно упражнение повторить 2-3 раза, фиксируя каж​дый раз количество вопросов.

ЗАНЯТИЕ 22 А Прием фантазирования: эвроритм (объект: велосипед)

Цели: активизировать интерес детей; развивать диалектич-ность и вариативность мышления; формировать умение выст​раивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование.

Оборудование: карточки с рисунками.

1. Игра «Да-нетка».

Игрушка приходит на занятия раньше времени и предлагает от​гадать, почему она так быстро добралась, что (какой предмет?) ей помогло?

Ответ: велосипед.

90

После этого проводится обсуждение: зачем нужен велоси​пед, всегда ли зимой можно кататься на велосипеде; что хоро​шего и что плохого в велосипедах?

2. Использование приема «эвроритм».

Обсуждение по вопросам:

Какие бывают велосипеды и для чего нужно такое разно​образие?

Каких видов велосипедов не существует, но было бы хоро​шо и полезно, чтобы они были?

Представим, что в мире остался только один велосипед. Для чего он будет использоваться? Как все люди смогут его увидеть?

Представьте себе, что велосипед есть, а кататься на нем нельзя. Почему? (При анализе причин желательно их сгруппи​ровать: зависимость от «состояния» велосипеда (нет педалей, спущено колесо и др.), зависимость от «состояния» владельца (больной, занят, есть машина и др.), зависимость от внешних факторов — гололед, дождь, на грядках в огороде и др.).


3. Игра на внимание.

В.: На велосипеде лучше кататься там, где машин нет. Или можно пофантазировать, что машины сразу будут останавли​ваться, если едет велосипед.

Воспитатель предлагает разучить детям считалочку: «Стоп, машина, стоп, машина, стоп, машина, стоп!» (Дети стоят в кру​гу.} После того как ее несколько раз хором проговорили, вводятся различные усложнения. Например: слово «стоп» — хлопком; сло​во «машина» — притопом; все слова заменяются соответственно на хлопок и притопы; первое слово произносится хором, затем каж​дый произносит фразу про себя, а последнее слово — снова вслух. Необходимо стремиться к полной согласованности.

4. Фантазирование.

Воспитатель предлагает детям назвать 4-5 разных слов или выбрать несколько рисунков из числа предложенных. Затем предлагается стать изобретателями, представив, что будет, если велосипед объединить с каждым из этих объектов (описа​ние по схеме: для чего будет нужен такой предмет, что в нем будет хорошего, что плохого).

5. Практическая работа.

Нарисовать необычный велосипед, которого никто никог​да не видел.

6. Подведение итогов.

91
Упражнение 22 Б

«Почемучка»

Воспитатель предлагает детям задавать вопросы со сло​вом «Почему?».

Тему желательно ограничивать: «Задавайте вопросы о де​тях нашей группы» (о том, что вы видите на столе; на тему «птицы» и др.).

ЗАНЯТИЕ 23 А

Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое)

Цели: обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внима​ние и наблюдательность; развивать воображение.

Оборудование: конверт с «письмом», картинки с рисунками.

1. Упражнение «Определение».

Игрушка приходит на занятие с конвертом.

И.: У меня есть в Африке друзья. Вы их, наверно, видели по телевизору: это мартышка, удав, попугай и слоненок. Им там живется очень весело и интересно. Но вот я получил от них пись​мо, где они пишут, что бананы им уже надоели и им хотелось попробовать что-нибудь вкусное, необычное, например мороже​ное. Они его еще никогда не ели. Но мороженое в Африку не пошлешь, оно растает еще по дороге. И поэтому они попросили меня в письме рассказать, что это такое...

Воспитатель предлагает, чтобы дети объяснили, что такое мороженое.

При этом часто возникает ситуация, когда вместо связно​го определения называются отдельные признаки. Например: «это белое», «это лед», «это в стаканчике» и др.


На такие ответы Игрушка реагирует контрпримерами типа: «Значит, вата — это мороженое, она ведь тоже белая?», «Зна​чит, на улице сейчас мороженое?», «Значит, если на палочке -это уже не мороженое?» и т. п.

Необходимо постараться сформулировать определение как можно точнее.

92

2. Работа по приему «эвроритм».

Обсуждение по вопросам:

Что плохого в мороженом?

Что нужно делать, чтобы этого плохого не было?

Какие бывают виды мороженого?

Придумывание новых видов мороженого.

Представьте, что в мире осталась только одна порция мо​роженого. Что с ним будут делать?

Представьте себе, что мороженое есть, но его никто не ест. Почему? (При анализе причин желательно их сгруппи​ровать: связанные с мороженым, связанные с человеком, вне​шние обстоятельства).

3. Игра на внимание «Бывает - - не бывает».

Дети стоят в кругу, воспитатель называет различные виды мороженого и места, где оно может быть (в том числе и нереальные).

Если такое бывает (мороженое с изюмом, растаявшее мо​роженое, мороженое в магазине и др.), дети должны подпрыг​нуть и хлопнуть в ладоши; если не бывает (мороженое с капус​той, жареное мороженое, мороженое в скворечнике и др.), дети машут руками («протестуют»).

Игра проводится в быстром темпе, можно на выбывание.

4. Фантазирование.

Воспитатель предлагает детям назвать 4-5 разных слов или выбрать несколько картинок из числа предложенных.

Затем предлагается стать на время изобретателями, пред​ставив, что будет, если мороженое объединить с каждым из этих объектов (обсуждение: для чего такое мороженое нужно, чем это будет хорошо, чем плохо).

5. Практическая работа.

Нарисовать такую обертку для мороженого, чтобы сразу было понятно, что это именно мороженое, а не конфеты или печенье.

Предварительно рекомендуется еще раз обсудить, какими признаками мороженое отличается от других сладостей.

6. Подведение итогов.

93
Упражнение 23 Б

«Вопросы»

Воспитатель предлагает детям задавать вопросы со слова​ми что? где? когда?

Желательно задать тему, но при этом дети должны видеть объекты, о которых спрашивают, а не представлять их мысленно.

ЗАНЯТИЕ 24

Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов

Цель занятия: обобщить различные способы придумыва​ния нового: приемы прогнозирования, эвроритм, прием «уни​версализация — специализация».

Занятие проводится по индивидуальным планам воспитателя.

Занятие желательно провести в виде сюжетной игры по типу «Лаборатория изобретателей». Каждая группа получает назва​ние какого-либо известного объекта для усовершенствования.


Рекомендуется, чтобы группы могли не только рассказать о своем изобретении, но и продемонстрировать его (рисунок, поделку, аппликацию и др.).

Примерные объекты для усовершенствования: зонтик, та​релка, кровать, настольная лампа, молоток, зубная щетка, те​лефон и др.

ЗАНЯТИЕ 25 А Понятие о классификации

Цели: систематизировать знания детей о различных клас​сификациях; научить использовать прием «сужение круга по​иска» при отгадывании; развивать абстрактное мышление.

Оборудование: карточки: цветы (2-3 вида), деревья (1-2 вида), звери (1-2 вида), птицы (2-3 вида), рыбы (1-2 вида), ме​бель, транспорт, посуда, одежда — по 1-3 карточки каждой темы. Могут быть использованы и другие тематические группы, но при этом необходимо внести изменения в содержание занятия.

94

1. Упражнение на классификацию объектов.

Приходит Игрушка, приносит с собой много карточек (15-20) с изображением разных объектов.

И.: Ребята, помогите мне, пожалуйста.

В.: Что случилось?

И.: На этих карточках нарисовано все, что мне нравится (показывает и называет некоторые объекты). Но их очень мно​го, и, когда мне нужно что-то найти, я трачу очень много вре​мени, чтобы их все просмотреть.

В.: Значит, тебе нужно навести среди них порядок.

И.: Как это можно сделать, чтобы все запомнить и быстро находить нужную?

В.: А что ребята посоветуют, как по порядку разложить кар​точки?

В.: Есть еще такой способ. (Мелом чертит па полу круг и делит его по вертикали пополам.) Вот круг, он разделен на две части. На какие две группы можно разделить твои карточки?

Дети высказывают свои предположения, в конце приходят к выводу, что удобнее все карточки разделить на «живое» и «неживое».

Далее воспитатель предлагает нескольким детям помочь Игрушке разложить карточки в круг, затем при помощи осталь​ных детей проверяет.

И.: Я еще вот что придумала (делит полукруг «живое» на две части по горизонтали).

В.: Ты хочешь, чтобы мы карточки полукруга «живое» тоже разделили на две части?

И.: Попробуйте!

Воспитатель обсуждает ситуацию с детьми и приходит к выводу, что «живое» можно разделить на растения и животных (растительный и животный мир).




И.: А если я еще вот так линии проведу, вы сможете разло​жить? («Растения» делит на два сектора, а «животные» --на три.)


После обсуждения карточки группируются на «цветы», «де​ревья», «звери», «рыбы» и «птицы».

2. Игра на переключение внимания.

Воспитатель называет слова «птица», «рыба», «зверь», а дети должны соответственно реагировать («летать», «плыть», «перемещаться на четвереньках»),

В игре могут быть использованы и конкретные названия («воробей», «щука», «медведь» и др.)-

3. Упражнение на классификацию (продолжение).

И.: Да, получилось все сразу легко и понятно. А как вот с этими картинками быть?

В.: Мы их тоже можем разложить на группы. Ребята, под​скажите, как это можно сделать?

Обобщая ответы детей, можно сказать, что вариантов разде​ления может быть очень много. Можно делить по цвету, размеру, форме или материалу, из которого изготовлен объект. Но чаще всего удобнее делить по назначению, по тому, зачем (для чего) нужен данный объект. Поэтому предлагаемые предметы можно разделить на «мебель», «посуду», «транспорт», «одежду».

Несколько детей раскладывают карточки по секторам, за​тем следует проверка выполнения.

В.: Ну, вот, Игрушка, наши ребята справились с твоей за​дачей: все карточки разложили, ничего не забыли.

И.: Спасибо вам, ребята, помогли мне. Теперь давайте по​играем в «Да-нетку».

4. Игра «Да-нетка».

Игрушка загадывает один из объектов, лежащих в кругу. Вос​питатель задает вопросы и показывает в кругу, как сужается поле поиска:

*​ Это живое?
-Да.

*​ Это растение?
-Нет.

*​ Это птица?

*​ Нет.

*​ Это рыба?

*​ Нет.

*​ Это заяц?
-Да-

96

Затем загадывает воспитатель и дети должны задавать ана​логичные вопросы.

5. Практическая работа.

Нарисовать предметы, которые любят дети.

6. Подведение итогов.

Упражнение 25 Б «Род — вид»

Воспитатель называет родовое понятие («фрукты», «обувь», «насекомые» и т. д., а дети должны назвать как мож​но больше видов.

Упражнение можно проводить в виде игры-соревнования: кто знает больше всех объектов данного рода (во время игры воспитатель раздает палочки или фишки, которые затем под​считываются), становится «знатоком»: получает медаль с изоб​ражением апельсина, ботинка, мухи и т. д.