Файл: Занятие тема основные направления социальной политики государства вопросы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Вопросы
1. Какова роль государства в регулировании социальной сферы в современных условиях? Приведите аргументы «за» и «против» усиления роли государства в социальной сфере.
2. Правомерно ли рассматривать в качестве стратегической цели социальной политики государства накопление и повышение качества человеческого капитала?
Практические задания
1. На основе анализа и сопоставления данных об уровне социальных расходов государства в РФ покажите их динамику. Какие факторы влияют на объем и динамику социальных расходов государства? Каковы возможные последствия роста государственных социальных расходов?
2. На основе анализа данных о распределении денежных доходов россиян сделайте выводы об уровне дифференциации доходов населения в РФ. Какие риски порождает чрезмерно высокая дифференциация доходов населения?
3. Па основе анализа статистических данных дайте характеристику уровня и динамики занятости в РФ. Какие меры государственной политики занятости вы считаете наиболее эффективными?
Ответы:
Вопрос 1: Система социальной защиты населения - наиболее развитый вид социальной системы и для нее характерны такие системно создаваемые качества, как цель, иерархия, управление, синергия. Если гомогенные системы состоят только из социальных элементов (например, семья), то в систему социальной защиты населения, как гетерогенную систему наряду с человеком включены элементы любой природы: социотехнические (предприятия, учреждения, благотворительный фонд), экосоциальные (географические районы, муниципалитеты). По сравнению с системами биологическими, техническими и другими система социальной защиты населения очень сложна, поскольку ее главный элемент - человек имеет собственную субъективный и наибольший диапазон выбора поведения. По этой причине субъект-объектный характер деятельности усложняет практическое использование закономерностей в социальной работе и учет специфики. Каждая конкретная социальная система органически связана с социальной системой более широкого масштаба и с обществом в целом как макросистемой, детерминируется ею, хотя и сохраняет относительную самостоятельность. Эта самостоятельность социальных систем обеспечивает их огромное распространение, в том числе значительные отличия между ними в пределах одного и того же типа социальных систем, или же организации, семьи, населения. Система социальной защиты населения, будучи производной в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и имеет в нем относительную автономию, собственные закономерности, принципы и методы социальной работы. Социальная работа как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли детей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития. Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения. Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен, причем, как правило, он имеет тенденцию к расширению. Принципы социальной работы - это научно-обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические. .Принцип гуманизма - один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способности личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека - главная цель социальной работы. .Принцип социальной справедливости - социально-экономическая справедливость выступает в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной плате к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при нищем персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством. .Принцип общественной целесообразности - контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению.
Одной из важнейших функций любого государства является социальная защита населения, осуществляемая всегда и при любых условиях, хотя реальные возможности государства для социальной защиты своих граждан могут различаться в зависимости от характера общественно-политического устройства и от социально-экономического положения в стране. Бесспорно, бедные страны имеют меньше возможностей для обеспечения социальной защиты населения по сравнению с индустриально развитыми странами с высоким объемом национального богатства. Система социальной защиты - это сфера жизненно важных интересов населения любой страны. Ее количественные и качественные характеристики служат главным критерием оценки степени эффективности функционирования общественно-политического строя, уровня социально-экономического, правового и культурного развития государства и общества. Право на социальную защиту - это признанье международным сообществом и законодательно гарантированное государством право каждого человека удовлетворять свои разнообразные потребности в объеме, необходимом для обеспечения достойной жизни. От выбранной государством модели социальной защиты населения в значительной степени зависит порядок в стране, социальный мир в обществе, стабильность и динамика социально-экономического развития. В международной практике концепция социальной защиты населения включает законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.п. В законодательстве Российской Федерации понятие «социальная защита» подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. Основные права в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Регулирование социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, система социальной защиты населения - это комплекс мер, осуществляемых обществом и его различными структурами, как правило, в рамках закона с целью удовлетворения минимальных потребностей, необходимых для поддержания жизнедеятельности людей. Социальная защита как система включает в себя следующие элементы: социальные гарантии и стандарты; социальное страхование; социальное обеспечение. Система социальной защиты выполняет очень важные функции, связанные с преодолением бедности и повышением качества жизни населения. К ним могут быть отнесены: общественно-политическая функция, которая предусматривает создание действенных институтов и механизмов социальной защиты населения с целью реализации гарантированных Конституцией и законодательством социально-правовых норм защиты и обеспечения социальной стабильности в стане; экономическая, предполагающая возмещение утраченной заработной платы или дохода в случае временной или постоянной утраты трудоспособности (из-за болезни, несчастного случая, достижения преклонного возраста) либо потери кормильца (для членов семьи работника), а также компенсацию дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью; социально-реабилитационная призвана обеспечить проведение комплекса мер по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации работников с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности; профилактически-предупредительная заключается в осуществлении комплекса организационно-технических и медицинских мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и сохранение трудоспособности работников. Формирование эффективной системы социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровнях с четким установлением прав и ответственности каждого из этих уровней предполагает изыскание источников их ресурсного обеспечения. В настоящее время финансирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации осуществляется из государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. В основе социальной защиты населения лежат социальные гарантии и минимальные социальные стандарты, которые включают: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет (рассматриваемый в качестве главного, исходного для других расчетов, элемента социального минимума), минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий, пособий, стипендий. Государством гарантируется также разного рода единовременные социальные выплаты, дотации и льготы, бесплатные или льготные услуги образования, здравоохранения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы. В России социальные гарантии гражданам обеспечиваются в соответствии с Конституцией РФ. Государственные минимальные социальные гарантии - это установленные законом минимальные обязательства государства, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под государственными минимальными социальными стандартами принято понимать установленные законом Российской Федерации на определенный период времени научно обоснованные минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности различных социально-демографических групп населения в жизненных благах и услугах. Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) - это социальные стандарты федерального уровня. Кроме того, в субъектах РФ и муниципальных образованиях могут устанавливаться региональные и местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие ГМСС, при условии их обеспечения за счет собственных финансовых и других ресурсов. ГМСС устанавливаются, во-первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах; во-вторых, для обеспечения единого социального пространства Федерации и относительного выравнивания уровня жизни на территории ее субъектов. Целью государственных социальных гарантий, в частности в отношении трудоспособных работников, является их обеспечение в сфере занятости и оплаты труда, включая защиту прав наемного работника, предпринимателя. Это предполагает установление и соблюдение минимальных почасовых и месячных ставок оплаты труда и минимальных стандартов условий труда. Для нетрудоспособного населения государственные минимальные социальные гарантии означают проведение на всей территории страны единой политики, обеспечивающей поддержание минимальных стандартов потребления. Реализация такой политики осуществляется посредством использования трех основных форм: . денежные выплаты - пенсии, пособия, стипендии и т.п.; . льготы при уплате налогов; . бесплатные или льготные социальные услуги. Главным элементом системы минимальных социальных гарантий и стандартов является прожиточный минимум, который определяет минимальный уровень потребления важнейших товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека. Величина прожиточного минимума рассчитывается на основе научно обоснованного потребительского бюджета, представляющего собой минимальные физиологические потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах. Минимальный потребительский
бюджет формируется в зависимости от пола, возраста и зоны проживания. Его величина периодически переоценивается с учетом динамики цен и стоимости потребительской корзины, представляющей собой минимальный набор продуктов питания, непроизводственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека. Прожиточный минимум - один из наиболее значимых составных элементов системы социальных гарантий, необходимых для определения границы бедности, выявления категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, сопоставления уровня жизни населения во временном разрезе, между регионами и между различными доходными и социально-демографическими группами. Главной составляющей величины прожиточного минимума, определяющего порог бедности в России, является стоимость потребительской корзины. Наряду с прожиточным минимумом к числу минимальных социальных стандартов, обеспечивающих минимально необходимый уровень удовлетворения важнейших потребностей человека, относятся установленные законом нормы и нормативы в сфере обеспеченности жильем, охраны здоровья, образования и культуры, условий и охраны труда, занятости, охраны окружающей среды. Социальная поддержка - это система разнообразных социальных пособий, компенсаций, субсидий и льгот, предоставляемых различным социально-демократическим и профессиональным группам населения, а также отдельным категориям граждан, имеющих особые заслуги перед государством, с целью улучшения их материального положения и здоровья. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством всевозможные социальные выплаты предоставляются примерно 2/3 населения страны. Насчитывается около 150 различных видов социальных выплат, пособий и льгот, охватывающих более чем 200 категорий граждан. Среди них: инвалиды, ветераны, дети, учащаяся молодежь. В результате перехода России к рыночной системе хозяйствования десятки миллионов россиян в одночасье стали бедными. За чертой бедности оказалось старшее поколение: ветераны войны и труда, многодетные семьи. В решении социальной поддержки бедных слоев населения важное место занимают государственные гарантии и социальные выплаты безработным. Особое место в системе социальной защиты населения занимает социальная помощь, которая в отличие от социальной поддержки, оказывается лишь остро нуждающимся слоям населения, попавшим в трудные жизненные ситуации, и неспособным самостоятельно решать проблемы жизнеобеспечения. Социальная помощь - предоставление различных материальных благ и услуг малоимущим гражданам (семьям) на основе проверки их нуждаемости. Объектом социальной помощи служат социально уязвимые слои населения, чьи доходы не позволяют обеспечить удовлетворение их физиологических потребностей, а также лица (семьи), оказавшиеся в результате чрезвычайных ситуаций в тяжелых условиях жизни. Социальная помощь предоставляется в натуральной и денежной форме. Кроме того социальная помощь включает разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности за счет средств профессиональных союзов, общественных, религиозных и других организация. Решение проблемы бедности, которое в России стало ключевой задачей социальной политики государства, является основным критерием эффективности системы социальной поддержки и социальной помощи. Реализация социальной политики настоятельно требует перераспределения финансовых ресурсов в пользу остро нуждающихся граждан. Исследования показывают, что из общей суммы расходов на социальную поддержку и помощь только 1/3 поступает малоимущему населению, а 2/3 получают те, кто может обойтись без материальной поддержки общества. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» (2003), предусматривает оказание материальной поддержки малоимущим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. Согласно закону малоимущим гражданам может быть оказана материальная помощь только на основании их письменного заявления единовременно или на период не менее трех месяцев. Объем государственной помощи устанавливается в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи. Основой действующей системы социальной поддержки и социальной помощи служат социальные трансферты, под которыми понимается передача государственными или негосударственными организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и др.), ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно безвозмездно. Пенсии, пособия, стипендии, дотации, различные социальные выплаты, а также бесплатные услуги входят в состав социальных трансфертов. В натуральной форме они выступают в виде товаров и услуг, предоставляемых конкретным семьям. Так как система социальной поддержки и социальной помощи, базирующаяся в основном на использовании всеобщих социальных трансфертов, не способна решить проблему перераспределения ресурсов в пользу малоимущих, для обеспечения эффективной социальной защиты бедных слоев населения, необходимо перейти к адресному принципу организации материальной поддержки и помощи. Адресность системы социальной поддержки населения представляет собой предоставление социальной помощи и социальной поддержки тем семьям (гражданам),
которые действительно нуждаются в них, не в состоянии самостоятельно, без постороннего вмешательства обеспечить удовлетворение своих важнейших физиологических потребностей, прежде всего в продуктах питания, одежде и обуви, оплате расходов на жильё.
Вопрос 2: Формирование и накопление рассматриваемых видов капитала является результатом определенных действий всех заинтересованных в этом сторон: государства, бизнеса, домохозяйств. Следствием их накопления становятся положительные социальные и экономические эффекты как для отдельного человека, так и для бизнеса и общества в целом.
Раскрывая роль государства в формировании и накоплении человеческого капитала, прежде всего следует отметить положительные эффекты, к которым могут привести соответствующие действия — это прежде всего рост человеческого потенциала страны, что исключительно актуально для современной России.
К положительным эффектам от государственных инвестиций в человеческий капитал также можно отнести:
• снижение демографических, кадровых и профессиональных рисков;
• стабилизацию расходов на здравоохранение;
• увеличение налогооблагаемой базы вследствие роста доходов населения;
• сокращение непроизводительных социальных расходов (пособий по безработице и малообеспеченным категориям населения);
• сокращение уровня преступности;
• изменение отношения к здоровью, которое часто связывают с более высокими уровнями образования и доходов;
• социальную активность граждан;
• формирование социально-ответственного мышления и феномена социально-ответственного потребления, новой системы ценностей[1].
Важно запомнить
К основным направлениям деятельности государства, нацеленным на формирование и повышение качества человеческого капитала, следует отнести:
— повышение качества жизни и создание комфортной жизненной среды;
— формирование эффективной системы здравоохранения и обеспечение равной доступности квалифицированной медицинской помощи для всех граждан;
— формирование системы образования, адекватной современным вызовам, повышение качества образования на всех его уровнях и обеспечение равного доступа к нему;
— содействие формированию безопасных и комфортных условий труда, достижению рациональной, эффективной занятости экономически активного населения.
Источниками формирования человеческого капитала являются социальные инвестиции в общее и профессиональное образование; инвестиции,
направляемые на поддержание и улучшение здоровья, повышение уровня и качества жизни, а также вложения в улучшение условий труда, социальную инфраструктуру и т.д. Существует три канала инвестиций в человеческий капитал: государственные социальные расходы, социальные расходы компаний и домохозяйств.
В отличие от накопления человеческого капитала, накопление социального капитала общества обычно не требует прямых финансовых затрат. Указанные эффекты достигаются посредством: формирования определенных норм поведения, следования определенным принципам, среди которых особое место занимает принцип социальной ответственности; готовности поступиться краткосрочными групповыми (корпоративными) интересами в пользу долгосрочных интересов общества; роста доверия между субъектами хозяйственной деятельности и формирования соответствующих инструментов коммуникации между ними, к которым относят в том числе и социальные сети.
Среди особенностей накопления человеческого и социального капитала следует назвать длительный период накопления, высокие риски инвестирования, а также рост совокупных социальных расходов (инвестиций), направляемых на их формирование.
Важно запомнить
В рамках сложившейся в экономически развитых странах мира модели социальной политики ведущая роль в накоплении человеческого капитала принадлежит государству, что предполагает проведение активной социальной политики, ориентированной на его накопление и повышение качества. К важнейшим направлениям социальной политики следует отнести осуществление инвестиций в отрасли социальной сферы, развитие которых самым непосредственным образом влияет на качество человеческого капитала: здравоохранение, образование, культуру.
Наряду с указанным направлением следует отметить и меры, направленные на стимулирование повышения заинтересованности и роли негосударственных институтов (бизнеса, гражданского общества, домохозяйств) в накоплении человеческого капитала[2]. Основная форма инвестирования в человеческий капитал на уровне семьи — это вложения в детей, их здоровье и образование. Центральная роль в накоплении человеческого капитала детей принадлежит родителям[3].
Наиболее исследованная форма инвестиций в человеческий капитал на уровне семьи — инвестиции в образование. Инвестиционные решения принимаются на основе сопоставления ожидаемых выгод (рост доходов, возможности трудоустройства и карьерного роста) и затрат. Прямые издержки получения образования для домохозяйств включают официальные и неофициальные сборы. Косвенные издержки получения образования — упущенные заработки.