Файл: Занятие тема основные направления социальной политики государства вопросы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инвестируя в образование как основную форму накопления человеческого капитала, домохозяйства получают значительную часть выгод, не связанных с рыночной (производственной) деятельностью. Как правило, более образованные люди ответственно относятся к своему здоровью, формируют здоровые привычки, их потребительский выбор тоже можно назвать более ответственным, они в большей степени склонны к благотворительной деятельности и т.д. Инвестиционные возможности семей ограничены уровнем их доходов и (или) пониманием необходимости вложений в образование. Решения об инвестициях принимаются на микроуровне, однако во внимание обязательно принимаются макроэкономические риски: политическая и экономическая стабильность, образовательная политика государства, распределение ответственности.
Рассмотрим участие государства в накоплении человеческого капитала на примере инвестиций в здравоохранение и образование.
Участие государства в финансировании инвестиций в здравоохранение (сохранение и поддержание здоровья населения страны) определяется отношением к здоровью как к благу, имеющему исключительно высокую индивидуальную и общественную значимость.
По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Здоровые люди обеспечивают увеличение предложения рабочей силы, более высокую производительность труда, имеют возможности для повышения квалификации и, как следствие, роста доходов, они оптимизируют потребление, создавая возможности роста сбережений и последующих инвестиций. По оценке специалистов ВОЗ, здоровье населения определяется следующими факторами: наследственность (15—20%), состояние окружающей среды (20—25%), медицинское обеспечение (10—15%), условия и образ жизни людей (50—55%)[4].
Говоря о роли государства в сохранении и поддержании здоровья населения страны, в качестве первоочередной меры следует назвать формирование эффективной системы здравоохранения и обеспечение равной доступности для всех граждан к квалифицированной медицинской помощи.
В сентябре 2014 г. был опубликован ежегодный рейтинг эффективности национальных систем здравоохранения агентства Bloomberg. Россия была включена в него впервые. Рейтинг составлен на основании данных ВОЗ, ООН и Всемирного банка (табл. 6.4). В основе рейтинга три показателя: 1) средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 2) государственные затраты на здравоохранение; 3) стоимость медицинских услуг в расчете на душу населения. Национальная система здравоохранения может считаться эффективной, если инвестиции в нее дают ожидаемый результат — положительную динамику ожидаемой продолжительности жизни. Включение России в рейтинг показывает, что в нашей стране достигнуты пороговые значения критериев — ожидаемая продолжительность жизни превысила 70 лет. Финансирование здравоохранения пока отстает от стран- лидеров рейтинга.
Практические задания:
1(1): Динамика основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022-2024 годы характеризуется снижением доли доходов в ВВП к 2024 году по сравнению с 2021 годом с 35,9 до 33,9 % и расходов - с 36,3 до 34,3 %.
В 2022 году доля доходов бюджетов бюджетной системы в ВВП по сравнению с предыдущим годом снижается на 0,4 процентного пункта, в 2023 году - на 0,7 процентного пункта и в 2024 году - на 0,9 процентного пункта. Доля расходов также ежегодно снижается на 1,6, 0,1 и 0,3 процентного пункта соответственно.
В 2022 и 2023 годах планируется профицит бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который снижается в 2023 году по сравнению с 2022 годом с 0,9 % ВВП до 0,2 % ВВП, и дефицит в 2024 году в размере (-) 0,4 % ВВП.
В структуре расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов в 2022-2024 годах наибольший объем расходов, как и в предыдущие годы, будут составлять расходы на социальную политику с сохранением их на уровне 11,1-11 % ВВП.
Доходы и расходы бюджетов бюджетной системы России в 2020-2024 годах
Расходы
• Доходы
39
о/
/о
трлн руб.
2020 г. (отчет)
2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
(оценка) (прогноз) (прогноз) (прогноз)
— Доходы в % к ВВП Расходы в % к ВВП
Доля расходов на образование в 2022-2024 годах остается на уровне 2021 года (3,8-3,7 % ВВП). Расходы на здравоохранение снижаются с 4,1 % ВВП в 2021 году до 3,7 % ВВП в 2024 году, на национальную экономику - с 5,1 % ВВП в 2021 году до 4,5 % ВВП в 2024 году. Суммарная доля расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность сохранится на уровне 2021 года - 4,7 % ВВП в среднем на 2022-2024 годы.
Расходы бюджетов бюджетной системы в номинальном выражении увеличиваются в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 1 038,5 млрд рублей, или на 2,3 %.
В то же время расходы по сравнению с 2019 годом, то есть до пандемии, увеличиваются более значительно - на 9 612,1 млрд рублей, или на 26,3 %.
При этом расходы на национальную экономику, образование, здравоохранение, социальную политику в абсолютном выражении увеличиваются больше, чем расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
1(2): Размер государственных расходов зависит от многих факторов. Они определяются объемом ВВП страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП.
Рассмотрим факторы, определяющие динамику государственных расходов.
- Динамика экономического развития страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджетов растут и, как следствие, расширяются возможности публичных органов исполнительной власти по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы), оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные виды расходов.
Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, — это непопулярная мера. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержки.
- Вложения в развитие человека — важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран.
- Научно-техническое развитие. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых товаров, услуг, а значит, и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство.
За счет федерального бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором долговременного развития страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства. В странах, являющихся мировыми лидерами в сфере НТП, значимость государственной поддержки научно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходов в структуре бюджета.
- Политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями.
Государственные организации по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, которые, в свою очередь, зависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясь профессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.
Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.
- Внешние условия. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.
1(3): Рост социальных расходов государств на фоне замедления темпов экономического роста, финансовой нестабильности может привести к целому ряду негативных экономических последствий: росту дефицита государственного бюджета и государственного долга, увеличению налогового бремени на бизнес, эффекту вытеснения частных инвестиций, инфляции.
2(1): Проведенный анализ степени дифференциации населения РФ по уровню доходов показал, что за последние 19 лет существенных изменений в дифференциации доходов не наблюдается. Ситуация в распределении денежных доходов населения за период 2000-2019 годы практически не изменилась и находится в застывшем состоянии. Наблюдается незначительное увеличение доли наиболее обеспеченной группы (на 0,4 %), и уменьшение самой малообеспеченной (на 0,6 %). Очевиден отрыв наиболее обеспеченной, пятой квинтильной группы, по суммарному количеству денежных доходов. Анализ коэффициента дифференциации доходов (соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 % населения с самыми высокими доходами и доходами 10 % населения с самыми низкими доходами) за период 2000-2019 годы практически не меняется. В РФ в 2019 году средние доходы верхних 10% населения были в 15 раз выше, чем доходы нижних 10 %. Неравномерность в распределении доходов населения РФ, которая наблюдается последние 19 лет, подтверждают и кривые Лоренца, рассчитанные для 2000, 2009 и 2019 годов, а также рассчитанный на их основе индекс концентрации доходов. Сам же уровень денежных доходов населения за последние 10 лет в приведенных ценах 2019 года практически не изменился. Уровень расходов по РФ в целом тоже практически не поменялся. Таким образом, в рассматриваемый период и до настоящего момента времени динамика социально-экономического развития является недостаточной. Проблемы повышения уровня жизни населения признаны руководством страны первоочередными, а рост располагаемых денежных доходов российских семей объявлен ключевой задачей правительства [13]. Следует реализовывать экономическую стратегию, нацеленную на рост экономических показателей в целом, что будет способствовать в том числе росту денежных доходов населения.
2(2): Дифференциация доходов населения имеет положительные и отрицательные последствия. Положительным является то, что появляются стимулы улучшения ресурсов, в первую очередь трудовых (обучение, повышение квалификации, переподготовка). Так как доходы – основа удовлетворения потребностей, собственники заинтересованы в удачном использовании ресурсов. В качестве отрицательных моментов следует назвать уменьшение возможностей для воспроизводства при низких доходах (малообеспеченные родители не в состоянии дать достойное образование своим детям). В условиях неопределенности и риска, при экономическом спаде, качественные ресурсы иногда не могут быть применены либо их использование не дает эквивалентных доходов. Вследствие этого чрезмерная дифференциация доходов приводит к социальной нестабильности в обществе.
Оценка дифференциации доходов населения осуществляется через децильный коэффициент, коэффициент фондов и индекс Джини. Коэффициент фондов определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 % населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами. Коэффициент Джини характеризует степень отклонения линии фактического распределения доходов от линии их равномерного распределения. Децильный коэффициент показывает, во сколько раз минимальные доходы 10 % наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10 % наименее обеспеченного населения. В нашей стране значение данных показателей постоянно растет, т. е. дифференциация по доходам увеличивается.
3(1): На сегодня профессионально-занятое население и экономически активное население 41-49% от общего населения мира.
Экономически активное население включают в себя не только участвующих в общественном производстве, но и безработных, а также работающих не полный рабочий день.
Основные тенденции занятого экономически активного населения:
1. Уменьшение экономически активного населения в аграрной сфере, соответственно, увеличение в промышленности, строительстве, транспорте и сфере услуг.
2. Уменьшение сначала относительно, а затем и абсолютно численности занятого экономически активного населения в промышленности и строительстве.
3. Рост численности занятого экономически активного населения на транспорте и особенно в сфере услуг. При этом очень важно отметить тот факт, что значимость сферы услуг кардинальным образом меняется и наблюдается функциональное расширение сферы услуг.