Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы построения налоговой системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы построения налоговой системы
1.1 Понятие и сущность налоговой системы
1.2 Устройство налоговой системы и ее роль. Функции налоговой системы
2. Практические аспекты налоговой системы РФ
2.1 Анализ фискальной направленности налоговой системы
2.2 Проблемы налоговой системы РФ
Классики науки о налогах, к числу которых, безусловно, относятся А. Смит и Д. Рикардо, не признавали за налогами никакой другой функции, кроме как фискальной. Главенствующая роль фискальной функции налога усматривается также в трудах Ф. Вольтера, С. Вобана, Ж. Монтескье и других сторонников атомистической теории. Суть этой функции заключается в том, что налог, прежде всего, всегда был и остается средством формирования доходов казны. Наличие у налога фискальной функции фактически является в теории догмой. Однако существуют различные точки зрения относительно соотношения этой функции с другими функциями налога.
В данном случае необходимо учитывать, что наряду с фискальной в теории наиболее часто обозначается регулирующая функция налогов. В свое время Ф. Нитти полагал, что "...во всех современных странах налогообложение преследует две цели: фискальную (правовую) и экономическую (запретительную, или ограничительную). В современных бюджетах налоги приобретают все больше значение запретительной, или ограничительной, меры по отношению к тем формам производства и обмена, которые признаются вредными, и покровительственной относительно таких, которые считаются полезными. Чтобы вызвать к жизни новые отрасли, пользуются косвенным налогом как средством защиты: цель налога не фискальная, хотя он может быть доходным". Позднее П. М. Годме отмечал, что "помимо финансовой цели – обеспечения государственных касс, – налог может преследовать также и другие цели, например, экономические и социальные. Посредством налога можно воздействовать на общее состояние экономики либо на отдельные явления". Эти тезисы непосредственно и убедительно указывают на наличие как минимум двух вполне сопоставимых друг с другом по значимости функций налога – фискальной и регулирующей.
Тем не менее доминирующее значение фискальной функции налога все еще признается некоторыми современными исследователями. Вменение налогу единственной функции – фискальной, по мнению одного из сторонников этой идеи, позволяет разделить использование налога в качестве орудия фиска и в качестве орудия экономической политики. Соответственно, и цели налоговой политики могут находиться в разных плоскостях – фискальной и регулирующей, рассматриваемые в первом случае как внутреннее, вытекающее из природы, объективное атрибутивное свойство налога и во втором – как внешнее, навязываемое извне, субъективное и меняющееся его качество. Регулирующая роль налога при этом не становится менее значимой, второсортной, алогичной, но двойственность в возможностях и целях применения налога содержит потенциальную противоречивость.
Так или иначе, регулирующая функция налога нашла отражение и теоретическое обоснование в трудах многих ученых. К примеру, А. А. Тривус отмечал, что "налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов. Налоги приравнены к одной из составляющих сил, определяющих ту равнодействующую, по которой совершается эволюция рыночной экономики". Позднее В. Зомбарт обосновал необходимость и возможность использования налогообложения за пределами традиционного "фискального ореола", в том числе в целях развития производительных сил общества, т.е. фактически в стимулирующих и регулирующих целях.
Как же соотносятся между собой фискальная и регулирующая функция налога? В данном случае вряд ли можно согласиться с суждением, что главная и единственная задача налога – наполнить публичные фонды денежными ресурсами. Подобное понимание функций налога, по нашему мнению, представляется излишне узким. Полагаем, что фискальная и регулирующая функции налога одновременно могут рассматриваться в качестве основных и определяющих, поскольку в наилучшей степени отражают его сущность. Ведь главное предназначение налога фактически сводится к формированию доходов бюджета и регулированию социально-экономических процессов. Во всяком случае, гибкое сочетание фискального и регулирующего начал налога, по мнению М. Н. Карасёва, в идеале и составляет существо современной налоговой политики. С учетом определяющего значения этих функций налога они будут более обстоятельно рассмотрены нами в последующем изложении.
Вместе с тем в ряду рассматриваемых функций присутствует и контрольная функция налога. По мнению отдельных специалистов, эта функция, хотя и является самостоятельной, тем не менее подчинена фискальной и связана с регулирующей функцией налогов. Регулирующая и контрольная функции налогов конкретизируют контрольную функцию финансов и обслуживают налоговое регулирование и налоговый контроль – родственные сферы финансовой деятельности государства. Любое налоговое отношение реализуется, как правило, одновременно и в регулирующей, и в фискальной функциях, причем и в той и в другой налоги выступают в своей третьей функции – контрольной. Контрольная функция налогообложения позволяет государству "отслеживать" своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы. Конечно, тезис о наличии у налога контрольной функции не следует понимать буквально. Ведь эта функция проявляется в данном случае опосредованно через деятельность компетентных органов по контролю за своевременностью и полнотой уплаты налогов, иными словами – посредством осуществления налогового контроля.
Наряду с обозначенными выше функциями в работах по налоговому праву также упоминается распределительная (социальная) функция налога. По мнению отдельных авторов, не вызывает сомнение наличие у налога фискальной и распределительной функций, так как первая вытекает из самой сущности налога, который представляет собой обязательный и безвозвратный платеж. Отсюда – и последующее распределение государством полученных от налогоплательщиков средств. Вывод о наличии у налога распределительной функции, судя по этому, вытекает из самой его сути, как источника доходов бюджета. Именно за счет средств от взимания налогов должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства. Дополнительно на это указывает и то, что эффективное функционирование налоговой системы является неотъемлемым условием выполнения государством и его органами публичных функций, в том числе социальной.
Безусловно, имеются все основания констатировать, что налоги являются важнейшей составной частью общего механизма перераспределения доходов. Во всяком случае, задействование налогов в системе перераспределительных финансовых отношений государства отмечается отдельными специалистами. Такое перераспределение позволяет не только выравнивать имущественное положение различных слоев населения, но и обеспечивать необходимое финансирование тех сфер, которые важны и необходимы государству и обществу, но по определению являются малодоходными либо сугубо затратными. В связи с этим отмечается, что суть распределительной функции как раз и заключается в финансировании подобных сфер. В частности, распределительная функция налогов позволяет осуществлять поддержку стратегически важных отраслей экономики, например, топливно- энергетического или сельскохозяйственного комплексов. Кроме того, эта же функция налогов может иметь и территориальную составляющую, особенно если вести речь о государствах, имеющих обширную территорию, поскольку перераспределение доходов позволяет выравнивать диспропорции развития удаленных и экономически несостоятельных по объективным причинам регионов. Очевидно, что распределительная функция в связи с этим проявляет определенную близость с регулирующей функцией налога.
Итогом изложенного является вывод о том, что функции налога, включая фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную, пребывают между собой в неразрывной связи. Поэтому вполне можно согласиться с суждением, что все функции налога неразрывно взаимосвязаны между собой, поскольку рациональность действующего налогообложения определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между налоговыми функциями. На практике это обеспечивается за счет установления оптимального уровня налоговых изъятий, которые, позволяя сформировать бюджет, не ущемляют при этом экономические интересы налогоплательщиков. Взаимообусловленность функций налога обеспечивает эффективность всей системы налогообложения.
В РФ действует трехуровневая налоговая система, которя состоит из федеральных, региональных и местных налогов.
Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.
Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:
- Принцип определенности
Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.
- Принцип справедливости
Он предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.
- Принцип удобства
Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.
- Принцип экономии
Государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков.
- Принцип равенства
Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде.
Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами. Для лучшего понимания эволюции налоговой системы РФ ее делят на несколько исторических этапов. Основная информация о видах налогов и сборов в РФ, о полномочиях законодательных органов государственной власти и налоговых режимах дана в главе 2 НК РФ «Система налогов и сборов в Российской Федерации».
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
2. Практические аспекты налоговой системы РФ
2.1 Анализ фискальной направленности налоговой системы
В статье 50 БК РФ указаны налоговые доходы федерального бюджета. К некоторым из них относятся:
– налоги на прибыль организаций;
– налоги на прибыль организаций, которые входят в соглашение о разделе продукции, закрепленное федеральным законом;
– налог на добавленную стоимость;
– акциз на табачные изделия;
– акциз на бензин;
– налог на добычу полезных ископаемых, включая газ, нефть;
– водный налог и др. [4].
Также существует регулирование налоговых поступлений региональных бюджетов согласно статье 56 БК РФ и бюджетов поселений согласно статье 61 БК РФ.
Главной задачей государства является эффективное стимулирование налоговых поступлений в консолидированный бюджет, чтобы сократить его дефицит, а также сокращение числа уклонений от уплаты налогов.
Динамика налоговых поступлений государственного бюджета РФ представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017-2019 годах
Согласно данным, сумма налоговых и неналоговых доходов за 2 года увеличилась на 771 млрд. руб. Структура налоговых поступлений в виде налога на прибыль организаций, на доходы физических лиц и на имущество организаций также имеют положительную динамику.
Если говорить о поступлениях налога на доходы физических лиц, то данный показатель за 2 года увеличился примерно на 302 млрд. руб. и на 1 январе 2020 года составлял 3955 млрд. руб. Так в 2020 году обсуждается повышение НДФЛ с 13 до 15%.
Так, второй по значительности рост показал налог на прибыль организаций, сбор которого на 1 января 2020 года составил 3358 млрд. руб. Прирост составляет 254 млрд. руб., несмотря на то, что налог так и не был повышен до 30%, так как Минфин РФ посчитал, что такая мера может привести к увеличению издержек ведения бизнеса. Это может иметь последствия в виде затормаживания темпов и объемов производства, что скажется на экономическом развитии страны и, естественно, поступлениях в консолидированный бюджет [6].