Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития. Именно поэтому так важно правильное построение и четкое функционирование налоговой системы России, этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.

Баланс интересов страны и предпринимательства актуален сегодня потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Следует отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определения действенных способов контроля и взыскания.

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, повышение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что необходимость экономического развития государства ставит на первый план совершенствование налоговой системы. Для современной России особо важное значение имеет построение налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Без грамотно функционирующей налоговой системы, как одного из элементов финансовой политики, невозможно развитие и процветание российского государства.


Цель курсовой работы: исследовать налоговую систему Российской Федерации, этапы её развития.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть сущность, виды и функции налогов;

2. Описать исходные принципы налогообложения России.

3. Изучить нормативно-правовую базу функционирования налоговой системы Российской Федерации.

4. Сформулировать направления совершенствования налоговой системы РФ.

Объектом исследования является система финансовых отношений. Предметом исследования является налоговая система России.

Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к налоговой системе обращалось большое ученых в области теории государства и финансового права, таких ученых, как, в частности, - Барулин С. В., Борзунова О.А., Дегтев СИ., Кучерявенко Н.П., С.Г. Пепеляев, Черник Д.Г., Шмелев Ю.Д., Халфина Р.О. и др.

1. Теоретические основы построения налоговой системы

1.1 Понятие и сущность налоговой системы

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

В отечественной науке налогового права на сегодняшний день не сложилось единого мнения по вопросу о понятии налоговой системы.


Очевидно, во многом такая ситуация обусловлена отсутствием ее легального определения. Понятие «налоговая система» относится к наиболее сложным проблемам юридической и экономической наук. Данная категория широко используется в научных и учебных работах, особенно при рассмотрении вопросов налогов и налогообложения. Однако, несмотря на значительное количество доктринальных формулировок данного понятия, до сих пор отсутствует единое научное обоснованное понимание его сущности», - пишет Соколова Э.Д.[1] и рассматривает налоговую систему, как правовую форму налогообложения, определяемого экономическими условиями развития общества, функционирующего в условиях действия рыночных отношений. Данное определение является не совсем верным определением налоговой системы, поскольку правовая форма налогообложения есть не что иное, как налоговое законодательство.

Брызгалин А.В.[2] предлагает трактовать налоговую систему как взаимосвязанную совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер, а Пепеляев С.Г. - как совокупность установленных в государстве существующих условий налогообложения[3].

В таком случае, нельзя согласиться с данными определениями: в первом определении налоговая система фактически отождествляется с налоговыми отношениями, а во втором - с условиями налогообложения. И если категория «налоговые отношения» является понятным термином – это общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения и составляющие предмет налогового права как отрасли права, то термин «условия налогообложения» представляет собой более широкое понятие и может включать в себя все аспекты налоговой сферы, в том числе планирование налогов, налоговый учет и контроль и т.д. Таким образом, эти аспекты должны быть объединены понятием налогового механизма, а не налоговой системы, поскольку система, хотя и состоит из отдельных элементов, все равно предполагает их определенную структурность и иерархичность, чего как раз и лишено определение, предложенное Пепеляевым С.Г.

Глава 2 Налогового Кодекса РФ содержит понятие системы налогов и сборов, которая представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в РФ.

Согласно НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований.


Согласно НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, исследовав различные точки зрения определений налоговой системы ученых правоведов можно дать следующее определение налоговой системы - общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

1.2 Устройство налоговой системы и ее роль. Функции налоговой системы

Определение функций налога является столь же неоднозначным, как и другие, рассмотренные нами правовые проблемы, касающиеся признаков, понятия и состава налоговых платежей, поскольку относительно них также имеет место наличие многочисленных и при этом существенно разнящихся среди специалистов точек зрения. Это несовпадение касается как понимания самих функций налога, состава таких функций, так и непосредственного их содержания и особенностей реализации.

Теоретической данностью является то, что сущность функции как таковой заключается в отражении взаимодействия предметов и явлений, пребывающих в системной связи. Иными словами такое взаимодействие и проявляется в объективной реальности в результате функционирования, т.е. выполнения тем или иным элементом системы определенной роли. В данном случае полагаем возможным исходить из того, что функция налога – есть конкретная роль, которую он выполняет в рамках той или иной системы, составной частью которой является. Через функционирование налог фактически проявляет свою сущность, точнее – демонстрирует свои системные свойства.

Налог, как мы уже знаем, может рассматриваться как элемент многих систем, включая экономическую (финансовую), социальную, правовую и политическую. Это предполагает наличие у налога многих функций (рисунок 1), поскольку в зависимости от принадлежности к той или иной системе соответственно меняется и роль, которую он в ней выполняет. Не вызывает сомнений то, что функции налога в рамках правовой системы будут существенно отличаться от тех, которые он выполняет, к примеру, в качестве элемента экономической системы. Ведь в рамках последней налог, как экономическая категория, прежде всего, является инструментом стоимостного распределения и перераспределения доходов государства[1]. В правовой же системе налог как составной ее элемент (правовой институт) по определению должен реализовывать в той или иной степени функции права, а это в свою очередь предполагает регулирующее воздействие на объективную реальность, а точнее – на определенные общественные отношения.


Рисунок 1 – Основные функции налога

Если рассматривать налог во всех ипостасях, то состав всех его функций будет довольно обширным. По всей видимости, с этих позиций функции налога рассматривает авторитетный отечественный специалист в области налогообложения Д. Г. Черник. В одной из своих работ им выделяется пять основных функций налога, включая такие, как фискальная, распределительная (социальная), регулирующая, контрольная и даже политическая. Фискальная функция отражает задачу формирования бюджета государства.

Распределительная функция проявляется в том, что через налоговую систему осуществляется перераспределение финансовых ресурсов, в том числе из производственной сферы в социальную. Регулирующая функция предполагает стимулирование или, напротив, дестимулирование развития отдельных отраслей экономики или регионов с целью получения желаемых изменений в структуре производства и его размещении посредством использования налоговых методов. Контрольная функция налогов заключается в возможности получения в рамках налогового контроля информации о финансовом положении государства, доходах организаций и физических лиц в целях своевременной корректировки бюджетной и налоговой политики. Наконец, политическая функция налогов связана с особым режимом налогообложения для отдельных государств. При этом достижение определенных внешнеполитических целей подобными средствами, по мнению ученого, может даже вступать в противоречие с финансовыми интересами государства и не согласовываться с фискальной функцией налогов.

Аналогичные по составу функции налога определяются и некоторыми другими авторами. Так, известным правоведом К. С. Бельским эти функции понимаются как некие социальные роли, которые они выполняют в деятельности государства и общества. При этом ученый исходит из того, что налогами выполняются фискальная, распределительная, стимулирующая и политическая функции. Наконец, существует точка зрения Г. В. Петровой, в соответствии с которой у налогов выделяются такие функции, как конституционная, фискальная, стимулирующая, контрольная, межотраслевая, правовая и внешнеэкономическая.

В целом, разделяя приведенные выше подходы, считаем необходимым, тем не менее, заметить, что подобное функциональное многообразие налогов виделось в теории не всегда. Это, судя по всему, обусловлено наличием отдельных функций, которые являются определяющими, поскольку в наилучшей степени отражают сущность налога. Именно такие функции получали наиболее весомую теоретическую проработку и обоснование. Другие же функции налога, которые могут быть у него усмотрены, отражают отдельные, судя по всему, менее существенные стороны налога, поэтому рассматривались в качестве второстепенных, и в лучшем случае признавались подфункциями.