Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно констатировать, что на данный момент российская налоговая система переживает кризис, который, несомненно, влияет как на экономику страны, так и на функционирование государства в целом.

2.3 Пути совершенствования налоговой системы РФ

Сейчас вносится множество предложений по осуществлению развития и совершенствования налоговой системы, которые приносят минимальные результаты, или не приносят их вообще. В связи с тем, что конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке оставляет желать лучшего, а в условиях широко растущей глобализации шансов на ее усиление крайне мало. Основным способом реорганизации становится замена налогов, которые тормозят развитие, и заменить их на налоги- акселераторы.

Первым налогом, который требуется дорпаботать, является НДФЛ (подоходный налог). В своем обращении к россиянам в прямом телеэфире 23.06.2020 В. Путин предложил ввести с 1 января 2021 года в России прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц.

Напомним, что фиксированная ставка НДФЛ в размере 13% для всех налогоплательщиков действует в нашей стране с 2001 года (со вступлением в силу части второй НК РФ).

Президент предложил поднять эту ставку до 15% применительно к доходам, превышающим 5 млн. рублей в год.

Таким образом, в новой шкале будет две ставки, зависящие от величины дохода:

Доход, полученный физическим лицом в течение года

2020

2021

В размере до 5 000 000 рублей

13%

13%

В размере выше 5 000 000 рублей

13%

15%

Вторым налогом, который требует замены, потому что он теряет свое фискальное значение в настоящее время, является налог на прибыль организаций. Данный налог может сменить налог на выводимые из предприятия доходы. С новым налогом, все выводимые из оборота предприятия доходы и капиталы (возврат капитала акционерам, дивиденды и т.д.), то есть, все, что не имеет отношения к затратам на заработную плату работникам предприятия и материалы. Данный налог, лишен недостатков, которые присущи налогу на прибыль:

нет необходимости вводить многочисленное количество льгот в отношении данного налога;

нет потребности вмешиваться в бухгалтерию предприятия и использовать особые методы контроля для выяснения чистой прибыли предприятия;


нет надобности во внедрении и поддержании системы мер по взаимному урегулированию режимов налога, а прибыль и подоходного налога, в применении налогового учета амортизации и вообще подержания различных налоговых режимов, связанных с предпринимательской прибылью.

Третьим налогом, который может прийти на место налога с продаж, может стать налог с оборота, которым должна облагаться выручка любого предприятия всех видов собственности. Этот налог просто и легко собирается с граждан, а также легко администрируется. База этого налога намного шире, чем у налога с продаж. Налог с оборота избавлен от возврата и потребности сочетать различные налоговые режимы. Для него не требуется применения какой-либо особенной налоговой отчетности. Взимание данного налога осуществляется в упрощенном виде - путем удержания банком определенной суммы налога при осуществлении платежей, при этом, чаще всего налогоплательщики могут быть избавлены от предоставления сводных деклараций по данному налогу.

Еще одним методом совершенствования налоговой системы является предоставление налоговым органам полных сведений о вкладах, наличии счетов и остаточных средств на счетах, а также выписках по операциям на счетах и по вкладам физических лиц.

В настоящее время, в ряде случаев, большинство необходимых для налогообложения отсутствуют в структуре баз данных или являются ошибочными, что приводит к увеличению налоговых перерасчетов и отправку дополнительных налоговых уведомлений.

С целью улучшения системы информирования налоговых органов, указанными налогами, необходимо обозрить вопрос об информировании налоговых органов физическими лицами, о находящейся у них в собственности недвижимого имущества, а также транспортных средств. Для случаев неправильно рассчитанных налоговых обязательств, в связи с недостаточностью информации в базе данных о налогоплательщике или объекте налогообложения.

Основания для перехода к унифицированной системе налоговых сборов, в настоящее время, хорошо известны.

Первым основанием является то, что современные налоги собираются в порядке авансовых платежей и перерасчеты по ним относятся к категории налоговых отношений, что исключает проведение возвратов.

Второе основание: российская система казначейства предназначена к реализации бюджетных расходов, а не доходов.

Самым главным основанием является то, что данная система сбора налогов значительно повышает налоговую дисциплину.


Для того, чтобы усовершенствовать и придать специальным налоговым режимам стимулирующий характер, необходимо:

продолжить работу по регламентированию применения упрощенной налоговой системы на основе патента;

предлагается внесение систематических изменений в обозначенные максимальные размеры базовой доходности;

с целью снижения налоговой нагрузки на экономических агентов, необходимо повысить порог предельной величины доходов, дающий организациям возможность применять упрощенную систему налогообложения.

С целью расширения масштабов использования рассрочки, инвестиционного налогового кредита и изменения срока выплаты налогов, необходимо внести следующие изменения:

внести основания предоставления отсрочки, помимо тех, которые уже внесены в НК РФ, не устанавливая подробного перечня;

с целью ускорения принятия решения по предоставлению отсрочки, необходимо обязать руководство налоговых органов представлять отсрочки на небольшой срок в рамках одного финансового года;

необходимо внести в налоговую систему такое основание, как « предоставление отсрочки заинтересованному лицу финансирования из бюджета», а также «недофинансирование».

Если в обозрение брать отдельные отрасли экономики и осуществлять реформирование системы налогообложения в них, то необходимо сказать о некоторых пунктах:

необходимо распространить право на получение вычета по НДФЛ на суммы, произведенных пожертвований, совершенных физическими лицами в благотворительные организации и некоммерческие организации науки культуры и т.д. Это нововведение требуется для того, чтобы расширить налоговые стимулы для участия в благотворительной деятельности, а также сократить налоговые издержки;

необходимо внести решение об увеличении видов деятельности, гранты, финансирование которых не учитывается при формировании налоговой базы налога на прибыль организаций, с занесением в этот список программ по охране здоровья населения, массового спорта и др.;

внесение в законы о налогах и сборах такого понятия, как «консолидированная группа налогоплательщиков». Это позволит основному обществу стать единственным налогоплательщиком налогов по своим дочерним организациям.

Сегодня налоговая система практически любого государства является одним из главных рычагов, которые регулируют финансовые отношения предприятий с государством. Основная ее цель заключается в обеспечении государства финансами, необходимыми для выполнения им своих задач и функций. Посредством налогов, льгот и санкций государство осуществляет воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов для того, чтобы создать благоприятные условия для всех участников общественного воспроизводства. Налоговые рычаги регулирования экономики совместно с другими экономическими рычагами способствуют созданию единого целостного рынка, который в свою очередь способствует развитию рыночных отношений.


Заключение

Возникновение налоговой системы обоснованно тем, что налоги исполняют роль содержания государственных нужд и государства в целом. Налогообложение входит в структуру элементов финансовой политики страны и главным образом оказывает влияние на экономику страны. Государство, получая соответствующие суммы налогов, осуществляет воздействие на экономические эффекты, которые подвергаются влиянию налогов: увеличение объемов производства, рост капиталовложений и нормы прибыли. Правительство страны применяет налоговую политику в качестве регулирующей силы негативных явлений рынка. Функционирование народного хозяйства государства так же зависит от правильности построения системы налогообложения.

На различных фазах своего становления и функционирования государство принимает различные решения и решает определенные проблемы, которые требуют финансирования. Создание и поддержание налоговой системы является основной макроэкономической задачей. Данная тема актуальна ввиду того, что каждый год правительством РФ затрагивается проблематика усовершенствования системы налогов и осуществления ее переустройства с условием того, что изменения будут соответствовать критериям развития Российской экономики.

логовая система - это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями находящихся в определенной связи между собой. В настоящее время в экономической литературе налоговую систему определяют как совокупность:

регулирующих законодательных актов;

взимаемых государством, налогов и сборов;

принципов и методов их установления.

Система налогообложения является основной частью экономической системы страны, и она же контролирует экономические процессы, которые происходят в государстве. Каждой налоговой системе присущи свои характерные особенности. Существует несколько основных особенностей действующей налоговой системы РФ.

Первой особенностью является то, что с утверждением Налогового кодекса РФ указы и инструкции, которые издавались налоговыми органами, не относятся к законодательным актам о налогах и сборах, а для налогоплательщиков имеют лишь рекомендательный характер. К тому же, при объединении Федеральной налоговой службы РФ и Министерства финансов РФ, функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению перешли к финансовым органам.


Второй особенностью считается то, что согласно новому налоговому законодательству, у налоговых органов изъято право на сбор налогов, а оставлена лишь функция контроля над выплатой налогов. Налоговые платежи должны поступать сразу на бюджетные счета казначейства.

Третья особенность подразумевает под собой то, что с введением новых законов в налоговой сфере, из категории налогов была выведена таможенная пошлина и их сбор регулируется таможенным законодательством. Исходя из этого, таможенные органы теряют свой статус налоговых органов, хотя в их юрисдикции, не считая таможенных пошлин, по-прежнему находятся такие налоги, как НДС и акцизы.

Четвертой особенностью является то, что закрытый список налогов и сборов, который был установлен Налоговым кодексом РФ, может быть изменен и пересмотрен только законом, утвержденным Федеральным собранием. Ранее, законодательные органы субъектов Федерации имели право вводить любые налоги на территории субъектов РФ, включая те, которые уже были включены в основной перечень налогов и сборов.

Пятая особенность - это то, что за долгую историю государства, первые законы о налогах начали появляться только лишь в декабре 1991 г., а сама налоговая система начала формироваться только в 1992 г.

Шестой и последней особенностью является то, что в главах Налогового кодекса РФ, представлены как отдельные налоги, так и определенные группы налогов близкого друг другу типа. Отдельно, для классификации видов и групп налогов применяется административно-территориальный принцип, взамен экономического или фискально-правового.

Грамотно построенная система налогообложения не только должна обеспечивать потребности государства финансовыми ресурсами, но и поддерживать стимул к предпринимательской деятельности налогоплательщика и вынуждать его к постоянному поиску новых путей повышения эффективности его деятельности.

Список использованных источников

  1. Налοговый кοдекс Российской Федерации (часть первая), принят Гοсударственной Думой РФ 26.07.2000 и утв. Федеральным законом №117- Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Гοсударственной Думοй РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000 [Электронный ресурс]:. https://www.alta.ru/tamdoc/00fz0117/
  2. Алиев, Б.Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 439с.
  3. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. И. Гончаренко [и др.] ; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 524 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-4244-6.
  4. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / [М. М. Шадурская, Е. А. Смородина, Т. В. Бакунова и др.] ; М-во науки и высш. образования Рос.Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2019. – 216 с. ISBN 978-5-9656-0288-9
  5. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Б. Поляк [и др.] ; под редакцией Г. Б. Поляка, Е. Е. Смирновой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 385 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-06431-5.
  6. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», специальностям «Экономическая безопасность», «Таможенное дело» / И.А. Майбуров [и др.] ; под ред. И.А. Майбурова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: юнити-дана, 2018. – 503 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-03100-2.
  7. Пансков, В. Г.Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалав-риата / В. Г. Пансков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 436 с. – (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). – ISBN 978-5-534-06064-5
  8. Алехнович, А.О. «УМНАЯ» налоговая система // Научные труды Вольного экономического общества России, 2018. – 209 том. – С.25 - 44
  9. Алиев, М.А. Проблемы совершенствования системы налогов и сборов Российской Федерации // Хакон и право, 2020. - № 2. – С.61-62
  10. Борщевский, Г. А., Облакова, О. М. Взаимосвязь процессов развития налоговой системы и налоговой службы в России // Ars Administrandi (Искусство управления). 2020. - Том 12, № 1. - С. 93-119.
  11. Винникова, П. Г. Проблемы системы налогообложения в России и пути ее совершенствования // Инновации и инвестиции, 2018. - № 11. – С. 316-321
  12. Гамзатова, С.А. Анализ налоговых поступлений федерального бюджета Российской Федерации // Экономические науки, 2020. - № 3-2(42). – С.19 - 22
  13. Григолия, С.З., Ржевская, Д.С., Бледных, А.Д. Налоговые доходы Федерального бюджета РФ, анализ их состава, динамики и структуры // Вестник современных исследований. – 2019. – №4.7 (31). – С. 78-83.
  14. Громов В. В. Налоговая конкуренция в России на разных этапах развития налоговой системы // Финансовый журнал. 2020. – Т. 12, № 1. – С. 41-57.
  15. Гурова, С.Ю. Шипеев, Я.Г. Эволюция понятий «налоговая система» и «система налогов» в контексте развития налогообложения в Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации, 2019. - № 1 (35) – С.34 – 37.
  16. Официальный сайт ФНС России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn05/
  17. Гришина В.В. Анализ и оценка налоговых доходов федерального бюджета РФ // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности. – 2019. – С. 48-52.
  18. Итоги деятельности ФНС России за 2018 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/itog18.pptx
  19. 5. Итоги деятельности ФНС России за 2019 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/about_fts/itog19_2502.pptx
  20. Кузнецов Л.Д. Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России. Вестник Московского университета МВД России, 2020. - № (1). - С.170-172.
  21. Мартынова Н. И., Калиниченко В. А. Проблемы и перспективные направления развития налоговой системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт», - 2019. - № 5 (май). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194030.htm.
  22. Пугачев А.А., Парфенова Л. Б., Подвезько А. Оценка влияния налоговой конкуренции на конкурентоспособность национальной налоговой системы. Экономика. Налоги. Право, 2019. - № 12(4). – С.143-155.