Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Теоретические основы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сокращение поступлений на 7% наблюдается у налога на имущество организаций в связи с тем, что это региональный налог. Еще одной причиной может послужить явление «минимизация налогов». Это означает уменьшение суммы налога организацией разными способами, в некоторых случаях незаконными.

Налоги составляют основную часть доходов федерального бюджета Российской

Федерации и только при условии поступления налогов, государство имеет возможность реализовать на практике весь заложенный в него функционал.

Так, изучив таблицу 1, можно утверждать, что налоговые доходы являются ключевыми в структуре бюджета России. При этом, стоит отметить, что за период 2017-2019 гг., наблюдается увеличение доли налоговых доходов и, соответственно, снижение доли неналоговых доходов. За три года прирост налоговых поступлений в денежном эквиваленте составил более 3 триллионов рублей, а именно: 2 274,8 трл. руб. в 2018 году и 1 087,5 трл. руб. в 2019 году. Общим фактором такого роста выступает налоговое администрирование, то есть улучшение организации работы по сбору налогов, контроля за исполнением налогового законодательства, выявления схем уклонения от уплаты налогов и т.д.

Таблица 1

Динамика структуры доходов федерального бюджета РФ за 2017-2019 гг. (млрд. руб.)

2017

Удель-ный вес,

%

2018

Удель-ный вес,

%

2019

Удель-ный вес,

%

Всего дохо-

дов

15088, 9

100

19454, 4

100

19970, 3

100

В том числе:

Налоговые

9 017,9

59,8

11742,7

60,4

12 380,2

62,0

Неналоговые

6 071,0

40,2

7 711, 8

39, 6

7 590,1

38,0

Далее, с помощью диаграмм рассмотрим долю каждого налога в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета (рисунок 1, 2).

Рисунок 1 - Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2018 год

Рисунок 2 - Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2019 год

За оба года наибольший процент доли в общем объеме налоговых поступлений занимает налог на добычу полезных ископаемых. А именно, в 2018 г. – 51% и в 2019 г. – 50%. Снижение поступлений НДПИ обусловлено, в основном, снижением поступлений по НДПИ на добычу нефти в результате снижения цены на нефть марки «Urals» в декабре 2018 – ноябре 2019 на 10% (с 70,24 до 63,23 долл./за барр.) при одновременном росте курса доллара США в декабре 2018 – ноябре 2019 на 5,1% (с 61,95 до 65,11 рублей за долл. США), а также изменения законодательства и введения в соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 года №301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» повышающих коэффициентов, увеличивающих ставку НДПИ в виде нефти в среднем на 1508,4 рублей за 1 тыс. тонн.


Второй по значимости вид налога – это налог на добавленную стоимость. За два года его доля повысилась с 30% до 31%. Такой рост обусловлен законодательным фактором, а именно повышением основной ставки НДС на 2% (с 18% до 20%).

Доля налога на прибыль организаций в 2018 году равна 8%, а в 2019 – 10%.

Акцизы показали отрицательную динамику, его доля снизилась с 7% до 4%. Поступления по акцизам снизились из-за снижения объемов реализации продукции, а именно: табачной продукции, алкогольной продукции и т.д.

Прочие налоги и сборы занимают наименьшую долю в структуре налоговых поступлений за 2018 г. и в 2019 г. (4% и 5%).

Для получения более ясной картины, рассмотрим, как изменялась величина поступлений по различным налогам. Так, далее в таблице 2 проведем анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2017-2019 гг.

Таблица 2

Динамика структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ, млрд.руб.

Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно утверждать, что наибольший рост поступлений как в 2018, так и в 2019 г. наблюдается по налогу на добавленную стоимость. Как было отмечено, такой рост обусловлен повышением ставки НДС до 20%. Также, рост в 2019 г. на 683,2 млрд рублей обеспечен за счет: при роста поступлений по компаниям нефтегазового сектора в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке.

Фактор налогового администрирования также обеспечил рост поступлений по данному налогу.

Статья налогового дохода – налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – в основном представлена налогом на добавленную стоимость. Этот налог в 2018 г. показал колоссальный рост – на 2016,6 млрд. рублей, однако в 2019 г. прирост составил лишь 66,2 млрд. рублей. Рост поступлений по НДПИ обусловлен в основном увеличением поступлений по НДПИ на добычу нефти в результате роста цены на нефть марки «Urals» в декабре 2017 года – ноябре 2018 года на 34,8% (с 52,1 до 70,2 долл./за барр) при одновременном повышении курса доллара США по отношению к рублю на 5,6% (с 58,7 до 61,9 рублей за долл. США). Еще один фактор увеличения налоговых поступлений по НДПИ – это повышение ставок по налогу: основной налоговой ставки на добычу нефти в декабре 2017 года на 7,2% (с 857 до 919 рублей за тонну добытой нефти). В 2019 году снижение цены на нефть марки «Urals» в декабре 2018 – ноябре 2019 на 10% (с 70,24 до 63,23 долл./за барр.) при одновременном росте курса доллара США в декабре 2018 – ноябре 2019 на 5,1% (с 61,95 до 65,11 рублей за долл. США) привело к снижению поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых.


Прирост поступлений налога на прибыль организаций в 2018 году на 233,1 млрд. рублей и в 2019 году на 189,5 млрд. рублей обусловлен в большей степени экономическими факторами, а также фактором налогового администрирования (организация работы по сбору налогов, контроль за исполнением налогового законодательства, выявление схем уклонения от уплаты налогов и т.д.). Экономические факторы, как правило, полагают изменение (увеличение) получаемой прибыли организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль.

Акцизы в оба года показали отрицательную динамику. Это вызвано изменением перечня подакцизных товаров, изменением объемов реализации подакцизных товаров, а именно табачной и алкогольной продукции.

Так, изучив структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ и проследив их динамику за 2017-2019 гг. можем сделать выводы о том, что наибольший вес имеют НДПИ, НДС и налог на прибыль организаций. Подводя итог, стоит отметить, что общим фактором роста налоговых поступлений в бюджет РФ является повышение качества налогового администрирования.

I квартал 2020 г. ознаменован возникновением нескольких внешних шоков для экономики России – пандемией новой коронавирусной инфекции и падением цен на нефть. Меры, принятые Правительством РФ, по борьбе с распространением инфекции сказались на основных макроэкономических показателях только в апреле 2020 г.

Налоговые доходы выросли на 3,1%, а поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование – на 9,5% в реальном выражении (таблица 3).

Таблица 3

Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов

I квартал 2019 г, млрд руб.

I квартал 2020 г, млрд руб.

I квартал 2020 г. к I кварталу 2019 г. (в сопоставимых ценах)

Доходы бюджета, всего

8 693,4

9 223,3

103,6%

Налоговые доходы

5 771,3

6 095,4

103,1%

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

1 696,4

1 901,5

109,5%

Прочие доходы

1 225,7

1 226,4

97,7%

В составе налоговых доходов выросли поступления от налогов на прибыль и доходы (на 5,9% в сопоставимых ценах I кварта-ла 2019 г.), а также доходы от прочих видов налогов (в частности –налогов на имущество) (рисунок 3).

1 –Налоги на прибыль, доходы; 2 –НДС; 3 –Акцизы; 4 –Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; 5 –Прочие налоги


Рисунок 3 – Налоговые доходы консолидированного бюджета, млрд. руб.

Поступления от НДС, акцизов и налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами номинально практически не изменились. Обвал на нефтяном рынке и режим самоизоляции еще не успели сказаться на существенной части налоговых доходов консолидированного бюджета.

2.2 Проблемы налоговой системы РФ

На сегодняшний день, система налогообложения РФ имеет ряд существенных недостатков, которые влияют не только на экономику, но и на все государство в целом. На данный момент написано множество научных статей, монографий и диссертаций в которых затрагиваются проблемы современной системы налогов и сборов России. Авторы выделяют множество недостатков ныне действующей системы налогообложения в РФ, среди которых наиболее существенными являются:

1)  нестабильность системы налогообложения и налоговой системы страны в целом, в связи с неустойчивостью и несовершенством законодательства в области регулирования установления и взимания налогов и сборов. Корректировка налогового законодательства – это естественный и неизбежный процесс. Однако, его необходимо осуществлять постепенно, чтобы для налогоплательщика это было безболезненным[1]. В РФ изменения в налоговом законодательстве происходят практически каждый месяц – вносятся и пересматриваются на федеральном и региональном уровнях десятки законодательных актов по налогам и сборам. А это, естественно, негативно влияет на систему налогообложения и, как следствие, на всю налоговую систему страны.

2)  закрепление за субъектами РФ и муниципальными образованиями налогов, не имеющих существенного фискального значения для их соответствующих бюджетов. Налоги субъектов РФ и местные налоги составляют не более 20% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ[2]. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений из федерального бюджета, что является дополнительной нагрузкой на бюджет РФ. Кроме того, данные обстоятельства, в свою очередь, влекут снижение экономической самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.

3)  ограничение перечня налогов на местном уровне. Из перечня местных налогов были убраны налог на рекламу, на наследование и дарения, местные лицензионные сборы. Но в 2015 году, был добавлен новый вид местного налога – торговый сбор. Таким образом, систему местных налогов и сборов стали составлять:


a)  земельный налог;

b)  налог на имущество физических лиц;

c)   торговый сбор.

Сокращение количества налогов на местном уровне стало резким ограничением финансовых возможностей местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов заметно уменьшилась, и произошло повсеместное уменьшение налоговой базы, что естественно сказалось на внутреннем благополучии местного самоуправления. Кроме того, произошло увеличение дотационных отчислений из федерального бюджета, что повлекло еще большее ограничение самостоятельности местного самоуправления. Список налогов, устанавливаемых на территории муниципального образования, является исчерпывающим, что, по мнению некоторых ученных, также является недостатком системы налогообложения страны.

4)  чрезмерная доля косвенных налогов. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, что приводит к существенному снижению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а это, в свою очередь, является причиной недостаточной реализации социальной функции государства[3].

5)  недостаточный уровень налогового контроля юридических лиц, что приводит к увеличению доли теневой экономики в государстве. На сегодняшний день у органов налогового контроля нет возможности провести анализ доходов юридических лиц исходя из их расходов, а также производить серьезную проверку движения капитала указанных лиц.

6)  неравномерность распределения налогов между плательщиками. Как считает Лабузова В.А., чрезмерный налоговый гнет возложен на физических лиц, так как большинство налогов, предусмотренных НК РФ, уплачивают именно они[4]. Это, как считают некоторые ученные, нарушает принцип справедливости налогообложения по признаку субъекта налогообложения. К тому, же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, (т.е. физ. лиц и мелких предпринимателей) тогда как основная часть (крупные и средние предприниматели – юридические лица) уходит от оплаты налогов и сборов как на законных, так и на незаконном основании.

7)  единая ставка налога на физических лиц. Отмена прогрессивной шкалы ставок налогообложения, как считает Швецов Ю. Г., противоречит здравому смыслу. «Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. Нарушается один из важнейших принципов – справедливость налогообложения» [5]. В Государственную Думу РФ не раз поступали законопроекты вводящие прогрессивную шкалу налогообложения. Однако депутатами Государственной Думы, обосновывая это тем, что введение прогрессивного налога толкнет большое число граждан на уклонение от налогов, не эти проекты были отклонены.