Файл: Общая характеристика нарушений гнозиса и праксиса при дцп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чтобы не удариться, не прикоснуться к неприятным для него объектам).
Нарушению интеллектуального развития у детей с церебральным параличом способствуют недостаточность ориентировочно-исследовательских реакций, сенсомоторные расстройства.
Одной из форм нарушения интеллектуального развития является его задержка, которая становится очевидной на 2—3-м году жизни. Степень тяжести ее обычно зависит от выраженности речевых расстройств. Задержка интеллектуального развития характеризуется неравномерностью, нарушением ряда высших корковых функций, непосредственно связанных с двигательным анализатором (пространственных представлений, стереогноза, схемы тела, оптико-пространственного гнозиса). У детей с относительно сохранным интеллектом обычно имеет место достаточно высокий уровень развития эмоциональной сферы. Если ребенок слышит и понимает обращенную к нему речь, но не говорит сам, то на основании его эмоциональных ответных реакций можно судить о том, как он осмысливает содержание прочитанной сказки или рассказа. Эмоциональные ответные проявления выражаются в виде улыбки, радостного возгласа, общего оживления или огорчения и сопровождаются различными сосудистыми и вегетативными проявлениями (покраснение, по-бледнение лица, гипергидроз, расширение зрачков). Ребенок с сохранным интеллектом, несмотря на тяжелые двигательные нарушения, старается использовать все имеющиеся возможности для познания окружающего мира. Кроме задержки интеллектуального развития уже в 2—3 года может выявляться недоразвитие познавательной деятельности — олигофрения. Олигофрения у детей с церебральным параличом имеет своеобразный атипичный характер. Для нее характерна неравномерность интеллектуального дефекта, что связано с преимущественным недоразвитием тех или иных мозговых структур. Наиболее часто встречается лобный вариант олигофрении, при котором наряду с общим недоразвитием познавательной деятельности отмечаются нарушение целенаправленности, отсутствие инициативы, недоразвитие функции активного внимания и личностных реакций. Эта форма олигофрении обычно сочетается с эмоционально-волевыми нарушениями в виде эйфории, общей расторможенности, импульсивности или апатико-абулических расстройств. При олигофрении у детей с церебральным параличом наблюдаются выраженные нарушения интеллектуальной деятельности в виде повышенной психической истощаемости, недостаточности памяти, внимания, замедленности и инертности мышления.
Список литературы:
1. Арапетянц Э.Ш., Ананьев Б.Г. Мозговые механизмы и эволюция восприятия пространства. - М.: Просвещение, 2012. - 358 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами (доречевой период). - М.: Просвещение, 2010. - 190 с.
3. Бочаров .Г., Горев Т.М., Окунь В.Я. 500 замечательных игр. - М.: ГНОМ, 2011. - 107 с.
4. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Педагогика, 2014. - 194 с.
5. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. - М.: Просвещение, 2011. - 110 с.
6. Семенова К.А. Двигательные расстройства при ДЦП. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 383 с.
7. Симонова Н.Ф. Формирование пространственно-временных представлений у детей с ДЦП // Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 15-17.
8. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности лечения детских церебральных параличей. - М.: Элиста, 2014. - 295 с.
9. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - Спб.: Питер, 2011. - С. 35-44.
-
Интеллектуальные нарушения при ДЦП
Нарушению интеллектуального развития у детей с церебральным параличом способствуют недостаточность ориентировочно-исследовательских реакций, сенсомоторные расстройства.
Одной из форм нарушения интеллектуального развития является его задержка, которая становится очевидной на 2—3-м году жизни. Степень тяжести ее обычно зависит от выраженности речевых расстройств. Задержка интеллектуального развития характеризуется неравномерностью, нарушением ряда высших корковых функций, непосредственно связанных с двигательным анализатором (пространственных представлений, стереогноза, схемы тела, оптико-пространственного гнозиса). У детей с относительно сохранным интеллектом обычно имеет место достаточно высокий уровень развития эмоциональной сферы. Если ребенок слышит и понимает обращенную к нему речь, но не говорит сам, то на основании его эмоциональных ответных реакций можно судить о том, как он осмысливает содержание прочитанной сказки или рассказа. Эмоциональные ответные проявления выражаются в виде улыбки, радостного возгласа, общего оживления или огорчения и сопровождаются различными сосудистыми и вегетативными проявлениями (покраснение, по-бледнение лица, гипергидроз, расширение зрачков). Ребенок с сохранным интеллектом, несмотря на тяжелые двигательные нарушения, старается использовать все имеющиеся возможности для познания окружающего мира. Кроме задержки интеллектуального развития уже в 2—3 года может выявляться недоразвитие познавательной деятельности — олигофрения. Олигофрения у детей с церебральным параличом имеет своеобразный атипичный характер. Для нее характерна неравномерность интеллектуального дефекта, что связано с преимущественным недоразвитием тех или иных мозговых структур. Наиболее часто встречается лобный вариант олигофрении, при котором наряду с общим недоразвитием познавательной деятельности отмечаются нарушение целенаправленности, отсутствие инициативы, недоразвитие функции активного внимания и личностных реакций. Эта форма олигофрении обычно сочетается с эмоционально-волевыми нарушениями в виде эйфории, общей расторможенности, импульсивности или апатико-абулических расстройств. При олигофрении у детей с церебральным параличом наблюдаются выраженные нарушения интеллектуальной деятельности в виде повышенной психической истощаемости, недостаточности памяти, внимания, замедленности и инертности мышления.
Список литературы:
1. Арапетянц Э.Ш., Ананьев Б.Г. Мозговые механизмы и эволюция восприятия пространства. - М.: Просвещение, 2012. - 358 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами (доречевой период). - М.: Просвещение, 2010. - 190 с.
3. Бочаров .Г., Горев Т.М., Окунь В.Я. 500 замечательных игр. - М.: ГНОМ, 2011. - 107 с.
4. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Педагогика, 2014. - 194 с.
5. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. - М.: Просвещение, 2011. - 110 с.
6. Семенова К.А. Двигательные расстройства при ДЦП. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 383 с.
7. Симонова Н.Ф. Формирование пространственно-временных представлений у детей с ДЦП // Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 15-17.
8. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности лечения детских церебральных параличей. - М.: Элиста, 2014. - 295 с.
9. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - Спб.: Питер, 2011. - С. 35-44.