Файл: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действий на уроке математики (из опыта работы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социально-психологическое направление

Несовершеннолетний

Несформированность образа «Я», низкие самооценка и социометрический статус, неразвитые коммуникативные умения.

Определение личностного профиля, установление акцентуированных черт.

Поиск внешних и внутренних ресурсов ребенка и семьи.

Развитие личностной, мотивационно-потребностной, эмоциональной и поведенческой сферы несовершеннолетнего. Формирование коммуникативных умений, навыков саморегуляции.

Комплексное психодиагностическое обследование.

Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга.

Консультирование. Коррекционные занятия на самопознание и саморегуляцию. Тренинг общения.

Вовлечение в культурно-досуговую, физкультурно-оздоровительную деятельность.

Педагог-психолог, классный руководитель, заместитель директора, педагоги дополнительного образования.

Добровольное участие в процедуре диагностики.

Регулярное посещение групповых и индивидуальных занятий; проявление навыков взаимодействия с другими участниками группы. Несовершеннолетний легко дифференцирует свое эмоциональное и физиологическое состояние.

Сформирована иерархия мотивов. Несовершеннолетний инициирует обращение за психологической помощью.

Конгруэнтность в действиях, поступках и высказываниях ребенка. Изменение социометрического статуса. Вовлечение в группу сверстников по интересам.

Демонстрация навыков ассертивного поведения, адекватная самооценка.

Девиантное/ делинквентное поведение.

Выяснение причин и мотивов противоправного поведения подростка.

Использование ресурсов семьи и референтных лиц в профилактической работе с подростком.

Предупреждение повторных правонарушений несовершеннолетнего.

Развитие навыков саморегуляции и релаксации.

Освоение способов позитивного моделирования перспектив и будущего. Формирование рефлексии, коммуникативных умений, организационной культуры деятельности (анализ, планирование, контроль, коррекция). Формирование референтной группы с позитивной Я-концепцией.


Диагностический срез: акцентуированные черты в характере подростка, заполнение оценки рисков и потребностей, уровень субъективного контроля.

Индивидуальное психологическое консультирование.

Коррекционные занятия с несовершеннолетним по развитию адаптационных возможностей организма.

Использование медитативных техник и ресурсов сенсорного кабинета при обучении подростка способам релаксации.

Группы личностного роста, социально-психологический тренинг.

Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения).

Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.

Применение несовершеннолетним сначала в игровых, а потом и практических целях конструктивных способов разрешения возникающих проблем.

Познание подростком особенностей и ресурсов своего организма и их использование при действиях внешнего раздражителя. Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов по моделированию будущей жизни, профессиональных перспектив.

Ликвидация имеющихся задолженностей по учебным предметам. Разработка личностного профиля, профессиограммы.

Отсутствие повторных правонарушений.

Снятие с профилактического учета.

Нарушение поведения возбудимого круга (раздражительность, возбудимость, агрессивность).

Выяснение причин аффективных реакций подростка.

Развитие пластичности и гибкости мышления при построении социальных контактов. Развитие толерантного восприятия недостатков и личностных особенностей оппонентов по взаимодействию.

Диагностика эмоциональной сферы подростка (Люшер, Басса-Дарки и т.д.).

Проведение комплексного медико-психологоческого обследования и лечебных мероприятий (по показаниям).

Индивидуальные и групповые психологические занятия с использованием методов арттерапии, гештальтпсихологии, психодрамы, ролевых и деловых игр направленных на гармонизацию эмоционально-личностной сферы, формирование коммуникативных и поведенческих умений, социально-психологических компетенций.

Педагог-психолог (во взаимодействии учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения).

Искренние ответы несовершеннолетнего при диагностическом обследовании.

Снижение раздражительности, возбудимости. Проявление толерантности. Использование в повседневной деятельности навыков саморегуляции, посредством диафрагмально-релаксационого типа дыхания; снятия мышечного расслабления, через напряжение (по Джекобсону), повышения периферической температуры тела.



Сохранение состояния психологического комфорта при проигрывании конфликтных ситуаций, в условиях групповых занятий. Умение устанавливать, поддерживать и развивать разновозрастные коммуникации на уровне: сверстник, взрослый.

Произвольность поведения, адекватная самооценка, позитивная Я-концепция, рефлексивность деятельности.

Напряженные (конфликтные) отношения в семье.

Восстановление личного статуса.

Улучшение психологического климата в семье.

Снятие эмоциональной напряженности членов семьи.

Формирование социально-психологических компетенций, навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Диагностика внутрисемейных отношений, психологических особенностей каждого члена семьи.

Индивидуальное и семейное консультирование.

Привлечение узких специалистов (психотерапевт, невролог и др.).

Привлечение ближайшего окружения, референтных лиц в активную поддержку родителей (тренинги антиагрессивности, беседы, клубы общения, досуговые мероприятия и др.). Индивидуальные и групповые психологические занятия с использованием методов арттерапии, гештальтпсихологии, психодрамы, ролевых и деловых игр направленных на гармонизацию эмоционально-личностной сферы, формирование коммуникативных и поведенческих умений, социально-психологических компетенций у всех членов семьи.

Формирование (возрождение) внутрисемейных ритуалов и традиций.

Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения), классный руководитель, заместитель директора.

Добровольная вовлеченность членов семьи в диагностическую деятельность.

Гармонизация внутрисемейных отношений. Снижение конфликтности. Проявление семейных ценностей у подростка и членов его семьи.

Использование конструктивных моделей семейного воспитания и общения между членами семьи.

Совместное участие членов семьи в мероприятиях социо-культурной направленности, проявление интереса к успехам ребенка.

Активность и заинтересованность родителей в улучшении взаимоотношений в семье.

Сформированность позитивной родительской компетентности, внутрисемейных ритуалов и традиций.

Снятие с профилактического учета

Суицидальное поведение несовершеннолетнего.
Выявление скрытых и явных причин, способствовавших суицидальному поведению подростка.

Выявление проблем семейного воспитания.

Профилактика повторных суицидальных действий.


Мобилизация родительского потенциала.

Улучшение семейных взаимоотношений.

Содействие в оказании медицинской помощи (стационарно или амбулаторно).

Определение положительного ресурса в среде сверстников (в школе, во дворе и др.), определение референтной группы.

Реализация программы по формированию жизнестойкости.

Диагностика внутрисемейных взаимоотношений, суицидальных рисков, уровня жизнестойкости.

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.

Вовлечение несовершеннолетнего в групповую досуговую деятельность.

Реализация основных и дополнительных профилактических программ, разработанных с учетом возраста несовершеннолетних: «Здоровье», «Твой выбор», «Не допустить беды», «Все цвета, кроме черного», «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», «Все, что тебя касается» и др.

Индивидуальные (групповые) психологические консультации по проблемам психоэмоционального и социального развития подростков.

Реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции.

Информирование о детском телефоне доверия.

Орган управления образованием, директор, заместитель директора, педагог-психолог, классный руководитель.

Проявление доверия к действиям специалиста, участие в процедуре тестирования.

Открытость для получения психологической поддержки, заинтересованность в индивидуальном консультировании.

Участие в социальных проектах, мероприятиях по организации смыслосодержащего досуга.

Изменение эмоционального фона жизнедеятельности (устойчивый, положительный, активный).

Сформированность устойчивой референтной группы, мотивационно-потребностной сферы, социально-психологических компетенций, чувства психологической безопасности и комфорта. Построение позитивного личностного профиля, профессиограммы. Создание портфолио достижений и добрых дел.

Отсутствие попыток повторных суицидов в дальнейшем.

Активность ближайшего окружения в решении проблем подростка и его семьи

Неготовность к профессиональному и личностному самоопределению.

Формирование готовности к профессиональному самоопределению. Психологическая поддержка несовершеннолетних. Социальная адаптация несовершеннолетних на рынке труда.

Расширение познавательных интересов, коммуникаций, возможностей самореализации.

Диагностика склонностей и профессиональной направленности личности.


Профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Заместитель директора, педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог (во взаимодействии со службой занятости населения).

Несовершеннолетний определился с выбором профессии.
Семья

Изолированность семьи в сфере внешних контактов.

Установление ближайшего окружения семьи (близких родственников, соседей, друзей).

Стимулирование членов семьи к налаживанию коммуникативных связей.

Постепенное включение семьи в систему социальных контактов.

Составление карты социальных связей.

Индивидуальное психологическое консультирование.

Организация родительских клубов общения.

Проведение психологом семейных встреч.

Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения).

Откровенность при заполнении карты социальных связей, отражение эмоциональных связей, в том числе и их отсутствие.

Совместное посещение и участие членов семьи в досуговых мероприятиях и родительских клубах.

Постепенное включение внешних ресурсов в повседневную жизнь семьи.

Использование семьей конструктивных способов взаимодействия с ближайшим окружением.

Напряженные (конфликтные) отношения в семье.

Восстановление личного статуса.

Улучшение психологического климата в семье.

Снятие эмоциональной напряженности членов семьи.

Формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Комплексная психологическая диагностика каждого члена семьи.

Индивидуальное и семейное консультирование.

Привлечение узких специалистов (психотерапевт, невролог и др.).

Привлечение ближайшего окружения в активную поддержку родителей (тренинги антиагрессивности, беседы, клубы общения, досуговые мероприятия и др.).

Педагог-психолог, классный руководитель (во взаимодействии с органами и учреждениями социального обслуживания населения).

Участие каждого члена семьи в процедуре тестирования.

Укрепление семейных ценностей у подростка и членов его семьи.

Качественное изменение стиля семейного воспитания и общения между членами семьи.

Совместное участие в мероприятиях, проявление интереса к успехам ребенка.

Активность и заинтересованность родителей в улучшении взаимоотношений в семье.

Проявление позитивной родительской компетентности.