Файл: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действий на уроке математики (из опыта работы).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социально-психологическое направление
Несовершеннолетний
Несформированность образа «Я», низкие самооценка и социометрический статус, неразвитые коммуникативные умения.
Определение личностного профиля, установление акцентуированных черт.
Поиск внешних и внутренних ресурсов ребенка и семьи.
Развитие личностной, мотивационно-потребностной, эмоциональной и поведенческой сферы несовершеннолетнего. Формирование коммуникативных умений, навыков саморегуляции.
Комплексное психодиагностическое обследование.
Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга.
Консультирование. Коррекционные занятия на самопознание и саморегуляцию. Тренинг общения.
Вовлечение в культурно-досуговую, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Педагог-психолог, классный руководитель, заместитель директора, педагоги дополнительного образования.
Добровольное участие в процедуре диагностики.
Регулярное посещение групповых и индивидуальных занятий; проявление навыков взаимодействия с другими участниками группы. Несовершеннолетний легко дифференцирует свое эмоциональное и физиологическое состояние.
Сформирована иерархия мотивов. Несовершеннолетний инициирует обращение за психологической помощью.
Конгруэнтность в действиях, поступках и высказываниях ребенка. Изменение социометрического статуса. Вовлечение в группу сверстников по интересам.
Демонстрация навыков ассертивного поведения, адекватная самооценка.
Девиантное/ делинквентное поведение.
Выяснение причин и мотивов противоправного поведения подростка.
Использование ресурсов семьи и референтных лиц в профилактической работе с подростком.
Предупреждение повторных правонарушений несовершеннолетнего.
Развитие навыков саморегуляции и релаксации.
Освоение способов позитивного моделирования перспектив и будущего. Формирование рефлексии, коммуникативных умений, организационной культуры деятельности (анализ, планирование, контроль, коррекция). Формирование референтной группы с позитивной Я-концепцией.
Диагностический срез: акцентуированные черты в характере подростка, заполнение оценки рисков и потребностей, уровень субъективного контроля.
Индивидуальное психологическое консультирование.
Коррекционные занятия с несовершеннолетним по развитию адаптационных возможностей организма.
Использование медитативных техник и ресурсов сенсорного кабинета при обучении подростка способам релаксации.
Группы личностного роста, социально-психологический тренинг.
Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения).
Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.
Применение несовершеннолетним сначала в игровых, а потом и практических целях конструктивных способов разрешения возникающих проблем.
Познание подростком особенностей и ресурсов своего организма и их использование при действиях внешнего раздражителя. Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов по моделированию будущей жизни, профессиональных перспектив.
Ликвидация имеющихся задолженностей по учебным предметам. Разработка личностного профиля, профессиограммы.
Отсутствие повторных правонарушений.
Снятие с профилактического учета.
Нарушение поведения возбудимого круга (раздражительность, возбудимость, агрессивность).
Выяснение причин аффективных реакций подростка.
Развитие пластичности и гибкости мышления при построении социальных контактов. Развитие толерантного восприятия недостатков и личностных особенностей оппонентов по взаимодействию.
Диагностика эмоциональной сферы подростка (Люшер, Басса-Дарки и т.д.).
Проведение комплексного медико-психологоческого обследования и лечебных мероприятий (по показаниям).
Индивидуальные и групповые психологические занятия с использованием методов арттерапии, гештальтпсихологии, психодрамы, ролевых и деловых игр направленных на гармонизацию эмоционально-личностной сферы, формирование коммуникативных и поведенческих умений, социально-психологических компетенций.
Педагог-психолог (во взаимодействии учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения).
Искренние ответы несовершеннолетнего при диагностическом обследовании.
Снижение раздражительности, возбудимости. Проявление толерантности. Использование в повседневной деятельности навыков саморегуляции, посредством диафрагмально-релаксационого типа дыхания; снятия мышечного расслабления, через напряжение (по Джекобсону), повышения периферической температуры тела.
Сохранение состояния психологического комфорта при проигрывании конфликтных ситуаций, в условиях групповых занятий. Умение устанавливать, поддерживать и развивать разновозрастные коммуникации на уровне: сверстник, взрослый.
Произвольность поведения, адекватная самооценка, позитивная Я-концепция, рефлексивность деятельности.
Напряженные (конфликтные) отношения в семье.
Восстановление личного статуса.
Улучшение психологического климата в семье.
Снятие эмоциональной напряженности членов семьи.
Формирование социально-психологических компетенций, навыков конструктивного разрешения конфликтов.
Диагностика внутрисемейных отношений, психологических особенностей каждого члена семьи.
Индивидуальное и семейное консультирование.
Привлечение узких специалистов (психотерапевт, невролог и др.).
Привлечение ближайшего окружения, референтных лиц в активную поддержку родителей (тренинги антиагрессивности, беседы, клубы общения, досуговые мероприятия и др.). Индивидуальные и групповые психологические занятия с использованием методов арттерапии, гештальтпсихологии, психодрамы, ролевых и деловых игр направленных на гармонизацию эмоционально-личностной сферы, формирование коммуникативных и поведенческих умений, социально-психологических компетенций у всех членов семьи.
Формирование (возрождение) внутрисемейных ритуалов и традиций.
Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения), классный руководитель, заместитель директора.
Добровольная вовлеченность членов семьи в диагностическую деятельность.
Гармонизация внутрисемейных отношений. Снижение конфликтности. Проявление семейных ценностей у подростка и членов его семьи.
Использование конструктивных моделей семейного воспитания и общения между членами семьи.
Совместное участие членов семьи в мероприятиях социо-культурной направленности, проявление интереса к успехам ребенка.
Активность и заинтересованность родителей в улучшении взаимоотношений в семье.
Сформированность позитивной родительской компетентности, внутрисемейных ритуалов и традиций.
Снятие с профилактического учета
Суицидальное поведение несовершеннолетнего.
Выявление скрытых и явных причин, способствовавших суицидальному поведению подростка.
Выявление проблем семейного воспитания.
Профилактика повторных суицидальных действий.
Мобилизация родительского потенциала.
Улучшение семейных взаимоотношений.
Содействие в оказании медицинской помощи (стационарно или амбулаторно).
Определение положительного ресурса в среде сверстников (в школе, во дворе и др.), определение референтной группы.
Реализация программы по формированию жизнестойкости.
Диагностика внутрисемейных взаимоотношений, суицидальных рисков, уровня жизнестойкости.
Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
Вовлечение несовершеннолетнего в групповую досуговую деятельность.
Реализация основных и дополнительных профилактических программ, разработанных с учетом возраста несовершеннолетних: «Здоровье», «Твой выбор», «Не допустить беды», «Все цвета, кроме черного», «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», «Все, что тебя касается» и др.
Индивидуальные (групповые) психологические консультации по проблемам психоэмоционального и социального развития подростков.
Реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции.
Информирование о детском телефоне доверия.
Орган управления образованием, директор, заместитель директора, педагог-психолог, классный руководитель.
Проявление доверия к действиям специалиста, участие в процедуре тестирования.
Открытость для получения психологической поддержки, заинтересованность в индивидуальном консультировании.
Участие в социальных проектах, мероприятиях по организации смыслосодержащего досуга.
Изменение эмоционального фона жизнедеятельности (устойчивый, положительный, активный).
Сформированность устойчивой референтной группы, мотивационно-потребностной сферы, социально-психологических компетенций, чувства психологической безопасности и комфорта. Построение позитивного личностного профиля, профессиограммы. Создание портфолио достижений и добрых дел.
Отсутствие попыток повторных суицидов в дальнейшем.
Активность ближайшего окружения в решении проблем подростка и его семьи
Неготовность к профессиональному и личностному самоопределению.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению. Психологическая поддержка несовершеннолетних. Социальная адаптация несовершеннолетних на рынке труда.
Расширение познавательных интересов, коммуникаций, возможностей самореализации.
Диагностика склонностей и профессиональной направленности личности.
Профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Заместитель директора, педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог (во взаимодействии со службой занятости населения).
Несовершеннолетний определился с выбором профессии.
Семья
Изолированность семьи в сфере внешних контактов.
Установление ближайшего окружения семьи (близких родственников, соседей, друзей).
Стимулирование членов семьи к налаживанию коммуникативных связей.
Постепенное включение семьи в систему социальных контактов.
Составление карты социальных связей.
Индивидуальное психологическое консультирование.
Организация родительских клубов общения.
Проведение психологом семейных встреч.
Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения).
Откровенность при заполнении карты социальных связей, отражение эмоциональных связей, в том числе и их отсутствие.
Совместное посещение и участие членов семьи в досуговых мероприятиях и родительских клубах.
Постепенное включение внешних ресурсов в повседневную жизнь семьи.
Использование семьей конструктивных способов взаимодействия с ближайшим окружением.
Напряженные (конфликтные) отношения в семье.
Восстановление личного статуса.
Улучшение психологического климата в семье.
Снятие эмоциональной напряженности членов семьи.
Формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов.
Комплексная психологическая диагностика каждого члена семьи.
Индивидуальное и семейное консультирование.
Привлечение узких специалистов (психотерапевт, невролог и др.).
Привлечение ближайшего окружения в активную поддержку родителей (тренинги антиагрессивности, беседы, клубы общения, досуговые мероприятия и др.).
Педагог-психолог, классный руководитель (во взаимодействии с органами и учреждениями социального обслуживания населения).
Участие каждого члена семьи в процедуре тестирования.
Укрепление семейных ценностей у подростка и членов его семьи.
Качественное изменение стиля семейного воспитания и общения между членами семьи.
Совместное участие в мероприятиях, проявление интереса к успехам ребенка.
Активность и заинтересованность родителей в улучшении взаимоотношений в семье.
Проявление позитивной родительской компетентности.
Несовершеннолетний
Несформированность образа «Я», низкие самооценка и социометрический статус, неразвитые коммуникативные умения.
Определение личностного профиля, установление акцентуированных черт.
Поиск внешних и внутренних ресурсов ребенка и семьи.
Развитие личностной, мотивационно-потребностной, эмоциональной и поведенческой сферы несовершеннолетнего. Формирование коммуникативных умений, навыков саморегуляции.
Комплексное психодиагностическое обследование.
Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга.
Консультирование. Коррекционные занятия на самопознание и саморегуляцию. Тренинг общения.
Вовлечение в культурно-досуговую, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Педагог-психолог, классный руководитель, заместитель директора, педагоги дополнительного образования.
Добровольное участие в процедуре диагностики.
Регулярное посещение групповых и индивидуальных занятий; проявление навыков взаимодействия с другими участниками группы. Несовершеннолетний легко дифференцирует свое эмоциональное и физиологическое состояние.
Сформирована иерархия мотивов. Несовершеннолетний инициирует обращение за психологической помощью.
Конгруэнтность в действиях, поступках и высказываниях ребенка. Изменение социометрического статуса. Вовлечение в группу сверстников по интересам.
Демонстрация навыков ассертивного поведения, адекватная самооценка.
Девиантное/ делинквентное поведение.
Выяснение причин и мотивов противоправного поведения подростка.
Использование ресурсов семьи и референтных лиц в профилактической работе с подростком.
Предупреждение повторных правонарушений несовершеннолетнего.
Развитие навыков саморегуляции и релаксации.
Освоение способов позитивного моделирования перспектив и будущего. Формирование рефлексии, коммуникативных умений, организационной культуры деятельности (анализ, планирование, контроль, коррекция). Формирование референтной группы с позитивной Я-концепцией.
Диагностический срез: акцентуированные черты в характере подростка, заполнение оценки рисков и потребностей, уровень субъективного контроля.
Индивидуальное психологическое консультирование.
Коррекционные занятия с несовершеннолетним по развитию адаптационных возможностей организма.
Использование медитативных техник и ресурсов сенсорного кабинета при обучении подростка способам релаксации.
Группы личностного роста, социально-психологический тренинг.
Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения).
Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.
Применение несовершеннолетним сначала в игровых, а потом и практических целях конструктивных способов разрешения возникающих проблем.
Познание подростком особенностей и ресурсов своего организма и их использование при действиях внешнего раздражителя. Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов по моделированию будущей жизни, профессиональных перспектив.
Ликвидация имеющихся задолженностей по учебным предметам. Разработка личностного профиля, профессиограммы.
Отсутствие повторных правонарушений.
Снятие с профилактического учета.
Нарушение поведения возбудимого круга (раздражительность, возбудимость, агрессивность).
Выяснение причин аффективных реакций подростка.
Развитие пластичности и гибкости мышления при построении социальных контактов. Развитие толерантного восприятия недостатков и личностных особенностей оппонентов по взаимодействию.
Диагностика эмоциональной сферы подростка (Люшер, Басса-Дарки и т.д.).
Проведение комплексного медико-психологоческого обследования и лечебных мероприятий (по показаниям).
Индивидуальные и групповые психологические занятия с использованием методов арттерапии, гештальтпсихологии, психодрамы, ролевых и деловых игр направленных на гармонизацию эмоционально-личностной сферы, формирование коммуникативных и поведенческих умений, социально-психологических компетенций.
Педагог-психолог (во взаимодействии учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения).
Искренние ответы несовершеннолетнего при диагностическом обследовании.
Снижение раздражительности, возбудимости. Проявление толерантности. Использование в повседневной деятельности навыков саморегуляции, посредством диафрагмально-релаксационого типа дыхания; снятия мышечного расслабления, через напряжение (по Джекобсону), повышения периферической температуры тела.
Сохранение состояния психологического комфорта при проигрывании конфликтных ситуаций, в условиях групповых занятий. Умение устанавливать, поддерживать и развивать разновозрастные коммуникации на уровне: сверстник, взрослый.
Произвольность поведения, адекватная самооценка, позитивная Я-концепция, рефлексивность деятельности.
Напряженные (конфликтные) отношения в семье.
Восстановление личного статуса.
Улучшение психологического климата в семье.
Снятие эмоциональной напряженности членов семьи.
Формирование социально-психологических компетенций, навыков конструктивного разрешения конфликтов.
Диагностика внутрисемейных отношений, психологических особенностей каждого члена семьи.
Индивидуальное и семейное консультирование.
Привлечение узких специалистов (психотерапевт, невролог и др.).
Привлечение ближайшего окружения, референтных лиц в активную поддержку родителей (тренинги антиагрессивности, беседы, клубы общения, досуговые мероприятия и др.). Индивидуальные и групповые психологические занятия с использованием методов арттерапии, гештальтпсихологии, психодрамы, ролевых и деловых игр направленных на гармонизацию эмоционально-личностной сферы, формирование коммуникативных и поведенческих умений, социально-психологических компетенций у всех членов семьи.
Формирование (возрождение) внутрисемейных ритуалов и традиций.
Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения), классный руководитель, заместитель директора.
Добровольная вовлеченность членов семьи в диагностическую деятельность.
Гармонизация внутрисемейных отношений. Снижение конфликтности. Проявление семейных ценностей у подростка и членов его семьи.
Использование конструктивных моделей семейного воспитания и общения между членами семьи.
Совместное участие членов семьи в мероприятиях социо-культурной направленности, проявление интереса к успехам ребенка.
Активность и заинтересованность родителей в улучшении взаимоотношений в семье.
Сформированность позитивной родительской компетентности, внутрисемейных ритуалов и традиций.
Снятие с профилактического учета
Суицидальное поведение несовершеннолетнего.
Выявление скрытых и явных причин, способствовавших суицидальному поведению подростка.
Выявление проблем семейного воспитания.
Профилактика повторных суицидальных действий.
Мобилизация родительского потенциала.
Улучшение семейных взаимоотношений.
Содействие в оказании медицинской помощи (стационарно или амбулаторно).
Определение положительного ресурса в среде сверстников (в школе, во дворе и др.), определение референтной группы.
Реализация программы по формированию жизнестойкости.
Диагностика внутрисемейных взаимоотношений, суицидальных рисков, уровня жизнестойкости.
Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
Вовлечение несовершеннолетнего в групповую досуговую деятельность.
Реализация основных и дополнительных профилактических программ, разработанных с учетом возраста несовершеннолетних: «Здоровье», «Твой выбор», «Не допустить беды», «Все цвета, кроме черного», «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», «Все, что тебя касается» и др.
Индивидуальные (групповые) психологические консультации по проблемам психоэмоционального и социального развития подростков.
Реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции.
Информирование о детском телефоне доверия.
Орган управления образованием, директор, заместитель директора, педагог-психолог, классный руководитель.
Проявление доверия к действиям специалиста, участие в процедуре тестирования.
Открытость для получения психологической поддержки, заинтересованность в индивидуальном консультировании.
Участие в социальных проектах, мероприятиях по организации смыслосодержащего досуга.
Изменение эмоционального фона жизнедеятельности (устойчивый, положительный, активный).
Сформированность устойчивой референтной группы, мотивационно-потребностной сферы, социально-психологических компетенций, чувства психологической безопасности и комфорта. Построение позитивного личностного профиля, профессиограммы. Создание портфолио достижений и добрых дел.
Отсутствие попыток повторных суицидов в дальнейшем.
Активность ближайшего окружения в решении проблем подростка и его семьи
Неготовность к профессиональному и личностному самоопределению.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению. Психологическая поддержка несовершеннолетних. Социальная адаптация несовершеннолетних на рынке труда.
Расширение познавательных интересов, коммуникаций, возможностей самореализации.
Диагностика склонностей и профессиональной направленности личности.
Профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Заместитель директора, педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог (во взаимодействии со службой занятости населения).
Несовершеннолетний определился с выбором профессии.
Семья
Изолированность семьи в сфере внешних контактов.
Установление ближайшего окружения семьи (близких родственников, соседей, друзей).
Стимулирование членов семьи к налаживанию коммуникативных связей.
Постепенное включение семьи в систему социальных контактов.
Составление карты социальных связей.
Индивидуальное психологическое консультирование.
Организация родительских клубов общения.
Проведение психологом семейных встреч.
Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения).
Откровенность при заполнении карты социальных связей, отражение эмоциональных связей, в том числе и их отсутствие.
Совместное посещение и участие членов семьи в досуговых мероприятиях и родительских клубах.
Постепенное включение внешних ресурсов в повседневную жизнь семьи.
Использование семьей конструктивных способов взаимодействия с ближайшим окружением.
Напряженные (конфликтные) отношения в семье.
Восстановление личного статуса.
Улучшение психологического климата в семье.
Снятие эмоциональной напряженности членов семьи.
Формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов.
Комплексная психологическая диагностика каждого члена семьи.
Индивидуальное и семейное консультирование.
Привлечение узких специалистов (психотерапевт, невролог и др.).
Привлечение ближайшего окружения в активную поддержку родителей (тренинги антиагрессивности, беседы, клубы общения, досуговые мероприятия и др.).
Педагог-психолог, классный руководитель (во взаимодействии с органами и учреждениями социального обслуживания населения).
Участие каждого члена семьи в процедуре тестирования.
Укрепление семейных ценностей у подростка и членов его семьи.
Качественное изменение стиля семейного воспитания и общения между членами семьи.
Совместное участие в мероприятиях, проявление интереса к успехам ребенка.
Активность и заинтересованность родителей в улучшении взаимоотношений в семье.
Проявление позитивной родительской компетентности.