Файл: Дидактика периода цифровой трансформации образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактика периода цифровой трансформации образования
(часть 2)

Теории обучения периода цифровой трансформации образования
выявляют и обосновывают цели, принципы, структуру содержания,
организационные формы, методы, средства обучения в современных условиях цифровой трансформацииобразования и ориентированы:
– на интеллектуализацию информационной деятельности и информационного взаимодействия при решении образовательных задач;
– развитие у обучающегося возможности формулирования принципиально новых решений при возникающих проблемных ситуациях в учебе, быту;
– формирование обучающимся нестандартных взглядов на взаимосвязи и взаимозависимости изучаемых объектов, процессов на основе систематизации и обобщения больших объемов информации, ее обработки и формализации;
– предотвращение или компенсацию возможных негативных последствий психолого-педагогического, медицинского, социального характера при систематическом использовании цифровых технологий в образовательных целях, в том числе в условиях применения технологий виртуальной реальности, дополненной реальности;
– обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса на всех его уровнях в условиях систематического использования Интернета как в образовательных, так и в досуговых целях.
Остановимся на краткой характеристике содержания двух теорий обучения периода цифровой трансформации образования.
Теория конвергенции педагогической науки и ИКТ
(как аналоговой, так и цифровой формы реализации)
Конвергенция педагогической науки и ИКТ рассматривается как совпадение, сходство, взаимный перенос характерных свойств (существенных признаков) педагогической науки и ИКТ, а также совпадение методов ИКТ с методами, присущими педагогической науке, и, как следствие, их взаимное влияние друг на друга, их эволюционное сближение.
Представим в виде таблиц информацию о результатах конвергенции
педагогической науки и ИКТ (см. 3-й столбец каждой таблицы), выраженных:
– в совпадении, сходстве характерных особенностей или свойств
(существенных признаков) педагогической науки и ИКТ (табл. 1);
– взаимном переносе характерных особенностей или свойств (существенных признаков) педагогической науки и ИКТ (табл. 2);
– совпадении методов ИКТ с методами обучения, присущими педагогической науке (табл. 3).


Таблица 1
Совпадение, сходство характерных свойств
(существенных признаков) педагогической науки и ИКТ
Существенные признаки
педагогической науки
Существенные признаки
ИКТ
Совпадение, сходство
характерных свойств
(существенных признаков)
педагогической науки и
ИКТ
Формализация и структуризация представления учебного материала или представление содержания учебной информации в виде формализованных структур
Наличие специальных формализмов для представления декларативных и процедурных знаний в электронной форме
Характерные особенности
(свойства) ИКТ совпадают с характерными свойствами педагогической науки
1. Автоматизация различных видов информационной деятельности по сбору, обработке, тиражированию, хранению, передаче учебной информации.
2. Автоматизация процессов поиска, отбора (выбора) по существенным признакам учебной информации
1. Информационные процессы.
2. Автоматизация сбора, поиска, выбора, обработки, тиражирования, хранения, передачи, продуцирования информации
(информационных ресурсов)
Характерные особенности
ИКТ совпадают с характерными свойствами педагогической науки

Таблица 2
Взаимный перенос характерных свойств
(существенных признаков) педагогической науки и ИКТ
Существенные признаки
педагогической науки
Существенные признаки
ИКТ
Взаимный перенос
характерных свойств
(существенных
признаков)
педагогической науки и
ИКТ
Формализованное представление визуально, графически или текстуально оформленных, логически завершенных блоков информации адекватно содержанию учебного материала
Формализация информации об объекте или процессе, представленном в электронном виде
Характерное свойство ИКТ переносится на характерную особенность педагогической науки
Алгоритмизация обучения, представляющая алгоритмические предписания (алгоритмы распознавания и алгоритмы преобразования)
Представление объекта или процесса (в его развитии, протекании) в виде алгоритма или алгоритмов
Существенный признак
ИКТ переносится на существенный признак педагогической науки
Наличие информационно- учебной среды – условий информационно-учебного взаимодействия как между субъектами образовательного процесса, так и между ними и интерактивным источником информационного образовательного ресурса
1. Обеспечение информационного взаимодействия между пользователями и интерактивным информационным ресурсом.
2. Обеспечение прямого доступа к диалоговому режиму при использовании профессиональных языков программирования и (или) средств искусственного интеллекта
Существенный признак
ИКТ переносится на существенный признак педагогической науки
Автоматизация информационного взаимодействия как между
1. Автоматизация информационного взаимодействия между
Существенные признаки
ИКТ переносятся на

субъектами образовательного процесса, так и между ними и интерактивным источником информационного образовательного ресурса объектами, представленными на экране.
2. Автоматизация непосредственного взаимодействия пользователя со средствами
ИКТ при исключении необходимости регулятивного сопровождения существенный признак педагогической науки
Таблица 3
Совпадение методов ИКТ с методами обучения,
присущими педагогической науке
Методы обучения,
присущие педагогической
науке
Методы ИКТ
Совпадение методов ИКТ
с методами обучения,
присущими педагогической
науке
Метод алгоритмизации обучения, метод проб и ошибок при решении задач определенного класса, метод проектов
Метод алгоритмизации, метод подбора вариантов решения задач, метод проектирования
Совпадение методов ИКТ с методами обучения
Метод создания информационный моделей изучаемых объектов или процессов либо моделей квалиметрического оценивания уровня подготовленности обучающихся
Метод информационного моделирования, методы логико- лингвистического моделирования для решения задач неформализуемых областей знаний и сфер деятельности
Совпадение методов ИКТ с методами обучения
Развитие современной дидактики на базе реализации конвергенции
педагогической науки и ИКТ предполагает разработку целей, содержания,
методов и средств обучения на основе: сходства характерных особенностей педагогической науки и ИКТ; взаимного переноса характерных особенностей педагогической науки и ИКТ; совпадения методов ИКТ с методами обучения, представленными педагогической наукой.

Опишем методические подходы к применению матрицы для создания
авторских методик преподавания с использованием средств информационно-
коммуникационных технологий. В верхней строке матрицы (по горизонтали) представлены существенные признаки педагогической науки, а в левом столбце матрицы (по вертикали) представлены существенные признаки информационно- коммуникационных технологий (табл. 4). На пересечении строк и столбцов матрицы зафиксирована содержательная суть результатов феномена конвергенции педагогической науки и ИКТ, которые назовем научно-педагогическими
практиками (НПП).
При этом под научно-педагогическими практиками конвергенции
педагогической науки и информационно-коммуникационных технологий будем понимать содержательную основу результатов деятельности методиста по созданию
(разработке) практических реализаций результатов феномена конвергенции.
Описание содержательной сути 64 научно-педагогических практик конвергенции педагогической науки и ИКТпредставлено в таблице 4 на пересечении строк (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З) и столбцов (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).


Таблица 4
Матрица научно-педагогических практик как результатов феномена конвергенции
педагогической науки и ИКТ
Существен-
ные призна-
ки педаго-
гической
науки
Сущест-
венные
признаки
ИКТ
Формали-
зация и
(или)
структури-
рование
учебного
материала
А
Алгорит-
мизация
обучения
при
решении
задач
определен-
ного класса
Б
Представле-
ние визуаль-
но, графиче-
ски или
текстуально
логически
завершен-
ных блоков
учебной
информации
В
Использова-
ние метода
проб и
ошибок при
решении
задач
определен-
ного класса
Г
Организа-
ция инфор-
мационно-
образова-
тельной
среды как
условия
информаци-
онного
взаимодейст
-вия
Д
Автоматиза-
ция
информаци-
онного
взаимодейст-
вия между
субъектами
образователь
ного
процесса
Е
Создание
моделей
изучаемых
объектов
или
процессов
Ж
Создание
моделей
квалимет-
рического
оценива-
ния уровня
подготов-
ленности
обучающихс
я
З
Использова-
ние форма-
лизмов для
представле-
ния
деклара-
тивных
(описатель-
ных) и (или)
процедур-
ных
(алгоритми-
ческих)
знаний в
Формализа- ция и (или) структуриро- вание декла- ративных и
(или) процедурных знанийоб изучаемых объектах, процессах, в том числе в динамике их развития,
Создание алгоритми- ческих предписаний
(алгоритмы распознава- ния и алгоритмы преобразова- ния) в виде формализмов
, представлен- ных в
Представле- ние в электронной форме визуально, графически, текстуально декларатив- ных и (или) процедурных знанийоб изучаемых объектах, процессах в
Реализация метода проб и ошибок при решении учебной задачи путем представле- ния в электронной форме декларатив- ных и (или) процедурных знаний в виде
Создание условий для информации- онно- учебного взаимодейст- вия между субъектами образователь
-ного процес- са и форма- лизмами, представлен- ными в
Автоматиза- ция информа- ционного взаимодейст- вия между субъектами образователь- ного процесса и формализ- мами, представлен- ными в электронной форме и
Создание моделей изучаемых объектов, процессов, представ- ленных в электронной форме в виде форма- лизмов, отображаю- щих содержа-
Использова- ние форма- лизмов для представле- ния моделей квалимет- рического оценива- ния уровня подготов- ленности обучаю- щихся


электронной
форме
1 адекватно содержанию учебного материала для их пред- ставления в электронной форме электронной форме, для решения задач определенно- го класса виде логичес- ки завершен- ных блоков информации адекватно содержанию учебного материала формализмов адекватно содержанию учебного материала электронной форме, ото- бражающими содержатель- ную суть декларатив- ных и (или) процедурных знаний отображаю- щими содержатель- ную суть декларатив- ных и (или) процедурных знаний тельную суть декларатив- ных и (или) процедур- ных знаний
Автоматиза-
ция
информаци-
онной
деятельнос-
ти по сбору,
обработке,
тиражирова-
нию,
хранению,
передаче,
продуциро-
ванию
информации
или инфор-
мационного
ресурса
2
Автоматиза- ция сбора, обработки, хранения, передачи, продуцирова- ния учебной информации для ее формализа- ции и (или) структуриро- вания с целью представле- ния в электронной форме в виде логически завершенных блоков адекватно
Автоматиза- ция сбора, обработки, тиражирова- ния, хранения, передачи, продуцирова- ния учебной информации при создании алгоритми- ческих предписаний
(алгоритмы распознава- ния и алгоритмы преобразова- ния) при решении задач опреде-
Автоматиза- ция сбора, обработки, тиражирова- ния, хранения, передачи учебной информации при визуализации или графичес- кой интерпре- тации изучаемых процессов либо поведения изучаемых объектов
Автоматиза- ция сбора, обработки информации в процессе подбора вариантов решения задач определенно- го класса в зависимости от типа представлен- ной задачи или имеющихся данных, информации
Автоматиза- ция сбора, обработки, тиражирова- ния, хранения, передачи, продуциро- вания учебной информации в информаци- онно- образователь
-ной среде при взаимодей- ствии между субъектами образователь
-ного процес-
Автоматиза- ция сбора, обработки, тиражирова- ния, хранения, передачи, продуцирова- ния информации образователь- ного назначения при информаци- онном взаимодейст- вии между субъектами образователь- ного процесса
Автоматиза
-ция сбора, обработки, передачи, хранения, продуциро- вания информации об изучаемом объекте или процессе при создании их моделей, представ- ленных на экране
Автоматиза- ция сбора, обработки, передачи, хранения, тиражирова- ния информациио результатах обучения
(продвижения в учении) при создании моделей квалиметриче ского оценивания уровня подготов- ленности обучающихся