Файл: Дидактика периода цифровой трансформации образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
непредсказуемости интерпретации его личности
– механизмов циркуляции информации
в
обществе,
приводящих
к
информационному
неравенству
(дефицита значимой для данной социальной группы информации) педагогической продукции, функционирующей на базе
ИКТ;
–
содержания
нормативно-правовых
и
методических
документов, регламентирующих легитимность использования педагогической продукции, разработанной с использованием ИКТ;
– технологических оснований сертификации
технических средств и носителей информации
Умения в
области
–
выявления
и
описания
признаков
виртуального
мира
(ирреальность, фантазийность), отличающих его от реальной действительности;
–
выявления
и
описания
особенностей
виртуальных
объектов, их отношений или процессов, представленных на экране (неадекватность реальности, условность признаков, абстрагирование от существенных признаков);
–
отказа
от
информационного
– отбора (по ключевым словам)
информации
с
агрессивными
высказываниями;
– выявления содержания информации,
не соответствующей
государственным
законодательным
материалам;
– выявления содержания информации, не
соответствующей принятой этике
(или оскорбляющей моральные ценности и чувства пользователя);
– выявления контента
ЭОР,
не соответствующего
педагогико-
эргономическим
требованиям к педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ;
– выявления информации образовательного назначения на предмет
заимствования
результатов
интеллектуальной
собственности, представленной в электронном виде;
– выявления информации,
манипулирующей сознанием человека, выполняющего действия с информацией
– создания структур несистемных данных и средств их трансформации в информацию и в знание;
–
определения
связей
между
информацией
– механизмов циркуляции информации
в
обществе,
приводящих
к
информационному
неравенству
(дефицита значимой для данной социальной группы информации) педагогической продукции, функционирующей на базе
ИКТ;
–
содержания
нормативно-правовых
и
методических
документов, регламентирующих легитимность использования педагогической продукции, разработанной с использованием ИКТ;
– технологических оснований сертификации
технических средств и носителей информации
Умения в
области
–
выявления
и
описания
признаков
виртуального
мира
(ирреальность, фантазийность), отличающих его от реальной действительности;
–
выявления
и
описания
особенностей
виртуальных
объектов, их отношений или процессов, представленных на экране (неадекватность реальности, условность признаков, абстрагирование от существенных признаков);
–
отказа
от
информационного
– отбора (по ключевым словам)
информации
с
агрессивными
высказываниями;
– выявления содержания информации,
не соответствующей
государственным
законодательным
материалам;
– выявления содержания информации, не
соответствующей принятой этике
(или оскорбляющей моральные ценности и чувства пользователя);
– выявления контента
ЭОР,
не соответствующего
педагогико-
эргономическим
требованиям к педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ;
– выявления информации образовательного назначения на предмет
заимствования
результатов
интеллектуальной
собственности, представленной в электронном виде;
– выявления информации,
манипулирующей сознанием человека, выполняющего действия с информацией
– создания структур несистемных данных и средств их трансформации в информацию и в знание;
–
определения
связей
между
информацией
1 2 3 4
(знаниями), относящейся (-имися) к элементу множества, и информацией (знаниями) об этом множестве при сохранении информации (знаний), принадлежащей (-их) всем элементам множества, записанной (-ых) одноактно при описании самого множества;
– выявления ситуативной совместимости той или иной информации (тех или иных знаний);
– осуществления информационного взаимодействия между пользователем и интерактивным источником информации;
– визуализации информации о различных образах или графических интерпретаций;
– интерпретации визуальных образов и процессов
(ситуаций) в текстовое описание и обратно;
–
использования
программных
средств,
представляющих на экране визуальные образы и
процессы (или ситуации);
– анализа нормативно-правовой, методической и
технологической
документации в области
взаимодействия с партнером по общению, который преднамеренно и настойчиво представляется анонимным в
Интернете; участвующего в компьютерных играх; при приватном общении с пользователем (-ми) в
Интернете легитимности использования педагогической продукции, разработанной с использованием ИКТ;
– использования оценочных листов педагогико- эргономического качества педагогической продукции, разработанной с использованием ИКТ;
–
установления
соответствия
оцениваемой
педагогической продукции, функционирующей на
базе ИКТ, техническим требованиям педагогико- эргономического качества
Опыт
их
реализации
–
выявления
ирреальности,
неадекватности
реальной действительности,
виртуальных
объектов
и
их
отношений
или
процессов, представленных на экране;
– выявления партнеров по информационному
взаимодействию, которые настойчиво представляются анонимными
–
блокирования
агрессивной
информации или информации, склоняющей к
неправомерной
деятельности,
запрещенной
законодательством
РФ,
или
не соответствующей
принятой
этике;
–
выявления контента
ЭОР,
не соответствующего
педагогико-
эргономическим требованиям;
–
блокирования информации образовательного назначения на предмет
заимствования
результатов
интеллектуальной собственности;
–
блокирования
информации,
манипулирующей сознанием человека
–
информационного
взаимодействия между пользователем и интерактивным источником информации при обеспечении
визуализации
информации о различных образах или графических интерпретаций;
– представления визуальных образов и процессов
(ситуаций) в текстовое описание и обратно;
–
использования
нормативно-правовой,
методической и технологической документации для установления легитимности использования педагогической продукции, разработанной с использованием ИКТ;
– оценки педагогико-эргономического качества педагогической продукции, разработанной с использованием ИКТ
Обновленный терминологический аппарат дидактики периода
цифровой трансформации образования отражает модификацию научных взглядов:
– на теоретические (дидактико-технологические парадигмы, теории обучения периода цифровой трансформации образования, ценности образования периода цифровой трансформации);
– методические (методики и практики реализации возможностей ИКТ, методики применения технологий виртуальной, дополненной реальности, методики применения технологий неконтактного информационного взаимодействия и др.);
– технологические (реализация возможностей технологий виртуальной реальности, дополненной реальности, расширенной реальности, смешанной реальности, систем искусственного интеллекта, робототехники).
основания реализации возможностей цифровых технологий
в образовании в условиях сохранения здоровья и информационной
безопасности личности субъектов образовательного процесса.
Слово «цифровизация» означает процесс перевода каких-то данных, информации из текстовой, аудиовизуальной, табличной и других форм в цифровой формат. Информационную деятельность и информационное взаимодействие, информационное обеспечение образовательного процесса можно реализовать с использованием информационных систем (иными словами – «цифровизировать»). В связи с этим слово «цифровизация»
не может относиться к образованию (воспитание, обучение, развитие), так как невозможно автоматизировать или представить в цифровом
формате воспитание и развитие обучающегося.
Вместе с темвполне правомерны нижеописанные термины.
Цифровизация
информационного
взаимодействия
субъектов
образовательного процесса – обеспечение автоматизации следующих процессов, осуществляемых на базе цифровых технологий: передача-прием информации, представленной в любом виде, как между пользователями, так и между ними и интерактивной информационной системой при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога.
Цифровизация
информационного
обеспечения
деятельности
образовательной
организации
и
управления
процессами
документооборота –обеспечение автоматизации следующих процессов, осуществляемых на базе цифровых технологий:
– общей обработки документов, представленных в электронной
(цифровой) форме, их верификации и оформления;
– локального хранения документов, представленных в электронной
(цифровой) форме;
– обеспечения сквозной доступности документов, представленных в электронной (цифровой) форме без их дублирования на твердом носителе, дистанционной совместной работы сотрудников с ними;
– поддержки информационного взаимодействия («безбумажного» общения) между служащими с их рабочих мест, в том числе по локальным информационным сетям или каналам телекоммуникаций;
– персональной коллективной обработки данных и документов, представленных в электронной (цифровой) форме, в том числе дистанционной, средствами телекоммуникаций;
– обмена информацией между базами данных, содержащих научно- педагогическое, учебно-методическое, нормативно-правовое и программное обеспечение;
– использования распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационных сетей;
– интеграции электронной и вербальной коммуникаций;
– ведения персональных баз данных, в том числе с дистанционным доступом;
– ввода / вывода данных или фиксированных форм документов, представленных в электронной (цифровой) форме, в том числе в условиях удаленного доступа.
Цифровизация
информационной
деятельности
субъектов
образовательного процесса – обеспечение автоматизации процессов: поиска, сбора, обработки, применения, передачи, тиражирования, формализации, представления учебной информации, осуществляемой субъектами образовательного процесса на базе цифровых технологий.
Цифровизация информационно-методического обеспечения учебного
процесса образовательной организации – автоматизация обеспечения учебного процесса (на базе цифровых технологий) необходимыми научно- педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-методическими, техническими и другими материалами, представленными в электронном
(цифровом) виде, которые используются в учебном процессе конкретной образовательной организации.
Цифровизация
обеспечения
информационной
безопасности
личности обучающегося – обеспечение автоматизации следующих процессов, осуществляемых на базе цифровых технологий: защищенности личной информации обучающегося, в том числе персональных данных;
невмешательства в частную информацию, определяющую статус и жизнедеятельность индивидуума; защищенности от «информационного
насилия» со стороны источников информации, адресованной «темной стороне» личности человека.
Цифровизация образовательных услуг – обеспечение автоматизации следующих процессов, осуществляемых на базе цифровых технологий:
– получения образовательного контента, а также методических консультаций по его освоению в электронной форме адекватно индивидуальным возможностям и предпочтениям обучающегося;
– контроля результатов обучения, продвижения в обучении с предоставлением методических комментариев в электронном виде по исправлению ошибочных действий обучающегося;
– идентификации (по предоставленным в электронном виде документам) личности обучающегося при записи и посещении учебно- методических мероприятий в условиях индивидуальной, групповой, коллективной учебной деятельности, в том числе осуществляемой в условиях удаленного доступа;
– сдачи и / или получения личных документов, в том числе представленных в электронной форме;
– совместного создания обучающимися электронного (цифрового) образовательного ресурса в условиях удаленного доступа к преподавателю
(-ям), выступающему (-им) в качестве научно-методического руководства, в том числе и в условиях коллективной разработки распределенной группой разработчиков;
– проверки письменных работ обучающихся на научность, грамотность текста, отсутствие заимствования из других научно- методических источников, соответствие содержания текста предложенной тематике, адекватность содержания текста предложенной теме;
– участия субъектов образовательного процесса в веб-конференциях, профессиональных социальных сетях и иных легитимных сообществах, реализованных на базе Интернета;
– записи на учебно-методические мероприятия в условиях индивидуальной, групповой, коллективной учебной деятельности, в том числе в условиях удаленного доступа.
Цифровизация управления образованием – обеспечение автоматизации следующих процессов, осуществляемых на базе цифровых технологий:
– информационно-методического обеспечения и организационного
управления в сфере образования, в том числе проектирования развития образовательной или научно-исследовательской организации, оперативного планирования образовательной или научно-исследовательской деятельности;
–
информационной
деятельности
при осуществлении образовательной или научно-исследовательской деятельности, при ведении делопроизводства в образовательном или научном учреждении;
– информационного взаимодействия в процессе использования информационного, учебно-методического и научно-педагогического обеспечения;
– администрирования образовательной или научной деятельности образовательной организации;
– мониторинга результатов образовательной деятельности.
Ценности образования в условиях цифровой трансформации
Формирование мировоззрения будущего члена информационного общества, способного плодотворно и позитивно участвовать в решении задач реализации возможностей ИКТ в образовании, профессиональной деятельности, культурных и социальных взаимодействиях, является основной задачей образования, в связи с чем актуально развитие ценностей
образования периода цифровой трансформации.
Под ценностями образования периода цифровой трансформации понимается фиксирование в сознании индивидуума значимых для него и присвоенных им идей, норм, принципов при выборе жизненных ориентиров и приоритетов, задаваемых самим обучающимся, в том числе характеристик его отношения к субъектам и объектам окружающей его действительности
в условиях современного информационного общества массовой сетевой коммуникации и глобализации.
К ценностям образования периода цифровой парадигмы отнесем
следующие: философско-психологические, когнитивно-интеллектуальные, конвергентные, морально-этические, национально-этнические, культурно- эстетические, здоровьесберегающие (в условиях использования средств ИКТ), информационной безопасности личности в условиях использования средств
ИКТ.
Кратко охарактеризуем ценности отечественного образования, актуальные в связи с цифровой трансформацией образования.
Когнитивно-интеллектуальные: значимость для индивидуума познавательных аспектов восприятия виртуальной реальности при осуществлении образовательной, экспериментальной, научно- исследовательской деятельности, связанной с познанием сути изучаемых явлений, процессов, объектов определенной предметной области в условиях расширения границ восприятия обучающимся виртуального пространственно- временного представления реальной действительности определенной предметной области.
Конвергентные: значимость для индивидуума обучения по педагогико- технологическим и учебно-методическим материалам, обеспечивающим совпадение методов обучения с методами ИКТ или реализующим взаимный перенос характерных черт образовательных технологий и ИКТ.
Здоровьесберегающие
(в
условиях
использования
ИКТ):
обязательность для индивидуума соблюдения психолого-педагогических, санитарно-гигиенических и педагогико-эргономических требований при осуществлении учебной деятельности в том числе в информационно- образовательной среде.
Соблюдение информационной безопасности личности в условиях
использования
информационно-коммуникационных
технологий
аналоговой
или
цифровой
формы
реализации:
обязательность для индивидуума блокировать: информацию, запрещенную законодательством; неэтичную информацию, оскорбляющую моральные ценности и представления окружающих; агрессивную информацию; нелегитимную информацию; информацию, унижающую или оскорбляющую человеческое достоинство.
К ценностям образования периода цифровой парадигмы отнесем
следующие: философско-психологические, когнитивно-интеллектуальные, конвергентные, морально-этические, национально-этнические, культурно- эстетические, здоровьесберегающие (в условиях использования средств ИКТ), информационной безопасности личности в условиях использования средств
ИКТ.
Кратко охарактеризуем ценности отечественного образования, актуальные в связи с цифровой трансформацией образования.
Когнитивно-интеллектуальные: значимость для индивидуума познавательных аспектов восприятия виртуальной реальности при осуществлении образовательной, экспериментальной, научно- исследовательской деятельности, связанной с познанием сути изучаемых явлений, процессов, объектов определенной предметной области в условиях расширения границ восприятия обучающимся виртуального пространственно- временного представления реальной действительности определенной предметной области.
Конвергентные: значимость для индивидуума обучения по педагогико- технологическим и учебно-методическим материалам, обеспечивающим совпадение методов обучения с методами ИКТ или реализующим взаимный перенос характерных черт образовательных технологий и ИКТ.
Здоровьесберегающие
(в
условиях
использования
ИКТ):
обязательность для индивидуума соблюдения психолого-педагогических, санитарно-гигиенических и педагогико-эргономических требований при осуществлении учебной деятельности в том числе в информационно- образовательной среде.
Соблюдение информационной безопасности личности в условиях
использования
информационно-коммуникационных
технологий
аналоговой
или
цифровой
формы
реализации:
обязательность для индивидуума блокировать: информацию, запрещенную законодательством; неэтичную информацию, оскорбляющую моральные ценности и представления окружающих; агрессивную информацию; нелегитимную информацию; информацию, унижающую или оскорбляющую человеческое достоинство.