Файл: Дидактика периода цифровой трансформации образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
содержанию учебного материала ленного класса адекватно содержанию учебного материала са и интерак- вным инфор- мационным ресурсом
Формализа-
ция и
структури-
рование
информа-
ции об
объекте,
процессе
3
Формализа- ция и структуриро- вание учебной информации об изучаемом или исследуемом объекте либо процессе в виде блок- схем алгоритмов, логических схем, графов, диаграмм, графиков и пр.
Формализа- ция и струк- турирование информации об изучаемом объекте или процессе для ее пред- ставления в виде алгоритмиче- ских предписаний
(алгоритмы распознава- ния и алгоритмы преобразова- ния) реше- ния задач определен- ного класса
Формализа- ция и струк- турирование содержания учебного материала об изучаемом объекте, процессе в визуальном, графическом, или тексту- альном виде как логически завершенных блоков учебной информации, представлен- ной в электронной форме
Формализа- ция и струк- турирование процесса решения задач определенно- го класса при подборе путей решения задачи методом проб и ошибок в зависимости от типа решаемой задачи
Формализа- ция и струк- турирование информации об объекте или процессе, являющемся интерактив- ным источником учебной информации, используемо й субъектами образователь
-ного процесса в информаци- онно- образова- тельной среде при взаимо- действии
Автоматиза- ция информа- ционного взаимодейст- вия между субъектами образователь- ного процесса и интерактив- ным источ- ником учебной информации, представлен- ной в форма- лизованном виде, адекватно содержанию учебной информации
Формализа- ция и структури- рование учебной информации о создавае- мых моделях изучаемых объектов или процессов, представ- ленных на экране
Формализа- ция и структури- рование информации о моделях квалимет- рического оценивания уровня подготов- ленности обучающихся
Представле-
ние инфор-
мационного
Формализа- ция и струк- турирование
Представле- ние информа-
Визуальное, графическое, текстуальное
Представле- ние в виде алгоритма
Представле- ние в виде алгоритма
Автоматиза- ция процесса
Представле- ние в виде алгоритма
Представле- ние в виде алгоритма

процесса,
его
развития,
протекания
в виде
алгоритма
или
алгоритмов
4 учебного материала об изучаемом процессе, о его развитии и протекании в виде алгоритма или алгорит- мов для его представле- ния в элект- ронной форме ционного процесса решения задач опреде- ленного класса в виде алгоритми- ческих предписаний
(алгоритмы распознава- ния и алгоритмы преобразова- ния)
представле- ние логичес- ки завершенных блоков учебной информации, описывающе й изучаемый процесс, в виде алгоритма или алгоритмов или алгорит- мов процессов:
– поиска решения задач определен- ного класса;
– поиска ошибок при решении задач определен- ного класса
(агоритмов) условий информаци- онно- учебного взаимодейст- вия между субъектами образователь
-ного процес- са и интерак- тивным ин- формацион- ным ресурсом информаци- онного взаимодейст- вия между пользователя- ми, представлен- ного в виде алгоритма или алгоритмов или алгоритмов процесса создания моделей изучаемых объектов и
(или) процессов, отображен- ных на экране или алгоритмов построения моделей квалимет- рического оценивания уровня подготов- ленности обучающихся
Обеспечение
прямого
доступа к
диалоговому
режиму при
использова-
нии языков

программи-
рования и
(или)
средств
искусствен-
ного
интеллекта
5
Обеспечение прямого доступа к диалоговому режимупри интерактив- ном информа- ционном взаимодей- ствии между субъектами образователь- ного процесса и интерактив-
Использова- ние алгорит- мических предписаний
(алгоритмы распознава- ния и алго- ритмы преобразова- ния) для решения задач определенно- го класса в условиях прямого
Обеспечение прямого доступа к диалоговому режимупри интерактив- ном взаимодей- ствии между субъектами образователь- ного процесса и интерактив- ным инфор- мационным
Обеспечение прямого доступа к диалоговому режиму при использова- нии языков программи- рования и
(или) средств искусствен- ного интеллекта в процессе поиска ошибок при
Организация и реализация условий информаци- онно- учебного взаимодейст- вия между пользователя
-ми при обеспечении прямого доступа к диалоговому режиму при использова-
Обеспечение прямого доступа к диалоговому режиму при использова- нии языков программи- рования и
(или) средств искусствен- ного интеллекта в процессе информаци- онного
Обеспече- ние прямого доступа к диалоговом у режиму при интерактив- ном взаимодей- ствии между субъектами образова- тельного процесса при
Обеспече-ние прямого доступа к диалогово-му режиму при использова- нии языков программи- рования и
(или) средств искусствен- ного интеллекта в процессе создания моделей
ным информаци- онным ресурсом, представлен- ным на экране в формализо- ванном или структуриро- ванном виде доступа к диалоговому режиму при использова- нии языков программи- рования и
(или) средств искусствен- ного интеллекта ресурсом, представлен- ным визуально, графически, текстуально как логически завершенные блоки учебной информации решении задач определен- ного класса или подбора вариантов их решения методом проб и ошибок нии языков программи- рования и
(или) средств искусствен- ного интеллекта взаимодейст- вия между субъектами образователь- ного процесса и интерактив- ным электронным образователь- ным ресурсом создании и использова- нии моделей изучаемых объектов и
(или) процессов, представ- ленных на экране квалимет- рического оценива- ния уровня подготов- ленности обучающихся
Автоматиза-
ция
информаци-
онного
взаимодейс-
твия между
объектами,
представ-
ленными на
экране
6
Автоматиза- ция инфор- мационного взаимодейст- вия между субъектами образователь- ного процесса и объектами или процес- сами, представлен- ными на экране в виде формализо- ванных структур, адекватно
Автоматиза- ция инфор- мационного взаимодейс- твия между субъектами образователь- ного процесса и интерактив- ным алгорит- мическим предписани- ем (алгорит- мы распоз- навания и алгоритмы преобразова-
Автоматиза- ция информа- ционного взаимодейс- твия между субъектами образователь- ного процесса и интерактив- ными моде- лями объек- тов, процес- сов, предста- вленных на экране визу- ально, графи- чески, тексту- ально
Автоматиза- ция процес- сов информа- ционного взаимодейс- твия между субъектами образователь- ного процесса при реализации метода проб и ошибок при решении задач определенно- го класса
Автоматиза- ция обеспе- чения условий информаци- онно- учебного взаимодейст- вия как между субъектами образователь
-ного процес- са, так и между ними и интерактив- ными моделями
Автоматиза- ция информа- ционного взаимодейст- вия между субъектами образователь- ного процесса и интерактив- ным информаци- онным ресурсом образователь- ного назначения или моделями изучаемых объектов
Автоматиза- ция инфор- мационного взаимодейс- твия между субъектами образова- тельного процесса при создании, изучении, исследова- нии моделей объектов или процессов, представ-
Автоматиза- ция информаци- онного взаимодейс- твия между пользовате- лями в процессе создания и использова- ния моделей квалимет- рического оценивания уровня подготов- ленности обучающихся

содержанию учебного материала ния) для решения задач опреде- ленного класса как логически завершенные блоки учеб- ного материала изучаемых или исследуемых объектов, представлен- ных на экране либо процессов, представлен- ных на экране ленных на экране
Автоматиза-
ция
процессов
поиска,
отбора
(выбора)
информаци
и по сущест-
венным
признакам
7
Автоматиза- ция процессов поиска, отбора
(выбора) информации по сущест- венным признакам,
представлен- ной в формализо- ванном и
(или) структуриро- ванном виде, отражающем содержатель- ную суть учебного материала
Автоматиза- ция процес- сов поиска и отбора информации по сущест- венным признакам для создания и использова- ния алгорит- мических предписаний
(алгоритмы распознава- ния и алгори- тмы преоб- разования) для решения задач определенно- го класса
Автоматиза- ция процес- сов поиска и отбора информации по сущест- венным признакам, представлен- ной визуаль- но, графичес- ки, тексту- ально в виде логически завершенных блоков информации, отражающих содержатель- ную суть учебного материала
Автоматиза- ция процессов подбора вариантов решения задач определенно- го класса при поиске (по существен- ным признакам) информации для их решения
Автоматиза- ция процес- сов поиска, отбора по существен- ным призна- кам инфор- мации субъектами образова- тельного процесса при работе в информаци- онно-образо- вательной среде и при взаимодейст- вии с интер- активным информаци- онным ресурсом
Автоматиза- ция процессов поиска и отбора информации по сущест- венным признакам в процессе информаци- онного взаимодейст- вия между субъектами образователь- ного процесса и интерактив- ным информаци- онным ресурсом
Автоматиза
-ция процессов поиска, отбора
(выбора) по существен- ным признакам информаци и о моделях, представля- ющих на экране изучаемые объекты или процессы
Автомати- зация процессов поиска, отбора
(выбора) по существен- ным признакам информа-ции о моделях квалимет- рического оценива- ния уровня подготов- ленности обучающихся

Информаци-
онное
моделирова-
ние
объектов и
(или)
процессов
8
Формализа- ция и струк- турирование учебного материала на основе информаци- онного моделирова- ния изучаемых или исследуемых объектов, процессов, представлен- ных на экране
Информаци- онное моделирова- ние объектов или процес- сов, их пред- ставление на экране для включения в алгоритмиче- ские предпи- сания (алго- ритмы распо- знавания и алгоритмы преобразова- ния) решения задач опреде- ленного класса
Информаци- онное моделирова- ние изучаемых объектов или процессов, представлен- ных на экране в виде визуально, графически или текстуально оформленных блоков учебной информации
Информаци- онное моделирова- ние эталонов решения задач определенно- го класса для реализации метода проб и ошибок, а также для предотвраще- ния возмож- ных ошибок обучающихс я при их решении
Информаци- онное моделирова- ние условий информаци- онно- учебного взаимодейст- вия между субъектами образователь
-ного процесса и интерактив- ным информаци- онным ресурсом
Автоматиза- ция информа- ционного взаимодейст- вия между субъектами образователь- ного процесса при информаци- онном моделирова- нии изучаемых или исследуемых объектов или процессов, представлен- ных на экране
Информаци- онное моделирова- ние изучаемых объектов или процессов, представ- ленных на экране, для
«самостоя- тельного открытия» изучаемых закономер- ностей
Информаци- онное моделирова- ние условий и критериев для осуществле- ния квалимет- риического оценивания уровня подготов- ленности обучающихся
Каждый конкретный результат феномена конвергенции педагогической науки и ИКТ как конкретика научно- педагогических практик, зафиксированный на пересечении каждой строки и соответственно каждого столбца матрицы, определяет научно-методический потенциал реализации этого феномена. Под научно-методическим потенциалом
реализации феномена конвергенции педагогической науки и ИКТ будем понимать возможность совершенствования теорий обучения, предметных методик (в виде конкретных методических подходов, методических рекомендаций, моделей организации образовательного процесса). При этом конкретика научно-методического потенциала реализации феномена конвергенции педагогической науки и ИКТ, зафиксированная на пересечениях каждой строки и соответственно каждого столбца матрицы, представляет собой описание содержательной основы конкретной научно-методической практики. Взяв за основу описание каждой конкретной научно-педагогической практики, можно проектировать
педагогические технологии, реализующие возможности теорий обучения и дидактические возможности ИКТ.


Приведем пример использования матрицы как методического подхода, представляющего идеи создания
предметных методик на базе научно-педагогических практик, реализующих возможности теорий обучения педагогической науки и дидактические возможности ИКТ.
Так, на пересечении столбца В
и строки 3 (В-3) представлено описание содержательной сути научно-педагогической практики формализованного представления (в визуальном / графическом виде или в виде текста) логически завершенных блоков учебной информации об изучаемом или исследуемом объекте, процессе, представленном на экране (например, при создании электронного учебника). Разработчики методики на базе научно-педагогической практики (В-3) микшируют учебный материал для его представления в электронном виде как формализованные (в визуальном / графическом виде или в виде текста) блоки учебной информации для ее включения в сценарий, например, электронного учебника.

Теория информационной безопасности
личности субъектов образовательного процесса
Под
информационной
безопасностью
личности
субъектов
образовательного процесса понимаются условия, при которых действие или бездействие по отношению к субъектам образовательного процесса со стороны внешних информационных источников (СМИ, Интернет, социальные сети, порталы, сайты и прочие источники информации) не влечет за собой негативных последствий для физического и психического здоровья пользователя, связанных:
– с воздействием информации, запрещенной законодательством, или агрессивной, нелегитимной, неэтичной информации, оскорбляющей моральные ценности и чувства пользователя;
– использованием некачественной педагогической продукции, разработанной на базе ИКТ, не отвечающей педагогико-технологическим требованиям;
– потерей авторских прав разработчика на результаты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.
Теоретико-методологические аспекты обеспечения информационной
безопасности личности представляют собой содержательные позиции подготовки личности к противодействию негативным информационным воздействиям извне на основе: развития способности личности к блокированию негативной информации, представляемой различными источниками информации, и к выявлению легитимности источника информации; формирования у обучающегося навыков критического мышления по отношению к любой представленной и воспринимаемой им информации; формирования многоаспектной компетентности обучающегося в области информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.


Таблица 5
Компетентности в области информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса
Философско-
мировоззренческие
Социально-этические
Педагогико-технологические
Знания
в
области

«обманчивости
природы» многофункциональног о и информационно емкого виртуального
мира с его ирреальными и фантазийными отображениями реальной действительности;

особенностей
виртуальных
объектов,
их
отношений
или
процессов,
представленных
на
экране (неадекватность реальности, условность признаков, абстрагирование от существенных признаков);

«обманчивости»
информационного
взаимодействия с партнером по общению при анонимности и
– выявления в содержании информации
агрессивности, направленности на осуществление
неправомерной
деятельности и (или) действий,
запрещенных законодательством РФ;
– выявления информации,
оскорбляющей моральные ценности и
чувства пользователя;
– выявления информации образовательного назначения,
не соответствующей
педагогико-
эргономическим
требованиям
к педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ;
– выявления в содержании информации
заимствования
результатов
интеллектуальной
собственности, представленной в электронном виде;
– выявления в содержании информации
предумышленного
манипулирования
сознанием человека, выполняющего действия с информацией в Интернете; участвующего в компьютерных играх; при приватном общении с пользователем
(-ми) в Интернете;
– критического осмысления и оценки
информации на основе нравственных и культурных ценностей;
структурирования несистемных данных и их трансформации в информацию и в знание;
наличия связей между информацией (знаниями), относящейся (-имися) к элементу множества, и информацией (знаниями) об этом множестве при сохранении информации (знаний), принадлежащей
(-их) всем элементам множества, записанной (-ых) одноактно при описании самого множества;

ситуативных
отношений, определяющих ситуативную совместимость той или иной
информации (тех или иных знаний), хранимой (-ых) в памяти;
обеспечения информационного взаимодействия между пользователем и интерактивным источником информации;
представления информации о визуальных образах,
графических интерпретаций;
перехода от визуальных образов и процессов
(ситуаций) к их текстовому описанию и обратно;
создания и использования средств, порождающих
на экране визуальные образы и процессы (или ситуации) на основе их внутренних представлений;
содержания технических требований педагогико- эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ;
содержания методик использования оценочных
листов педагогико-эргономического качества