Файл: Отчет производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, связанных между собой одной и той же операцией (например, накладная, путевой лист, пропуск на вывоз груза и так далее).

Конкретные или частные методы разрабатываются экспертами непосредственно при проведении экономической экспертизы. Они выражают научно обоснованный подход конкретного эксперта к исследованию объекта экспертизы, поэтому частные методы не носят обязательного характера. В то же время набор техник и приемов, которые прошли практическую проверку, должны составлять базовый методический инструментарий эксперта-экономиста. Тем не менее, сотрудник экспертизы не может использовать методы фактического контроля (например, инвентаризация, контрольный запуск сырья в производство и так далее) в своей деятельности, экспертиза проводится по тем объектам, которые уже были заранее отобраны (например, следователем), потому не предполагает выезд эксперта на место преступления1.

Все виды экономической экспертизы, объединенные предметом, задачами и общностью изучаемых свойств и признаков объектов, имеют общую методику экспертного исследования (алгоритм действий эксперта при производстве экспертизы), которая не зависит ни от характера дела, по которому назначена экономическая экспертиза, ни от поставленных вопросов, ни от исследуемого периода в силу следующих особенностей :

- Только формулировка вопросов, поставленных перед экспертом, зависит от фактических обстоятельств, которые необходимо установить в ходе расследования дела с помощью экономической экспертизы

- Вопросы, поставленные перед экспертом, определяют, что необходимо исследовать, но не могут выходить за пределы компетенции эксперта, очерченные элементами предмета экономической экспертизы

- Период, который необходимо исследовать, учитывается только для того, чтобы определить, какие нормы законодательства нужно применять с учетом произошедших изменений.

Вопросы, поставленные перед экспертом, могут не охватывать всего предмета экспертизы. Например, необходимо установить экономическое содержание хозяйственных операций, при этом нет необходимости в определении того, были ли выполнены какие-либо определенные законодательством обязательства. В этом случае методика исследования не меняется, происходит сужение предмета экспертизы и используется только часть методики.

Исследования в экономической экспертизе осуществляется в несколько этапов:

а) ознакомление со всеми объектами исследования, представленными для производства экспертизы;


б) оценка достаточности объектов исследования для дачи заключения эксперта;

в) определение экономического содержания операций, сведения о которых могут быть извлечены из объектов исследования;

г) определение действовавших в исследуемый период положений законодательства о налогах и сборах и законодательства о бухгалтерском учете и обязанностей исследуемых лиц по выполнению этих положений;

д) установление фактического выполнения исследуемыми лицами положений соответствующих отраслей законодательства;

д) сопоставление определенных в ходе исследований обязанностей лиц по выполнению положений соответствующих отраслей законодательства с тем, как они были выполнены, и формулирование выводов.

На этапе ознакомления с объектом исследования необходимо выделить и указать юридически значимые идентифицирующие признаки физического или юридического лица, деятельность которого подлежит исследованию. Согласно Гражданскому кодексу РФ признаки физического и признаки юридического лица следующие (Таблица 3.1):

Таблица 3.1

Юридически значимые признаки физических и юридических лиц

Признаки юридического лица

Признаки физического лица (или ИП)

Наименование

Имя гражданина

Данные о государственной регистрации

Данные о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя

Местонахождение

Место жительства

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Наименование налогового органа, в котором организация стоит на учете

Наименование налогового органа, в котором гражданин стоит на учете

Иные идентифицирующие признаки

Иные идентифицирующие признаки

Источник: составлено автором на основе Гражданский кодекс Российской Федерации [федер. закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»



Таким образом, приведенные в Таблице 3.1 идентифицирующие признаки помогают получить необходимую для проведения экономической экспертизы информацию о тех или иных физических и юридических лицах.

Следующий этап предполагает оценку достаточности объектов исследования для дачи заключения эксперта . Достаточность объектов исследования представляет собой характеристику материалов экспертизы, которые были представлены специалисту для проведения исследования, означающую возможность дачи исчерпывающих ответов на поставленные вопросы. Данная процедура неотделима от определения экономического содержания операций; также на этом этапе, в отличие от первого, уже происходит установление того, были ли выполнены исследуемыми лицами положения соответствующих отраслей законодательства, так как эксперт может определить достаточность объектов исследования только после этих шагов. Соответственно, приведенное положение не допускает возможности выделения оценки достаточности объектов исследования в самостоятельное действие. Другими словами, без производства экспертизы нельзя определить, достаточно ли материалов для того, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. Поэтому необходима формальная оценка достаточности объектов исследования, которая представляет собой формальное наличие необходимых видов объектов исследования и формальную полноту конкретных объектов внутри каждого вида1. При этом допускается, что в ходе исследований при производстве экспертизы у эксперта возникнет необходимость получения дополнительных объектов исследования.

Третьим этапом является определение экономического содержания операций, сведения о которых могут быть извлечены из объектов исследования. При проведении экономической экспертизы может быть установлено экономическое содержание различных элементов исследуемой финансово-хозяйственной деятельности субъекта, среди которых можно выделить:

- Отдельные хозяйственные операции, совершенные лицом в рассматриваемом периоде (например, продажа принадлежащей данному лицу недвижимости)

- Совокупность отдельных хозяйственных операций, объединенных общим экономическим содержанием (наличие и движение товаров определенного ассортимента)

- Результаты финансово-хозяйственной деятельности лица, сложившиеся как совокупность результатов экономически однородных операций, совершенных в исследуемом периоде (выручка от реализации товаров определенного ассортимента)


- Результаты финансово-хозяйственной деятельности лица, сложившиеся как совокупность результатов всех совершенных в исследуемом периоде финансово-хозяйственных операций (выручка, полученная в анализируемом периоде от реализации продукции).

При небольшом количестве объектов исследования экономическое содержание отдельных операций устанавливается в исследовательской части заключения эксперта, если объем объектов исследования более значительный, то содержание операций выносится в приложение к заключению эксперта, на которое в исследовательской части присутствует ссылка.

Следующий этап экспертизы - определение действовавших в исследуемый период положений законодательства о налогах и сборах и законодательства о бухгалтерском учете и обязанностей исследуемых лиц по выполнению этих положений. После установления экономического содержания операций эксперт определяет, какие обязанности по выполнению положений законодательства возникли у исследуемого субъекта в связи с совершением данных операций. Эксперт анализирует налоговое законодательство, нормы законодательства о бухгалтерском учете, которым субъект обязан был руководствоваться при выполнении своей финансово-хозяйственной деятельности, и составляет правовую модель поведения исследуемого лица, предполагающую, что все эти нормы законодательства выполняются. При этом эксперт не является правоприменителем, он разрабатывает правовую модель поведения субъекта.

В ходе исследования эксперт может установить, что по результатам финансово-хозяйственной деятельности у исследуемого лица возникали следующие обязанности: составление первичных документов, ведение учета, составление и представление отчетности; отражение операций финансово-хозяйственной деятельности в учете и отчетности, исчисление и уплата налогов и сборов. Устанавливая существование обязанностей субъекта по результату его деятельности, эксперт указывает фактическое и юридическое основания возникновения этих обязанностей. Фактическое основание представляет собой экономическую оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности со ссылками на конкретные объекты исследования или на результаты исследований, изложенные в приложениях к заключению. Юридическое основание возникновения обязанностей – это правовые нормы, содержащиеся в действующем в исследуемом периоде законодательстве, с обязательными ссылками на нормативные правовые акты.


Одним из последних этапов экономической экспертизы является установление фактического выполнения исследуемыми лицами положений соответствующих отраслей законодательства. По объектам исследования эксперт устанавливает, как были выполнены лицами, деятельность которых исследуется, те обязанности, которые, по мнению эксперта, возникали у этих лиц по результатам их финансово-хозяйственной деятельности. Выполнение обязанностей определяется по соответствующим видам объектов исследований.

Заключительный этап экспертизы предполагает сопоставление определенных в ходе исследований обязанностей лиц по выполнению положений соответствующих отраслей законодательства с тем, как они были выполнены, и формулирование выводов. При установлении экспертом совокупности возникших у лиц обязанностей по результатам их финансово-хозяйственной деятельности и степень их выполнения, происходит сопоставление результатов двух предыдущих этапов экспертизы и формулируются выводы о присутствии или отсутствии данных несоответствий. При выявлении несоответствий эксперт описывает, в чем расходится фактическое выполнение положений законодательства исследуемым субъектом с построенной экспертом правовой моделью поведения, при этом ссылаясь на конкретные нормативно-правовые акты.

Существуют четкие ограничения в компетенции эксперта-экономиста. В его специальные знания входят не все нормы законодательства о налогах и сборах и законодательства о бухгалтерском учете, а лишь те положения, которые устанавливают специальные правила по отражению финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и исчислению налогов хозяйствующим субъектом. Другие нормы законодательства не могут быть использованы в ходе судебной экономической экспертизы.

При разрешении вопросов о соответствии порядка исчисления налогов, примененного налогоплательщиком, требованиям законодательства о налогах и сборах эксперт не выходит за пределы своей компетенции, поскольку не производит уголовно-правовой или административно-правовой квалификации деяния1. Эксперт не отвечает на вопросы по установлению в деятельности граждан признаков уклонения от уплаты налогов, факта включения заведомо ложных сведений в налоговые декларации и на иные правовые вопросы.

Таким образом, методика проведения судебной экономической экспертизы достаточно обширна: она включает в себя как общенаучные методы, которые применяются вне зависимости от поставленных перед экспертизой вопросов, так и специальные, которые разрабатываются специалистами при проведении какой-либо узконаправленной экспертизы, впоследствии совокупность данных методов становится основным инструментарием эксперта-экономиста. Процесс проведения экономической экспертизы является достаточно сложным, потому проходит в несколько последовательных этапов, на каждом из которых эксперт использует различные общенаучные и специальные методы.