Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия (Теоретические основы бизнес-моделирования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и виды бизнес-модели, порядок их разработки
1.2. Инновационные бизнес-модели
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АО «Невская косметика»
2.1 История и основные направления деятельности АО «Невская косметика»
3. Разработка инновационной бизнес-модели для АО «Невская косметика»
На сегодняшний день АО«Невская Косметика» одним из самых известных российских предприятий среди производителей косметики и бытовой химии[33].
Сегодня компания активно развивается, следуя своим принципам — стремлению к качеству, расширению ассортимента, внедрению новых технологий. Одной из основных задач АО «Невская косметика» является развитие производства, использование современного оборудования и тщательный отбор сырья, а также улучшение организационной структуры и повышение личной заинтересованности и ответственности всех сотрудников предприятия за качество выпускаемой продукции[34].
Производство продукции АО «Невская Косметика» осуществляется на трех заводах: в г.Санкт-Петербург, в г.Ангарск и на Украине). Дистрибьюторская сеть компании охватывает регионы России, ближнее зарубежье и Монголию. Основные конкуренты АО «Невская Косметика»: ЗАО «Астера» (г. Москва), ЗАО «Аист» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Ступинский химический завод» (Московская область), ООО «Ренессанс косметик» (алтайский край) и другие.
Ассортимент продукции представлен на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Ассортимент продукции АО «Невская косметика»
Организационная структура АО «Невская косметика» приведена на рисунке 2.2[35].
Общее собрание акционеров
Наблюдательный совет
Председатель правления
Ревизионная комиссия
Служба внутреннего аудита
Директор по производству
Финансовый директор
Отдел развития и координации производства
Служба главного инженера
Служба главного энергетика
Служба главного механика
Служба главного технолога
Служба охраны труда и технической безопасности
Научная лаборатория
Отдел по закупкам и управлению материальными запасами
Служба бренд менеджмента и маркетинга
Подсобное сельское хозяйство
Бухгалтерия
Служба стратегического планирования бизнеса
Служба корпоративных отношений с акционерами
Служба безопасности
Служба информационных технологий
Служба по управлению персоналом
Юридическая служба
Медицинский пункт служба
Офис-менеджер (секретариат, канцелярия, управление делами) служба
Рисунок 2.2 – Организационная структура АО «Невская косметика»
В настоящее время на АО «Невская косметика» трудятся 724 человека[36].
Динамика основных показателей деятельности АО «Невская косметика»
В таблице 2.1 представлены значение, динамика и структура основных финансово-экономических показателей АО «Невская косметика».
Таблица 2.1
Динамика технико-экономических показателей АО «Невская косметика»[37]
Наименование показателя |
Значение |
Структура |
Коэффициент роста |
||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
2017-2016 |
2018-2017 |
2018-2016 |
|
Выручка от продажи товаров (тыс. руб.) всего, в т.ч: |
13 548 680,00 |
11 848 106,00 |
12 355 522,00 |
4,58 |
4,00 |
4,65 |
0,87 |
1,04 |
0,91 |
Стоимость ОС, тыс.руб., всего |
1 869 213,00 |
2 035 535,00 |
2 039 202,00 |
12% |
12% |
15% |
1,09 |
1,00 |
1,09 |
Фондоотдача |
7,25 |
5,82 |
6,06 |
х |
х |
х |
0,80 |
1,04 |
0,84 |
Стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
13 782 809,00 |
15 345 557,00 |
11 868 545,00 |
88% |
88% |
85% |
1,11 |
0,77 |
0,86 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
0,98 |
0,77 |
1,04 |
х |
х |
х |
0,79 |
1,35 |
1,06 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
880,00 |
799,00 |
724,00 |
х |
х |
х |
0,91 |
0,91 |
0,82 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
45 760,00 |
43 945,00 |
39 096,00 |
1% |
1% |
1% |
0,96 |
0,89 |
0,85 |
Фондовооруженность |
2 124,11 |
2 547,60 |
2 816,58 |
х |
х |
х |
1,20 |
1,11 |
1,33 |
Производительность труда |
15 396,23 |
14 828,67 |
17 065,64 |
х |
х |
х |
0,96 |
1,15 |
1,11 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
6 495 236,00 |
5 852 269,00 |
5 633 336,00 |
48% |
49% |
46% |
0,90 |
0,96 |
0,87 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
3 127 268,00 |
3 081 140,00 |
3 139 699,00 |
23% |
26% |
25% |
0,99 |
1,02 |
1,00 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
7 053 444,00 |
6 503 253,00 |
6 214 770,00 |
52% |
55% |
50% |
0,92 |
0,96 |
0,88 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
2 955 182,00 |
2 959 148,00 |
2 659 657,00 |
22% |
25% |
22% |
1,00 |
0,90 |
0,90 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб. |
3 736 324,00 |
4 107 527,00 |
4 157 168,00 |
28% |
35% |
34% |
1,10 |
1,01 |
1,11 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного года, тыс.руб. |
3 083 948,00 |
3 302 593,00 |
3 471 774,00 |
23% |
28% |
28% |
1,07 |
1,05 |
1,13 |
Выручка от продажи продукции снизилась за 3 года на 9%. Себестоимость продукции за указанный период снизилась в большей степени (на 13%). Данные тенденции приводят к снижению прибыли предприятия (рисунок 2.3)[38].
Рисунок 2.3 – Динамика технико-экономических
показателей АО «Невская косметика» за 2016-2018гг.
На рисунке 2.4 отображена динамика прибыли АО «Невская косметика». Валовая прибыль за 2016-2018гг. сократилась на 12%, прибыль от продаж – на 10%. Прибыль до налогообложения, напротив, увеличилась на 11%, а чистая прибыль – на 13%, но данное увеличение прибыли связано с резким ростом прочих доходов в 2018г. (были проданы ценные бумаги)[39].
Рисунок 2.4 – Динамика прибыли
АО «Невская косметика» за 2016-2018гг.
Доля оборотных активов АО «Невская косметика» за 2016-2018гг. сократилась с 86% до 58% (в связи с продажей ценных бумаг). За анализируемый период стоимость оборотных средств уменьшилась на 14%. Т.к. темп снижения выручки меньше темпа снижения стоимости оборотных активов, наблюдается ускорение оборачиваемости оборотных активов на 6%[40].
Доля оборотных активов АО «Невская косметика» за 2016-2018гг. сократилась с 12% до 10% и в динамике их стоимость увеличилась на 9%. Т.к. выручка снизилась, а стоимость основных средств увеличилась, наблюдается снижение фондоотдачи на 16%.
За анализируемый период численность штатных работников АО «Невская косметика» уменьшилась на 18%, а фонд заработной платы сократился на 15%.
Фондовооруженность предприятия увеличилась за три года на 33%, т.к. стоимость основных средств увеличилась, а численность рабочих уменьшилась. Производительность труда увеличилась на 11%[41].
Таким образом, у АО «Невская косметика» наблюдается незначительный спад деятельности. Но, тем не менее, предприятие является прибыльным.
3. Разработка инновационной бизнес-модели для АО «Невская косметика»
Анализ текущей бизнес-модели АО «Невская косметика»
Как отмечалось ранее, АО «Невская Косметика» является крупнейшим российским производителем парфюмерно-косметической продукции, мыла, синтетических моющих средств и товаров по уходу за домом. География продаж охватывает Россию и страны ближнего зарубежья. На предприятии используется модель интеграции[42].
Выбранные АО «Невская Косметика» рынки характеризуются высокой конкуренцией среди российских и международных компаний. Для своих продуктов компания выбрала следующие сегменты (таблица 3.1)[43].
Таблица 3.1
Ценовые сегменты АО «Невская косметика»
Категория продукции |
Массовый сегмент |
Средний ценовой сегмент |
Премиальный сегмент |
Основные конкуренты |
Средства по уходу за полостью рта |
«Новый жемчуг» |
«Жемчуг», «Лесная» |
- |
ColgatePalmolive, Procter&Gamble, ETOL (Lacalut), АО «Концерн «Калина» |
Детская косметика |
«Детский», «Тип-Топ» |
«Ушастый нянь» |
- |
Johnson&Johnson, Bubchen, Sanosan, BabyLine, «Калина», «Наша мама», «Мир детства», «Аванта» |
Средства для ванны и душа |
«Детское», «Дивный сад», «Цветы любви», «Солнышко», «Банное», «Дегтярное» |
«Ушастый нянь», «Сарма» «Бархатистое», |
- |
EVYAP (Турция), ОАО ПКК «Весна», ПКК «Свобода», ОАО «НМЖК» и ОАО «НэфисКосметикс». |
Продолжение таблицы 3.1
Категория продукции |
Массовый сегмент |
Средний ценовой сегмент |
Премиальный сегмент |
Основные конкуренты |
Средства по уходу за кожей лица и тела |
традиционная коллекция кремов, серии «Женьшеневые», «Ворожея» |
«Роса», «Мистер Чистер» |
- |
ОАО «Концерн «Калина», ОАО ПКК «Весна», ООО «Первое решение», ОАО «Аванта», ОАО «Свобода» |
Средства по уходу за волосами |
торговая марка «Тип-топ», серия «Дегтярная» |
«Ушастый нянь» |
- |
Procter&Gamble, Unilever и Schwarzkopf/Henkel |
Средства по уходу за тканями |
«Макс», «Лотос», «Обычный», а также специализированными средствами для стирки детских вещей - «Ушастый Нянь», для стирки деликатных тканей - «Ворсинка» |
«Сарма |
«Индекс» |
Procter&Gamble и Henkel. ОАО «НэфисКосметикс» |
Средства по уходу за домом |
«Мистер Чистер» |
«Сарма», «Ушастый нянь» |
- |
Procter&Gamble- крупнейшая), так и отечественных (ОАО «НэфисКосметикс» |
Следует отметить, что, несмотря на то, что АО «Невская Косметика» не является лидером на рынке, продукция ориентирована на массовый и средний ценовые сегменты, продукция отличается качеством, что подтверждается различными исследованиями и конкурсами («Бренд 99», «Товар года», сертификаты в системе ГОСТ, МС ИСО 9001-2000)[44].
Корпоративная философия АО «Невская Косметика» предполагает контроль над готовой продукцией, обеспечение ее высокого качества, установление высоких стандартов качества товаров в национальном масштабе. Своим секретом успеха предприятие считает выпуск качественной и в то же время и доступной для всех слоев населения. Этот принцип руководство АО «Невская Косметика» переносит и на новые сферы деятельности[45].
Основной задачей компании является развитие производства, использование современного оборудования и тщательный отбор сырья, а также улучшение организационной структуры и повышение личной заинтересованности и ответственности всех сотрудников предприятия за качество выпускаемой продукции.
Разработка технологии изготовления новой продукции осуществляется специалистами технологического отдела и научной части предприятия. Особое внимание уделяется вопросу совместимости технологий и экономному использованию ресурсов. Современное оборудование позволяет создавать новое изделие в лабораторных условиях, максимально приближенным к производственным. Далее полученный продукт проверяется на соответствие всем необходимым требованиям, после чего начинается массовый выпуск[46].
У АО «Невская косметика» есть собственная научно-исследовательская лаборатория, которая проводит контроль исходного сырья и продукции.
Предприятие постоянно расширяет производственные мощности, производятся работы по реконструкции основных производственных цехов, увеличивается автоматизация технологических процессов.
Дистрибьюторская сеть АО «Невская Косметика» охватывает все регионы России, ближнее зарубежье и Монголию. Для развития дистрибьюторской сети проводятся личные встречи, оказываются консультации и поддержка, организуются различные акции[47].
Большой опыт производства, научные разработки, устойчивое положение на рынке являются опорами АО «Невской компании».
Совершенствование бизнес-модели АО «Невская косметика»
На необходимость изменения бизнес-модели АО «Невская косметика» наличие серьезных конкурентов, которые занимают на рынке лучшие позиции, нежели рассматриваемая компания. Основными конкурентами явлюятся ColgatePalmolive, Procter&Gamble, АО «Концерн «Калина», АО «НэфисКосметикс».
Кроме того, необходимость изменения бизнес-модели связана со снижением выручки АО «Невская косметика», что связано со снижением спроса, т.к. доходы населения в последние годы заметно снизились, что вынуждает людей к экономии. Но по сравнению со своими конкурентами, потери АО «Невская косметика» не так велики, так как продукция данного предприятия имеет в большинстве своем весьма приемлемые цены. По данным экспертов, население стало активней покупать более дешевые марки бытовой химии и косметики, в числе который бренды концерна «Калина», «Черный жемчуг», а также АО «Невская косметика».