Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия (Теоретические основы бизнес-моделирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день АО«Невская Косметика» одним из самых известных российских предприятий среди производителей косметики и бытовой химии[33].

Сегодня компания активно развивается, следуя своим принципам — стремлению к качеству, расширению ассортимента, внедрению новых технологий. Одной из основных задач АО «Невская косметика» является развитие производства, использование современного оборудования и тщательный отбор сырья, а также улучшение организационной структуры и повышение личной заинтересованности и ответственности всех сотрудников предприятия за качество выпускаемой продукции[34].

Производство продукции АО «Невская Косметика» осуществляется на трех заводах: в г.Санкт-Петербург, в г.Ангарск и на Украине). Дистрибьюторская сеть компании охватывает регионы России, ближнее зарубежье и Монголию. Основные конкуренты АО «Невская Косметика»: ЗАО «Астера» (г. Москва), ЗАО «Аист» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Ступинский химический завод» (Московская область), ООО «Ренессанс косметик» (алтайский край) и другие.

Ассортимент продукции представлен на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Ассортимент продукции АО «Невская косметика»

Организационная структура АО «Невская косметика» приведена на рисунке 2.2[35].

Общее собрание акционеров

Наблюдательный совет

Председатель правления

Ревизионная комиссия

Служба внутреннего аудита

Директор по производству

Финансовый директор

Отдел развития и координации производства

Служба главного инженера

Служба главного энергетика

Служба главного механика

Служба главного технолога

Служба охраны труда и технической безопасности

Научная лаборатория

Отдел по закупкам и управлению материальными запасами

Служба бренд менеджмента и маркетинга

Подсобное сельское хозяйство

Бухгалтерия

Служба стратегического планирования бизнеса

Служба корпоративных отношений с акционерами

Служба безопасности

Служба информационных технологий

Служба по управлению персоналом

Юридическая служба

Медицинский пункт служба

Офис-менеджер (секретариат, канцелярия, управление делами) служба


Рисунок 2.2 – Организационная структура АО «Невская косметика»

В настоящее время на АО «Невская косметика» трудятся 724 человека[36].

Динамика основных показателей деятельности АО «Невская косметика»

В таблице 2.1 представлены значение, динамика и структура основных финансово-экономических показателей АО «Невская косметика».

Таблица 2.1

Динамика технико-экономических показателей АО «Невская косметика»[37]

Наименование показателя

Значение

Структура

Коэффициент роста

2016

2017

2018

2016

2017

2018

2017-2016

2018-2017

2018-2016

Выручка от продажи товаров (тыс. руб.) всего, в т.ч:

13 548 680,00

11 848 106,00

12 355 522,00

4,58

4,00

4,65

0,87

1,04

0,91

Стоимость ОС, тыс.руб., всего

1 869 213,00

2 035 535,00

2 039 202,00

12%

12%

15%

1,09

1,00

1,09

Фондоотдача

7,25

5,82

6,06

х

х

х

0,80

1,04

0,84

Стоимость оборотных средств, тыс.руб.

13 782 809,00

15 345 557,00

11 868 545,00

88%

88%

85%

1,11

0,77

0,86

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

0,98

0,77

1,04

х

х

х

0,79

1,35

1,06

Среднесписочная численность персонала, чел.

880,00

799,00

724,00

х

х

х

0,91

0,91

0,82

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

45 760,00

43 945,00

39 096,00

1%

1%

1%

0,96

0,89

0,85

Фондовооруженность

2 124,11

2 547,60

2 816,58

х

х

х

1,20

1,11

1,33

Производительность труда

15 396,23

14 828,67

17 065,64

х

х

х

0,96

1,15

1,11

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

6 495 236,00

5 852 269,00

5 633 336,00

48%

49%

46%

0,90

0,96

0,87

Коммерческие расходы, тыс. руб.

3 127 268,00

3 081 140,00

3 139 699,00

23%

26%

25%

0,99

1,02

1,00

Валовая прибыль, тыс.руб.

7 053 444,00

6 503 253,00

6 214 770,00

52%

55%

50%

0,92

0,96

0,88

Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.

2 955 182,00

2 959 148,00

2 659 657,00

22%

25%

22%

1,00

0,90

0,90

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб.

3 736 324,00

4 107 527,00

4 157 168,00

28%

35%

34%

1,10

1,01

1,11

Чистая прибыль (убыток) отчетного года, тыс.руб.

3 083 948,00

3 302 593,00

3 471 774,00

23%

28%

28%

1,07

1,05

1,13


Выручка от продажи продукции снизилась за 3 года на 9%. Себестоимость продукции за указанный период снизилась в большей степени (на 13%). Данные тенденции приводят к снижению прибыли предприятия (рисунок 2.3)[38].

Рисунок 2.3 – Динамика технико-экономических
показателей АО «Невская косметика» за 2016-2018гг.

На рисунке 2.4 отображена динамика прибыли АО «Невская косметика». Валовая прибыль за 2016-2018гг. сократилась на 12%, прибыль от продаж – на 10%. Прибыль до налогообложения, напротив, увеличилась на 11%, а чистая прибыль – на 13%, но данное увеличение прибыли связано с резким ростом прочих доходов в 2018г. (были проданы ценные бумаги)[39].

Рисунок 2.4 – Динамика прибыли
АО «Невская косметика» за 2016-2018гг.

Доля оборотных активов АО «Невская косметика» за 2016-2018гг. сократилась с 86% до 58% (в связи с продажей ценных бумаг). За анализируемый период стоимость оборотных средств уменьшилась на 14%. Т.к. темп снижения выручки меньше темпа снижения стоимости оборотных активов, наблюдается ускорение оборачиваемости оборотных активов на 6%[40].

Доля оборотных активов АО «Невская косметика» за 2016-2018гг. сократилась с 12% до 10% и в динамике их стоимость увеличилась на 9%. Т.к. выручка снизилась, а стоимость основных средств увеличилась, наблюдается снижение фондоотдачи на 16%.

За анализируемый период численность штатных работников АО «Невская косметика» уменьшилась на 18%, а фонд заработной платы сократился на 15%.

Фондовооруженность предприятия увеличилась за три года на 33%, т.к. стоимость основных средств увеличилась, а численность рабочих уменьшилась. Производительность труда увеличилась на 11%[41].

Таким образом, у АО «Невская косметика» наблюдается незначительный спад деятельности. Но, тем не менее, предприятие является прибыльным.

3. Разработка инновационной бизнес-модели для АО «Невская косметика»

Анализ текущей бизнес-модели АО «Невская косметика»

Как отмечалось ранее, АО «Невская Косметика» является крупнейшим российским производителем парфюмерно-косметической продукции, мыла, синтетических моющих средств и товаров по уходу за домом. География продаж охватывает Россию и страны ближнего зарубежья. На предприятии используется модель интеграции[42].


Выбранные АО «Невская Косметика» рынки характеризуются высокой конкуренцией среди российских и международных компаний. Для своих продуктов компания выбрала следующие сегменты (таблица 3.1)[43].

Таблица 3.1

Ценовые сегменты АО «Невская косметика»

Категория продукции

Массовый сегмент

Средний ценовой сегмент

Премиальный сегмент

Основные конкуренты

Средства по уходу за полостью рта

«Новый жемчуг»

«Жемчуг», «Лесная»

-

ColgatePalmolive, Procter&Gamble, ETOL (Lacalut), АО «Концерн «Калина»

Детская косметика

«Детский», «Тип-Топ»

«Ушастый нянь»

-

Johnson&Johnson, Bubchen, Sanosan, BabyLine, «Калина», «Наша мама», «Мир детства», «Аванта»

Средства для ванны и душа

«Детское», «Дивный сад», «Цветы любви», «Солнышко», «Банное», «Дегтярное»

«Ушастый нянь», «Сарма» «Бархатистое»,

-

EVYAP (Турция), ОАО ПКК «Весна», ПКК «Свобода», ОАО «НМЖК» и ОАО «НэфисКосметикс».

Продолжение таблицы 3.1

Категория продукции

Массовый сегмент

Средний ценовой сегмент

Премиальный сегмент

Основные конкуренты

Средства по уходу за кожей лица и тела

традиционная коллекция кремов, серии «Женьшеневые», «Ворожея»

«Роса», «Мистер Чистер»

-

ОАО «Концерн «Калина», ОАО ПКК «Весна», ООО «Первое решение», ОАО «Аванта», ОАО «Свобода»

Средства по уходу за волосами

торговая марка «Тип-топ», серия «Дегтярная»

«Ушастый нянь»

-

Procter&Gamble, Unilever и Schwarzkopf/Henkel

Средства по уходу за тканями

«Макс», «Лотос», «Обычный», а также специализированными средствами для стирки детских вещей - «Ушастый Нянь», для стирки деликатных тканей - «Ворсинка»

«Сарма

«Индекс»

Procter&Gamble и Henkel. ОАО «НэфисКосметикс»

Средства по уходу за домом

«Мистер Чистер»

«Сарма», «Ушастый нянь»

-

Procter&Gamble- крупнейшая), так и отечественных (ОАО «НэфисКосметикс»

Следует отметить, что, несмотря на то, что АО «Невская Косметика» не является лидером на рынке, продукция ориентирована на массовый и средний ценовые сегменты, продукция отличается качеством, что подтверждается различными исследованиями и конкурсами («Бренд 99», «Товар года», сертификаты в системе ГОСТ, МС ИСО 9001-2000)[44].


Корпоративная философия АО «Невская Косметика» предполагает контроль над готовой продукцией, обеспечение ее высокого качества, установление высоких стандартов качества товаров в национальном масштабе. Своим секретом успеха предприятие считает выпуск качественной и в то же время и доступной для всех слоев населения. Этот принцип руководство АО «Невская Косметика» переносит и на новые сферы деятельности[45].

Основной задачей компании является развитие производства, использование современного оборудования и тщательный отбор сырья, а также улучшение организационной структуры и повышение личной заинтересованности и ответственности всех сотрудников предприятия за качество выпускаемой продукции.

Разработка технологии изготовления новой продукции осуществляется специалистами технологического отдела и научной части предприятия. Особое внимание уделяется вопросу совместимости технологий и экономному использованию ресурсов. Современное оборудование позволяет создавать новое изделие в лабораторных условиях, максимально приближенным к производственным. Далее полученный продукт проверяется на соответствие всем необходимым требованиям, после чего начинается массовый выпуск[46].

У АО «Невская косметика» есть собственная научно-исследовательская лаборатория, которая проводит контроль исходного сырья и продукции.

Предприятие постоянно расширяет производственные мощности, производятся работы по реконструкции основных производственных цехов, увеличивается автоматизация технологических процессов.

Дистрибьюторская сеть АО «Невская Косметика» охватывает все регионы России, ближнее зарубежье и Монголию. Для развития дистрибьюторской сети проводятся личные встречи, оказываются консультации и поддержка, организуются различные акции[47].

Большой опыт производства, научные разработки, устойчивое положение на рынке являются опорами АО «Невской компании».

Совершенствование бизнес-модели АО «Невская косметика»

На необходимость изменения бизнес-модели АО «Невская косметика» наличие серьезных конкурентов, которые занимают на рынке лучшие позиции, нежели рассматриваемая компания. Основными конкурентами явлюятся ColgatePalmolive, Procter&Gamble, АО «Концерн «Калина», АО «НэфисКосметикс».

Кроме того, необходимость изменения бизнес-модели связана со снижением выручки АО «Невская косметика», что связано со снижением спроса, т.к. доходы населения в последние годы заметно снизились, что вынуждает людей к экономии. Но по сравнению со своими конкурентами, потери АО «Невская косметика» не так велики, так как продукция данного предприятия имеет в большинстве своем весьма приемлемые цены. По данным экспертов, население стало активней покупать более дешевые марки бытовой химии и косметики, в числе который бренды концерна «Калина», «Черный жемчуг», а также АО «Невская косметика».