Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия (Теоретические основы бизнес-моделирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время бизнес-моделирование становится все более актуальным, т. к. рост числа организаций приводит к усилению конкуренции между ними. В связи с этим каждая компания стремится разработать свою оригинальную и эффективную бизнес-модель, которая будет выступать главным конкурентным преимуществом, а также способствовать её развитию.

Бизнес-моделирование является процессом разработки разных бизнес-моделей организации (процессы, стратегия, организационная структура, различные ресурсы и т.п.) для оптимизации и формализации деятельности компании. Бизнес-модель подробно описывает, как современный бизнес позиционирует себя во всей цепочке создания ценности в рамках своей определенной отрасли, а также как он планирует себя обеспечивать.

В отношении бизнес-моделей существуют такие проблемы, как отсутствие четкого определения понятия «бизнес-модель», а так же смутное представление управленческим персоналом своей текущей бизнес-модели.

Вопросы разработки бизнес-моделей управления предприятием исследовались многие учеными, среди которых можно отметить М. Брауна, А. Бьерна, М. Робсона, Ф.Уиллаха, М. Ротра, Д. Шука, М. Хаммера, Дж. Чампи, Т. Питерса, Р. Уотермана, Р. Каплана, Д. Нортона и других. Среди отечественных ученых можно выделить Н.М. Абдикеева, В.Г. Баринова, Т.П. Данько, B.А. Елиферова, М.А. Иванову, С.В. Ильдеменова, Г.Н. Калянова, Г.Б. Клейнера, А.Д. Киселева, В.В. Репина, Ю.Ф. Тельнова, С.В. Черемных, П.В. Шингарева, Г.В. Широкову и других.

Объектом исследования данной курсовой работы является бизнес-модель АО «Невская косметика».

Предмет исследования – сущность, элементы и порядок внедрения инновационной бизнес-модели.

Цель курсовой работы заключается в усовершенствовании бизнес-модели АО «Невская косметика».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические моменты инновационного бизнес-моделирования;
  • дать краткую характеристику исследуемого предприятия;
  • усовершенствовать бизнес-модель АО «Невская косметика»..

При написании курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия по комплексному анализу хозяйственной деятельности предприятий, материалы, содержащиеся в интернете, а также отчетность ОА «Невская косметика».


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ

1.1 Понятие и виды бизнес-модели, порядок их разработки

Под бизнес-моделью компании понимается логическое и схематическое объяснение структуры построения бизнеса. Целью бизнес-моделей является выявление опорных моментов и показателей, которые будут успешными в выбранной деятельности[1].

Задачей бизнес-модели является поиск и достижение равновесия, при котором наилучшим образом удовлетворяются потребности покупателя (низкие цены, качество, уровень обслуживания, местоположение) и цели бизнесменов (окупаемость, прибыль, рентабельность)[2].

Бизнес-модель обеспечивает высокую рентабельность, разъясняет схемы управления, определяет основы управленческого планирования, описывает структуру компании и протекающие в ней бизнес-процессы. Следует отметить, что разработанная на предприятии бизнес-модель должна пересматриваться каждый раз, когда происходит изменение внешних условий[3].

Структура бизнес-модели приведена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Структура бизнес-модели

Следует различать понятия «бизнес-модель» и «бизнес-стратегии». Под стратегией компании подразумевается долгосрочный план, цели и способы их достижения, линия поведения предприятия. А бизнес-модель – это описание того, как создается конечный продукт, поставляется потребителям и превращается в деньги; как отдельные структуры и части предприятия взаимосвязаны друг с другим, как они сочетаются и взаимодействуют. Иными словами, бизнес-модель – это часть бизнес-стратегии[4].

Назначением любой бизнес-модели является описание работы предприятия, что помогает выполнять стратегию и отвечать на главные вопросы:

  • определение конечного потребителя;
  • ценность продукта с точки зрения клиента;
  • способ заработка денежных средств;
  • экономическая логика проекта (взаимная связь пользы для клиента и выгоды для собственника бизнеса)[5].

Бизнес-модель разрабатывается как конструктивная часть бизнес-плана. На начальном этапе составляется структура из ключевых моментов бизнеса (рисунок 1.2)[6].


Таким образом, построение бизнес-модели осуществляется путем ответов на каждый из ключевых моментов (рисунок 1.2).

Для того, чтобы выявить сущность бизнес-проекта и составить его схему для поэтапного заполнения, необходимо проверить, отвечает ли результат проекта следующим требованиям:

  • новизна;
  • производительность;
  • соответствие требованиям потребителей;
  • долговечность;
  • конструктивный дизайн;
  • статусность (бренд, имя);
  • оптимальная стоимость;
  • фактор снижения затрат;
  • снижение риска приобретения;
  • доступность;
  • удобство использования.

Рисунок 1.2 – Ключевые моменты бизнеса,
изучаемые при построении бизнес модели

При определении сегмента предполагаемого клиента ориентируются либо на массового потребителя, либо на клиентов узкой ниши. Также определяется возрастные, этнические, социальные и прочие сегменты, либо же выбираются смешанные потребители. Далее выбирается канал взаимодействия с потребителем[7]:

  • отсутствие общения;
  • персональные контакты;
  • выделенные группы контактов;
  • сообщества клиентов;
  • совместное участие в проекте.

На следующем этапе определяется источник дохода[8]:

  • что приобретается каждой группой потребителей;
  • как осуществляется поступление денежных средств от каждого потока;
  • какова суммарная стоимость всех потоков.

Для разработки расходной части бизнес-модели необходимо определить, какие ресурсы надо выделить и какие процессы задействовать для решения следующих задач:

  • формирования предложений о товаре, услуге;
  • создания каналов и шаблонов продаж;
  • установления контактов с клиентской базой;
  • получения денежных средств.

Далее определяются ключевые партнеры:

  • потребителей;
  • поставщиков;
  • бизнес-партнеров;
  • соисполнителей[9].

Затем оценивается стоимость реализации каждого предложения и прибыльность всего проекта в целом.

Первая версия бизнес-модели считается пробной. По окончании тестируемого срока работы проекта топ-менеджмент предприятия пересматривает бизнес-модель, анализирует ее отдельные элементы, решает проблемы и дорабатывает окончательный вариант модели[10].

Распространенные виды бизнес-моделей приведены в таблице 1.1[11].


Таблица 1.1

Распространенные виды бизнес-моделей

Наименование

Описание

Пример

Рекламная

одна из старейших моделей бизнеса, которая все больше переходит в интернет-плоскость

The New York Times, YouTube

Партнерская

имеет сходство с рекламной моделью, но в основной контент вставляются  партнерские ссылки

«Альпина Паблишер», Ozon, Aviasales

Модель посредник

связывает конечного клиента и продавца за плату с того или иного или с обеих сторон

Риэлторские услуги, PR-агентство

Схема кастомизации

в стандартные услуги и товары включаются элементы, делающие их уникальными для определенного потребителя

NIKEiD, Bang&Olifsen, private label

Схема краудсорсинга

объединение большого количества клиентов, снабжающего сайт бизнеса контентом

YouTube, Oxford English Dictionary 

Прямые продажи

объединение любых цепочек бизнеса в стройную схему, позволяющую работать на прямых продажах без посредника

Каспер, Делл

Модель дробления

продажа определенного элемента товара или услуги

Disney Vacation Club, NetJets

Схема франчайзинга

реализация стратегического плана и права пользоваться раскрученным брендом

Доминго Пицца, McDonald's, Сабвей, «Шоколадница»

Модель платы за функциональность

Freemium дает доступ без оплаты к базовым возможностям и взымает оплату за уникальные возможности

MailChimp, Evernote, LinkedIn, Lingualeo

Лизинговая

модель аренды с правом выкупа

Уралпромлизинг, ЛИАКОН, ЗЕСТ

Модель «меньше услуг»

предоставляет право клиентам пользоваться дешевыми услугами за счет ограничения их перечня

IKEA, Ryan Air, лоукостер Победа  

Модель торговой площадки

создание площадки, где выставляются на реализацию продукты и услуги, т.е. место обмена контактами. Плата взымается с собственника или клиента за права пользования

eBay, Airbnb, Ярмарка Мастеров, Ticketland

Модель «платеж по фактической сделке»

плата за продукт или услугу производится не предварительно, а по фактическому использованию какой-то их части

HP Instant Ink

Расходный материал  плюс основной товар

завлечение клиента с целью сделать его постоянным (например, продажа лезвий, при том, что бритва продается очень дешево)

Gillette, струйные принтеры, Caterpillar, Amazon's Kindle

Модель «бритва и лезвие наоборот»

продажа дорогостоящего продукта, к которому беспрестанно понадобится покупать расходные материалы

iPod и iTunes, Keynote, Numbers

Модель «обратный аукцион»

цену за товар или услугу назначают клиенты

iPod и iTunes, Keynote, Numbers

Подписная

взымание абонентской платы за пользование пакетом услуг на оговоренное время

Netflix, Salesforce, Comcast


Таким образом, для составления собственной бизнес-модели можно использовать любые из готовых теоретических наработок, предварительно соотнеся их с особенностями конкретного предприятия[12].

Для того, чтобы построенная модель была успешной, необходимо учесть следующие моменты[13]:

  • бизнес-модель должна составляться управленческим персоналом компании, а не узкими специалистами;
  • необходимо учитывать все методы и модели, работающие в профессиональных областях и в проектном управлении;
  • при выработке общей долгосрочной стратегии можно опираться на готовые решения, адаптировав их к собственным условиям;
  • необходимо оценивать грань необходимости инструментальной и потребностной модели;
  • все действующие модели (управленческий учет, бюджетирование, производство, сбыт и прочее) должны быть объединены в общую стратегическую схему с обозначением иерархических уровней и указанием их взаимосвязи и взаимодействия;
  • модель проверяется на комплектность модулей (каких модулей не хватает, а какие дублируют друг друга);
  • при разработке стратегической модели используется принцип «итерационного котла» — параллельного проектирования, потому что последовательность в разработке бизнес-модели (стратегия, процесс, структура) замедляет работу;
  • при построении общей бизнес-модели применяется метод открытых систем и компонентный метод, т.к. они позволяют избежать конфликта систем.

Полученная бизнес-модель проверяется на сочетаемость всех ее звеньев.

1.2. Инновационные бизнес-модели

Т. к. современный мир характеризуется высокой скоростью происходящих в нем изменений, многие бизнес-модели устаревают, поэтому необходимо использовать инновационную бинес-модель.

Инновационная бизнес-модель – это определенный подход к выбору действий, которые осуществляет организация и ее участники, распределяя доход и риски на этапах коммерциализации и реализации инноваций с целью получения максимальной прибыли на инвестиции, которые вложены в инновации. Удачная инновационная бизнес-модель создает стоимость для клиентов и обеспечивает получение дохода компанией[14].

По мнению О. Гассмана, К. Франкенбергер и М. Шика, общая модель состоит из 4 элементов (рисунок 1.3). Изменение одного элемента приводит к изменению остальных составляющих модели[15].