Файл: Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования московской области государственный социально гуманитарный университет в городе егорьевске колледж педагогики и искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В ГОРОДЕ ЕГОРЬЕВСКЕ – КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИКИ И ИСКУССТВА

Выпускная квалификационная работа

Воплощение творческого замысла в декоративной композиции и в технике акварель

Студентки 42 группы

Потёмкиной Анастасии Дмитриевной

Специальность 54.02.06

Изобразительное искусство и черчение

Руководитель

Белова Ирина Георгиевна

Дата защиты_____

Оценка_____

Егорьевск, 2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические аспекты развития декоративной композиции в акварельной технике

    1. Исторические аспекты декоративной композиции……………..........

    2. Особенности, виды и выразительные средства декоративной композиции……………………………………………………………..

    3. Особенности выполнения декоративной композиции в акварельной технике…………………………………………………………………..


Глава 2. Работа над ВКР. Методическая последовательность выполнения декоративной композиции в акварельной технике с элементами графики……………………………………………………………

2.1. Последовательность выполнения декоративной композиции и ее роль в раскрытии темы………………………………………………………………………...

2.2. Методические рекомендации при выполнении декоративной композиции ……………………………………………………………………….

2.3. Применение темы на практике в СОШ и в ДШИ……………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………….





5

5




7


14

19

15

15

19

21
28

29
32


Введение

Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие. Главная цель формирования декоративной композиции заключается в создании выразительного характерного образа.

Средствами выражения декоративной композиции на плоскости являются: линии, точка, пятно, цвет.

У человека всегда была потребность в создании чего-либо, творчестве и самовыражении. У современных людей отпала необходимость самим шить одежду, мастерить посуду и предметы быта. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам индивидуальность. В этом как раз может помочь декор или декоративно-прикладное искусство.

Декоративная композиция используется для украшения предметов, интерьера, элементов одежды и прочего. Творческое преобразование предметного мира на основе создания декоративной композиции позволит сформировать новый социокультурный идеал, соответствующий требованиям времени, а также обеспечит преемственность культурно-исторического опыта.

Актуальность темы исследования заключается в том, что декоративная композиция является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного, живописного и графического искусства в системе дополнительного образования. Занятия декоративной композицией развивают художественные способности, фантазию и воображение, технические навыки, композиционное мышление и чувство гармонии.

Цель исследования: теоретическое обобщение научно-исследовательских трудов и воплощение творческого замысла в декоративной композиции в акварельной технике с элементами графики.

Объект исследования: декоративная композиция.

Предмет исследования: воплощение художественного образа в декоративной композиции в акварельной технике с графическими элементами черной гелевой ручкой.

Задачи:

- изучить особенности, виды и выразительные средства декоративной композиции;

- проанализировать учебный материал по данной теме;

- исследовать работы художников в декоративной композиции;

- изучить принципы выполнения графических работ;

- разработать эскиз;

- применить полученные знания для создания авторской работы.

Методы исследования: сбор и анализ специальной литературы по теме, наблюдение, эскиз, выполнение работы.

Глава 1. Теоретические аспекты развития декоративной композиции в акварельной технике



    1. Исторические аспекты декоративной композиции

Композиция – важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

Изучение истории развития композиции в изобразительном искусстве и методов ее преподавания позволяет увидеть определенные этапы становления композиции в разные социальные эпохи, открытие конкретных объективных закономерностей и технических приемов, накопленных предшествующими поколениями мастеров. [4]

В работах декоративно-прикладного искусства виден утонченный вкус и фантазия мастера, также отражается традиции и духовные интересы народа, черты стилевого единства исторических эпох национальные особенности. Искусство профессиональных художников - прикладников развивается по своим законам.

У первобытных художников, несмотря на их острую наблюдательность, чувство композиции было развито очень слабо, о чем свидетельствуют, например, беспорядочные изображения стада, представленного через отдельные фигуры. В этом нашло отражение абсолютное господство религиозно-магических представлений над собственно эстетическими, недостаточная способность первобытного человека к обобщению.

В древнем египетском искусстве появляются новые приемы композиции. Это связано с развитием общественного мышления, с более активным познанием жизни. Искусство также расширяет свои возможности. Открываются новые средства и закономерности, которые способствуют достижению правдивости художественных произведений. Более выразительным становится линейный рисунок, в котором уточняются пропорции частей изображаемого. Все большее значение приобретают цветовые и тоновые отношения.

Со временем появляются типы композиции, которые разделяются на устойчивые (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и динамические (где основные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), открытые (где нет центра, изображение равномерно раскрывается зрителю) и закрытые (где изображение стягивается к центру.

Устойчивые и закрытые типы композиции преобладают, например, в искусстве Возрождения; динамические и открытые - в барокко.

Итак, декоративная композиция - это композиция, которая имеет высокую степень выразительности. При этом она включает в себя элементы абстракции и стилизации, что в значительной мере усиливает ее эмоциональное и чувственное восприятие. Создается декоративная композиция с целью достижения изображением максимальной выразительности. Для получения необходимого результата художник частично или полностью отказывается от достоверности рисунка. Конечным результатом данного процесса является получение чего-то нового, что невозможно найти в окружающем мире. [8]


1.2. Особенности, виды и выразительные средства декоративной композиции

Работая над рисунком, художник старается сделать его таким, чтобы уже первый момент восприятия картины зрителем вызвал у последнего повышенный интерес к содержанию. Подобный эффект становится возможным благодаря правильно выбранному формату, размеру самого произведения, колориту и фактуре живописного письма.

Декоративная композиция может быть отнесена к одному из трех изобразительных видов. Среди них сюжетное и символическое изображение, а также орнамент. Помимо этого, все многообразие композиций условно разделяют на линейные, фронтальные, объемные и пространственные.

Сюжетно-декоративная композиция чаще всего представлена в форме росписи, нанесенной на различные изделия прикладного искусства. Встретить ее можно и на архитектурных сооружениях. Рисование декоративно-сюжетной композиции является процессом весьма трудоемким. Однако его результат представляет собой один из самых удивительных по своей красоте видов организации художественных форм.

Порой декоративная композиция не связана с передачей того или иного действия. Напротив, она обозначает какую-либо аллегорию, понятие или идею. Такое изображение называют символическим.

Орнамент. Этот вид украшения предметов в декоративно-прикладном искусстве является самым определенным. Слово «орнамент» произошло от латинского ornamentium, что означает «украшение». Это узор, который состоит из ритмически упорядоченных компонентов. Предназначен орнамент для украшения одежды, мебели, оружия, домашней утвари и т.д. Порой его используют при росписи предметов прикладного искусства, а также архитектурных сооружений.

Создание декоративной композиции в виде орнамента может быть основано на выборе одной из трех его разновидностей – сетчатого, замкнутого или ленточного. Декоративные элементы, которые используются в таком рисунке, мастера, как правило, находят в природе. Это могут быть животные, плоды и листья. Часто можно встретить декоративную композицию с цветами. Иногда для элементов орнамента художник берет предметы, которые были созданы руками человека.

Линейная композиция. Это вид организации построения изображения называют еще и плоскостным. В этом случае содержание рисунка передается художником с помощью линий, имеющих определенный вид и характер. Если они имеют горизонтальную ориентацию, то композиция отличается своей устойчивостью. Если на рисунке присутствуют линии вертикальной или наклонной направленности, то изображение выглядит динамичным.


Фронтальная композиция. Такая организация изображения развивается сразу в двух направлениях, которые располагаются на плоскости по горизонтали и по вертикали. При этом глубина рисунка явного выражения не имеет. Это и является основным признаком фронтальной композиции.

Создают ее с применением плоских элементов. Порой детали изображения врезаются одна в другую. В этом случае говорят об их активном взаимодействии. Иногда элементы фронтальной композиции лишь смыкаются между собой. Их взаимодействие при этом считается пассивным.

В совокупности все элементы фронтальной композиции образуют либо гладкую поверхность, либо способны создавать некое переходное состояние между плоским и объемным рисунком. Ярким примером тому служит рельеф. Он же считается объемно-фронтальной композицией. [12]

Под рельефом понимают выпуклый рисунок, находящийся на плоскости. При этом выделяют несколько его видов:

  • барельеф, представляющий собой орнамент или скульптурное изображение, немного выступающее над плоскостью;

  • горельеф, выступающий на три четверти над поверхностью;

  • обратный рельеф, немного углубленный по отношению к основному фону;

  • рельеф, который находится на одной горизонтали с плоскостью, но имеет при этом глубоко врезанные контуры.

Очень часто фронтальная композиция используется для создания различных декоративных произведений. В том числе росписей и ковров, в мозаике и в витражах, в реалистической и абстрактной живописи. [12]

Пространственная композиция. В этом виде изображения преобладающими являются размеры пространства, где и происходит размещение объектов. Но стоит отметить, что значение в этой композиции любого элемента, пусть даже самого малого, довольно велико.

Основными элементами, с помощью которых возможно создание пространственной композиции, являются:

  • объемы, которые формируют пространство;

  • материалы, служащие для формирования объектов.

Таким образом, под объемной композицией мы понимаем трехмерную замкнутую форму, которую человек способен воспринимать со всех сторон. Это может быть, например, скульптура, костюм или предмет, созданный мастерами декоративно-прикладного искусства. Важнейшей композиционной задачей является выделение главного. Так, найти основного героя позволяют движения и жесты персонажей, а также направление их взглядов. Выразительным средством при этом является свет и цветовой контраст.

Зная композиционные особенности и закономерности, которые на протяжении многих веков открывались поколениями художников, можно построить весь организм произведения таким образом, чтобы воздействовать на чувства и ум людей. Используемые при этом средства и приемы активизируют творческую деятельность и развивают художественные способности. Именно поэтому изучаются основы декоративной композиции на ИЗО в детских дошкольных учреждениях и в школах.