Файл: Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования московской области государственный социально гуманитарный университет в городе егорьевске колледж педагогики и искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Яркие, свежие лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.
Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.

3. Техника «по-сырому» или «по-мокрому» («английская» акварель)
(демонстрация репродукций)
Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».

Достоинства техники по-мокрому.
Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.
Сложности техники по-мокрому.
Основная трудность кроется в главном достоинстве — это текучесть акварели. При наложении красок этим методом художник нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как предполагалось изначально. При этом исправить лишь отдельный фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. В большинстве случаев переписанный участок будет дисгармонировать с общей структурой остального полотна. Может появиться определенная замызганность, грязь и т.п.
Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу.

4. Работа по - сырому листу в начальной стадии с последующей доработкой «по-сухому» 

(демонстрация репродукций)

В данном случае художник делает основу работы по сырому листу, а работу над деталями продолжает когда лист уже высох. Такая технология позволяет комбинировать нежные переходы живописи «по сырому» с написанными поверх них акцентами на мелких деталях.

5. Техника A La Prima.

А-ля прима* (итал. Allaprima; произн. – «аля прима») – то же, что и живопись по сырому.
Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.
Достоинства техники A la Prima.
Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний.
Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3 часа), хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения.
При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и рисунком.
(демонстрация репродукций)

Сложности техники A la Prima. 
Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности

, отточенности письма и идеального чувства композиции.
Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и, как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.

6. Техника «по-сухому» (итальянская школа)

Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.

Однослойная акварель «по-сухому».
Как видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.
Однослойный метод сухим-по-сухому более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней, без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской. Используемые в работе цвета, во избежание возникновения грязи и замызганности, желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист.
В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.

Приемы в акварели.

1. Прием с использованием соли

(демонстрация репродукций)

Соль (как крупная, так и мелкая), рассыпанная по сырой акварели неравномерно разъедает краску и создает на пятне особую фактуру. Этот прием эффективен по первому слою краски. Когда работа высохнет соль можно удалить сухой тряпкой или даже рукой.

2. Использование других материалов
Существуют техники, когда акварель смешивается с другими красящими материалами, например, с белилами (гуашью), акварельными карандашами, тушью, пастелью и др. И, хотя результаты также бывают весьма впечатляющими, такие техники не являются «чистыми».
В случае сочетания акварели с карандашами, последние дополняют полупрозрачность красок своими яркими и ясными оттенками. Карандашами можно или подчеркнуть некоторые детали живописного изображения, делая их четче, заостреннее, либо всю работу выполнить в смешанной технике, в которой в равной мере присутствуют линейные штрихи, мазки кисти и красочные разводы.

Пастель не так удачно соединяется с акварелью, нежели карандаш, однако порой художники используют её, нанося пастельные штрихи поверх готовой акварельной отмывки.

3. Прием процарапывания. 

4. Прием сухая кисть. 

5. Вытирание.
3. Закрепление знаний по видам техник – определить по работам, в какой технике она выполнена.

На стенде представлены работы в разных техниках.

- Определите в каких?

- Какие приемы использованы в написании этих работ?

5. Демонстрация выполнения приема набрызга и вытирания в решении творческой задачи – передача воздушности букета и с использованием черной гелевой ручкой.

6. Практическая самостоятельная работа учащихся.
Заключение

Проект дипломной работы представляет собой картину выполненную с использованием смешенной техники: акварели и гелевых ручек. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы над проектом, помогут в дальнейшей работе с техникой «Акварельная графика». Осознавая, что существует много других не менее интересных техник рисования, можно полагать, что их изучение позволит сделать более содержательной дальнейшую творческую деятельность.

Главной достигнутой целью при проектировании авторской работы можно считать создание декоративной композиции, которая смогла бы не только найти своё место в интерьере, но и стать самостоятельной работой.


В дипломном проекте выполнены следующие задачи:

1. Проанализирована история развития декоративной композиции.

2. Охарактеризованы способы и средства выразительности в декоративной композиции.

3. Охарактеризованы графические средства выразительности в декоративной композиции.

4. Описана последовательность выполнения декоративной композиции.

6. Разработаны методические рекомендации по созданию декоративной композиции для обучающихся.

6. Применены полученные знания для создания авторской работы.

7. Выполнена работа в материале.

Выполняя работу, были применены все навыки и знания, полученные в ходе обучения, и осуществлены все поставленные задачи. Проанализировав выполненную работу, сделан вывод, что желаемый результат достигнут. Работа может быть использована в интерьере.

Рисунок выполненный в данной технике может служить отличным украшением интерьера. Таким способом можно «поиграть» с разными ракурсами сложной постановки и посмотреть, как она будет лучше смотреться. Данная техника позволяет рисовать иллюстрации очень быстро и при этом в них присутствует и цвет, и графика.

Данный проект может иметь практическую пользу для тех, кто хочет научиться приему рисования с использованием акварели и гелевых ручек. Работа может применяться в качестве наглядного пособия, а также методического материала не только на занятиях по изобразительному искусству, но и на занятиях по созданию декоративной композиции.

Список литературы

  1. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусства. Термины и понятия. Учеб. пособие. Майкоп, 1997. – 178 с.

  2. Визер, В. Черно-белая графика: Учеб. Пособие В. Визер. - СПб.: Питер, 2011. - 192ст.

  3. Власов, В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства [Текст] / В.Г. Власов. – СПб.: Питер, 2012. – 156 с.

  4. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. 214 с.

  5. Голубева О.Л. Основы композиции: учебное пособие. М.: Искусство, 2004. − 120 с.

  6. Ермолаева Л.П. Декоративная живопись / Л.П. Ермолаева. – М.: Издательство Гном и Д, 2003. – 120 с.

  7. Звонцов, В.М. Основы понимания графики: Практическое пособие/ Г.Б. Звонцова, В.М. пер. с итал.Г.И. Суслова.: Эксмо, 2011. - 71ст.

  8. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. - М.: Академия, 2004.

  9. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция [Текст] / Г.М. Логвиненко. – М.: Владос, 2008. – 144 с.

  10. Макаров К. А. Декоративность как форма выражения красоты [Текст]: Автореф. дис. канд. иск. / К.А. Макаров. – М., 2016. – 234 с.

  11. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.

  12. Морозов, Е. Техники изобразительного искусства: Пособие по художественному самообразованию / Е. Морозов. - М.: ЭКСМО. 2010. - 72ст.

  13. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве. Монография – М.: Мир науки, 2019. – 100 с.

  14. Стародуб, К.И. Рисунок и живопись: то реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие / К.И., Стародуб - Ростов н /Д: Феникс, 2009. - 190 с-2500 эк.