Файл: Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования московской области государственный социально гуманитарный университет в городе егорьевске колледж педагогики и искусства.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно выделить несколько выразительных средств композиции – это цельность, симметрия и асимметрия, равновесие, ритм и пластика, контраст и нюанс.
Симметрия. В переводе с греческого данный термин означает «соразмерность», а также «гармония». Симметрия является одной из важнейших особенностей декоративной композиции. Представление о данном средстве дает нам сама природа. Например, симметричным является строение бабочки. Ведь все ее правые части равны левым и одинаково расположены, если рассматривать их относительно середины. Подобную закономерность можно увидеть и в растениях, что позволяет использовать симметрию при построении декоративных цветочных композиций. [12]
Ассиметрия. Порой в фигуре или в предмете невозможно найти элементы, которые были расположены на одном расстоянии от воображаемой оси. В таком случае имеет место асимметрия. Подобное средство позволяет придать рисунку динамику и указывает на потенциальную возможность композиции к движению.
Ритм. В окружающей нас жизни различные формы ее проявления, как правило, находятся в движении, перемещаясь в пространстве. Наблюдая за этим, наши глаза воспринимают пространство в его протяженности. В результате у человека вырабатывается видение определенной связи, которая существует между движением и размерами окружающего мира.
Пластика ‒ эмоциональность, художественная цельность и образная убедительность объёма в скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве, гармоническое соотношение выразительности моделировки и ощущения весомости, внутренней наполненности формы. Гармоническое единство образа, наглядное, ощутимое явление прекрасного, изящество, плавность линий.
Контраст — это ярко выраженная разница между формами в картине - самое сильное средство художественной выразительности. Контрасты в изобразительном искусстве задаются по величине (размеру), цвету, движению, фактуре, силуэту, характеру и т.д. Законы зрительного восприятия, которые помогают художникам создавать произведения искусства, основываются на принципе контраста и обусловлены психологией восприятия изображения человеком. Например, тёмное рядом со светлым выглядит ещё темнее, яркое рядом с бледным, ещё ярче, маленькое рядом с крупным, ещё меньше и т.д. Явление контраста помогает в построении разных цветовых систем, со масштабности частей и пропорций.
В декоративной композиции часто используется такое понятие как стилизация формы.
Стилизацией называется прием творческой переработки художником окружающей действительности и внесения в нее собственных эмоциональных переживаний.
Стилизация представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.
Стилизация используется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах. Здесь наиболее задействована стилизация как главное средство выражения идеи. Стилизация может проявляться и в живописи. Ее начали применять в работах художники с середины XX века. Стилизацию используют и современные художники.
Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны. [4]
1.3. Особенности выполнения декоративной композиции в акварельной технике
В изобразительном искусстве существует огромное количество самых разнообразных материалов. Одни из них используются довольно редко, другие наоборот известны каждому. К таким широко известным материалам относится акварель.
Акварелью называют краски, растворителем для которых служит вода. Они экологичны, не требуют сложного оборудования, просты в употреблении. Поэтому акварельные краски используют как для детского, так и профессионального творчества.
Акварель выполняется, как правило, на бумаге, поэтому ее часто относят к графическим техникам. Вместе с тем по своим живописным возможностям ее трудно не отнести к живописи. Уникальность акварели заключается в ее промежуточном положении между двумя крайне интересными видами изобразительного искусства.
Важнейшей особенностью акварели является ее прозрачность. Это свойство материала позволяет передавать глубину пространства световоздушной среды, изменчивость и подвижность окружающего мира, разнообразие цветовых и тональных отношений.
В тоже время акварель портативный и достаточно доступный по стоимости материал. Ею удобно пользоваться как при работе на природе, так и в условиях мастерской.
Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов.
В зависимости от степени влажности бумаги можно выделить такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов. (приложение 1)
Суть приема «работа по - мокрому» заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника.
Достоинства техники по-мокрому: такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами.
Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.
Основная трудность кроется в главном достоинстве - это текучесть акварели. При наложении красок этим методом художник нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как предполагалось изначально. При этом исправить лишь отдельный фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. [13 с.29]
Работа «по-сухому» заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.
Однослойная акварель «по-сухому». - работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.
В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости (приложение 1)
Многослойная акварель (лессировка). - лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков.
[13 с. 36]
Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей.
Лессировка незаменима в затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки (приложение 1)
Мазки - это, пожалуй, один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамичный рисунок от скучной работы. Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью листа, выполняет то или иное движение, после чего отрывается от бумаги, завершая тем самым мазок. Он может быть точечным, линейным, фигурным, четким, размытым, сплошным, прерывистым и т.п.
Заливка - прием, выполняемый в тех случаях, когда требуется прокрыть значительную площадь рисунка одним цветом или сделать плавные переходы между разными цветами. Исполняется по бумаге, наклоненной под углом, как правило, длинными горизонтальными мазками крупной кистью, таким образом, чтобы каждый следующий мазок стекал вниз и «захватывал» часть предыдущего, тем самым органически сливаясь с ним в одну фактуру. [13 с. 49]
Отмывка - прием акварельной живописи, при котором используется сильно разбавленная водой краска - ею начинают писать прозрачные слои, неоднократно проходя те места, которые должны быть темнее. Общий тон каждого из участков изображения в итоге достигается путем повторных наложений этих слоев, при чем каждый из них наносится только после полного высыхания предыдущего, чтобы краски не смешались между собой. При этом не рекомендуют наносить более трех слоев краски, чтобы не появилась грязь.
Градиентная растяжка – серия последовательных плавно переходящих друг в друга мазков, при которой каждый последующий является более светлым по тону, чем предыдущий. Кроме того, иногда так же называют плавный переход от одного цвета к другому.
Таким образом можно сделать вывод о том, что акварель обладает широкими техническими возможностями. Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ.
Глава 2. Работа над ВКР. Методическая последовательность выполнения декоративной композиции в акварельной технике с элементами графики
2.1. Последовательность выполнения декоративной композиции и ее роль в раскрытии темы.
Созданная декоративная композиция представляет собой работу акварельными красками, чёрной и белой гелевой ручкой.
Используемые материалы: акварельные краски, гелевые ручки, лайнеры, белые ручки, карандаш h, hb, b, ластик, кисти (синтетика или белка 2- 5 размер), лист формата А1.
Кратко этапы работы можно представить следующим образом:
1. Придумывание идеи.
2. Создание набросков карандашом.
3. Корректировка изображения.
4. Нанесение первого лёгкого и почти прозрачного слоя краски.
5. Просыхание первого слоя.
6. Нанесение второго слоя краски, с использованием дополнительных цветов и оттенков.
7. Обводка главных и второстепенных деталей.
Рассмотрим перечисленные этапы рисования подробнее:
-
Придумывание идеи.
С незапамятных времен человек оценил не только целебные свойства, но и радующую глаз красоту этих дивных творений природы и включил цветы в контекст культуры. Цветы были связаны с богами, они были символом силы или воли богов, служили приношением во время религиозных обрядов.
Главным цветком Девы Марии была белая лилия — символ чистоты. Чаще всего в этом качестве она фигурирует в сцене Благовещения: ее держит в руках и как будто подносит Марии архангел Гавриил или она может стоять в вазе. В ранних произведениях Гавриил изображался держащим оливковую ветвь — распространенный в античности знак доброй вести, но позднее оливу заменила лилия.
Пион – поистине роскошный цветок. Издавна он был достоин полотен художника и дворцовых залов. Недаром его считают королем всех цветов. По своей красоте и пышности пион конкурировал с розой. Его любили и в античной Европе, и в древнем Китае. О нем слагали легенды и приписывали ему чудесные свойства. Например, в Греции сохранилось описание бус из кусочков пиона, которое носили на шее с младенческих лет. Считалось, что оно исцеляет и отпугивает злых духов.
Идея была в том, чтобы показать какую красоту несут нам самые простые цветы, которые растут у многих в саду. Но у них очень богатая история, которую многие не знают.
-
Создание наброска карандашом.
Перед непосредственным началом рисования фиксируем бумагу на столе малярным скотчем, чтобы она не деформировалась от влаги. В данном рисунке мы прибегали к использованию линейного наброска. Прежде всего, необходимо определить и наметить в рисунке главную опорно-конструктивную основу, на которой конструируется весь объект. В качестве таковой у нас выступает ваза с букетом.