Файл: Охарактеризуйте смену парадигм в экономической теории и ответьте на вопрос как менялся предмет этой науки на протяжении ее формирования..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Охарактеризуйте смену парадигм в экономической теории и ответьте на вопрос как менялся предмет этой науки на протяжении ее формирования. На чем делали акцент в своих исследованиях те или иные направления или отдельные школы экономической мысли. С именами каких ученых связано выделение микро- и макроэкономики в отдельные отрасли экономического знания.
Парадигма - 1) строго научная (базовая) теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) признанные всем научным сообществом научные достижения, дающие данному сообществу модель постановки проблем и их решения в течение определенного исторического периода. Также в парадигму нужно включать аксиомы, на основании которых строится вся научная теория.
В истории экономической науки также происходила неоднократная смена парадигмы. Причем, говорить о сложившейся парадигме можно, лишь начиная с классической школы экономической теории, ибо до этого экономической теории не существовало, а следовательно, не были выделены и базовые принципы. Парадигму же классической политэкономии можно описать вкратце следующим образом:
-
Предмет политэкономии -- изучение способов увеличения богатства наций. -
Богатство -- совокупность произведенных товаров. -
Богатство создается исключительно трудом. Количество затраченного труда есть мера стоимости. -
Каждый индивид стремится к своей выгоде, под которой понимается максимум прибыли. Стремление к прибыли каждого за счет действия «невидимой руки» ведет к общественной выгоде, т.е. росту богатства нации. -
Закон Сэя действует не только на макроуровне, но и на микроуровне. -
Распределение строится на железном законе заработной платы.
Маржиналисты полностью сменили парадигму экономической науки. В первую очередь они отказались от понимания экономической науки как науки о национальной экономике и государственных финансах, а провозгласили своей целью изучение экономического поведения человека. Произошел отказ от трудовой теории стоимости, которая была заменена теорией полезности. Закон Сэя был поставлен под сомнение, но только на микроуровне.
Переход к неоклассической экономической школе сопровождался дополнением парадигмы маржинализма общими положениями, которые позволили неоклассикам использовать некоторые методы и достижения политэкономии.
Кейнсианская революция сопровождалась отказом от закона Сэя, расширением функций денег, признанием неравновесности рынков на глобальном уровне.
Задатки эк. мысли возникли в Древней Греции. Основными теоретиками были Ксинофонт (ввел термин «экономика»), Аристотель, Платон.
1. Меркантилизм:
- Главное богатство общества – это деньги (золото и серебро).
- Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот).
- Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.
2. Школа физиократов:
- истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве.
- первыми пытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения
3.Английская классическая политэкономия:
- богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере общения
- главный источник богатства—труд
- политэкономия раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров
- заложила основы трудовой теории стоимости
4.Марксизм:
- разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости
- открыт закон стоимости как закон развития товарного производства
- разработана теория воспроизводства и экономических кризисов
- открыты экономические законы капиталистического способа производства
5. Неоклассическое направление:
- Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия.
- Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики
6. Кейнсианство:
- Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены.
- Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества.
- Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.
- Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования
7. Неоклассический синтез:
- В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику.
- Лучший регулятор — денежно-кредитные методы
- Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением
8. Монетаризм:
- Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег
- Главный способ воздействия на экономику — государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы
Выделение в рамках экономической теории микро- и макроэкономики произошло под влиянием исследований А. Маршалла и Дж. М. Кейнса;
Обособление макроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки связано с творчеством Дж.М. Кейнса.
-
Сформулируйте главную экономическую проблему, и фундаментальные вопросы экономики. Дайте определения, классификацию и охарактеризуйте различные виды благ, ресурсов, потребностей.
Сформулированную нами фундаментальную экономическую проблему можно (с некоторой долей условности) разделить на четыре основных вопроса (выбора) любой экономической системы. Они универсальны итребуют обязательного решения:
-
что (и сколько) производить? Т.е. – какие именно блага и в каких объемах? Что предпочесть и чем пожертвовать? Для ответа на данный вопрос ключевыми являются понятия альтернативных издержек и добавленной стоимости. Производить надо те блага, которые (на концептуальном уровне) имеют минимальные альтернативные издержки и, соответственно (на практическом уровне) – максимальную добавленную стоимость в производстве; -
кто должен производить (какие работники, предприятия и страны)? Ключевые понятия здесь – разделение труда и принцип сравнительного преимущества; -
как производить (ресурсы, технологии, географические регионы)? Ключевым понятием является Парето–эффективность в производстве; -
для кого производить? Т.е. – для себя или для внешнего потребителя? Кому предназначаются произведенные блага (товары)? Ключевое понятие здесь – Парето–эффективность в распределении.
С экономической точки зрения потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивидов, это и желание потребителя приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность. Удовлетворение потребностей выступает как побудительная сила, мотив хозяйственно-экономической деятельности.
Ресурсы (факторы) производства, их классификация и характеристики
Источником любого производства являются ресурсы, т.е. совокупность природных, социальных и духовных элементов в процессе производства товаров, услуг и иных ценностей. Ресурсы по своему составу многообразны, их принято подразделять на следующие группы: природные, трудовые, материальные, финансовые, информационные.
Природные ресурсы составляют естественную базу производства материальных благ.
Трудовые ресурсы – это экономически активная часть населения страны, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности.
Материальные ресурсы общества – это совокупность предметов, с помощью которых осуществляется производство.
Финансовые ресурсы являются в определенном смысле производными по отношению к базовым ресурсам. Это валютные резервы и запасы благородных металлов, денежные сбережения домашних хозяйств и предприятий.
Информационные ресурсы – самый молодой вид экономических ресурсов, рожденный НТР, они обеспечивают предприятие (организацию, учреждение, человека) ценной информацией, которая используется при функционировании производства с помощью компьютерных технологий (ЭВМ).
Основная экономическая проблема, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между неограниченными потребностями в товарах и услугах и ограниченными экономическими ресурсами, которые могут быть использованы для производства экономических благ.
Любое производство, независимо от того, в какой экономической системе оно осуществляется, состоит в потреблении экономических ресурсов. Та часть ресурсов, которая непосредственно вовлекается в процесс производства и используется в качестве его условий принято называть факторами производства. Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три классических вида: земля, труд, капитал.
Земля в значении фактора производства трактуется: 1) как вовлеченные в производство природные ресурсы всех видов, 2) как собственно земля – естественный важнейший ресурс.
Труд как фактор производства представляет собой деятельность, связанную с затратой человеческого капитала и направленную на изготовление материальных благ и оказание услуг.
Капитал выступает как совокупность разнородных и воспроизводимых ресурсов, использование которых в процессе производства позволяет увеличивать производительность труда.
Предпринимательство – это разновидность труда, для которого характерны высокие организаторские способности, высокий уровень квалификации
Экономические блага: виды, основные характеристики
Блага – это все то, что способно удовлетворять повседневные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, а также дары природы).
Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ:
1) экономические блага – результат экономической (хозяйственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности людей. Для получения экономических благ необходимы соответствующие экономические ресурсы;
2) неэкономические блага – результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.);
3) материальные блага имеют материально-вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.);
4) нематериальные блага не имеют материально-вещественной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.
По степени удаленности от конечного потребления блага делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для производства потребительских благ).
По длительности использования блага делятся на долговременные, используемые многократно (здания, книги, компьютеры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.).
-
Рассмотрите различные подходы к определению категории экономика. Что собой представляет экономическая теория как наука? Перечислите и охарактеризуйте основные функции экономической теории. Ответьте на вопрос, какое место занимает экономическая теория в системе наук.