Файл: Охарактеризуйте смену парадигм в экономической теории и ответьте на вопрос как менялся предмет этой науки на протяжении ее формирования..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Охарактеризуйте смену парадигм в экономической теории и ответьте на вопрос как менялся предмет этой науки на протяжении ее формирования. На чем делали акцент в своих исследованиях те или иные направления или отдельные школы экономической мысли. С именами каких ученых связано выделение микро- и макроэкономики в отдельные отрасли экономического знания.

Парадигма - 1) строго научная (базовая) теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) признанные всем научным сообществом научные достижения, дающие данному сообществу модель постановки проблем и их решения в течение определенного исторического периода. Также в парадигму нужно включать аксиомы, на основании которых строится вся научная теория.

 

В истории экономической науки также происходила неоднократная смена парадигмы. Причем, говорить о сложившейся парадигме можно, лишь начиная с классической школы экономической теории, ибо до этого экономической теории не существовало, а следовательно, не были выделены и базовые принципы. Парадигму же классической политэкономии можно описать вкратце следующим образом:

  1. Предмет политэкономии -- изучение способов увеличения богатства наций.

  2. Богатство -- совокупность произведенных товаров.

  3. Богатство создается исключительно трудом. Количество затраченного труда есть мера стоимости.

  4. Каждый индивид стремится к своей выгоде, под которой понимается максимум прибыли. Стремление к прибыли каждого за счет действия «невидимой руки» ведет к общественной выгоде, т.е. росту богатства нации.

  5. Закон Сэя действует не только на макроуровне, но и на микроуровне.

  6. Распределение строится на железном законе заработной платы.


Маржиналисты полностью сменили парадигму экономической науки. В первую очередь они отказались от понимания экономической науки как науки о национальной экономике и государственных финансах, а провозгласили своей целью изучение экономического поведения человека. Произошел отказ от трудовой теории стоимости, которая была заменена теорией полезности. Закон Сэя был поставлен под сомнение, но только на микроуровне.

Переход к неоклассической экономической школе сопровождался дополнением парадигмы маржинализма общими положениями, которые позволили неоклассикам использовать некоторые методы и достижения политэкономии.


Кейнсианская революция сопровождалась отказом от закона Сэя, расширением функций денег, признанием неравновесности рынков на глобальном уровне.
Задатки эк. мысли возникли в Древней Греции. Основными теоретиками были Ксинофонт (ввел термин «экономика»), Аристотель, Платон.

 

1. Меркантилизм:

- Главное богатство общества – это деньги (золото и серебро).

- Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот).

- Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.

2. Школа физиократов:

- истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве.

- первыми пытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения

3.Английская классическая политэкономия:

- богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере общения

- главный источник богатства—труд

- политэкономия раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров

- заложила основы трудовой теории стоимости

4.Марксизм:

- разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости

- открыт закон стоимости как закон развития товарного производства

- разработана теория воспроизводства и экономических кризисов

- открыты экономические законы капиталистического способа производства

5. Неоклассическое направление:

- Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия.

- Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики

6. Кейнсианство:

- Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены.

- Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества.

- Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.

- Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования

7. Неоклассический синтез:

- В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику.

- Лучший регулятор — денежно-кредитные методы

- Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением



8. Монетаризм:

- Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег

- Главный способ воздействия на экономику — государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы
Выделение в рамках экономической теории микро- и макроэкономики произошло под влиянием исследований А. Маршалла и Дж. М. Кейнса;

Обособление макроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки связано с творчеством Дж.М. Кейнса.

  1. Сформулируйте главную экономическую проблему, и фундаментальные вопросы экономики. Дайте определения, классификацию и охарактеризуйте различные виды благ, ресурсов, потребностей.



Сформулированную нами фундаментальную экономическую проблему можно (с некоторой долей условности) разделить на четыре основных вопроса (выбора) любой экономической системы. Они универсальны итребуют обязательного решения:

  • что (и сколько) производить? Т.е. – какие именно блага и в каких объемах? Что предпочесть и чем пожертвовать? Для ответа на данный вопрос ключевыми являются понятия альтернативных издержек и добавленной стоимости. Производить надо те блага, которые (на концептуальном уровне) имеют минимальные альтернативные издержки и, соответственно (на практическом уровне) – максимальную добавленную стоимость в производстве;

  • кто должен производить (какие работники, предприятия и страны)? Ключевые понятия здесь – разделение труда и принцип сравнительного преимущества;

  • как производить (ресурсы, технологии, географические регионы)? Ключевым понятием является Парето–эффективность в производстве;

  • для кого производить? Т.е. – для себя или для внешнего потребителя? Кому предназначаются произведенные блага (товары)? Ключевое понятие здесь – Парето–эффективность в распределении.


С экономической точки зрения потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивидов, это и желание потребителя приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность. Удовлетворение потребностей выступает как побудительная сила, мотив хозяйственно-экономической деятельности.


Ресурсы (факторы) производства, их классификация и характеристики

Источником любого производства являются ресурсы, т.е. совокупность природных, социальных и духовных элементов в процессе производства товаров, услуг и иных ценностей. Ресурсы по своему составу многообразны, их принято подразделять на следующие группы: природные, трудовые, материальные, финансовые, информационные.

Природные ресурсы составляют естественную базу производства материальных благ.

Трудовые ресурсы – это экономически активная часть населения страны, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности.

Материальные ресурсы общества – это совокупность предметов, с помощью которых осуществляется производство.

Финансовые ресурсы являются в определенном смысле производными по отношению к базовым ресурсам. Это валютные резервы и запасы благородных металлов, денежные сбережения домашних хозяйств и предприятий.

Информационные ресурсы – самый молодой вид экономических ресурсов, рожденный НТР, они обеспечивают предприятие (организацию, учреждение, человека) ценной информацией, которая используется при функционировании производства с помощью компьютерных технологий (ЭВМ).

Основная экономическая проблема, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между неограниченными потребностями в товарах и услугах и ограниченными экономическими ресурсами, которые могут быть использованы для производства экономических благ.

Любое производство, независимо от того, в какой экономической системе оно осуществляется, состоит в потреблении экономических ресурсов. Та часть ресурсов, которая непосредственно вовлекается в процесс производства и используется в качестве его условий принято называть факторами производства. Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три классических вида: земля, труд, капитал.

Земля в значении фактора производства трактуется: 1) как вовлеченные в производство природные ресурсы всех видов, 2) как собственно земля – естественный важнейший ресурс.

Труд как фактор производства представляет собой деятельность, связанную с затратой человеческого капитала и направленную на изготовление материальных благ и оказание услуг.

Капитал выступает как совокупность разнородных и воспроизводимых ресурсов, использование которых в процессе производства позволяет увеличивать производительность труда.


Предпринимательство – это разновидность труда, для которого характерны высокие организаторские способности, высокий уровень квалификации

Экономические блага: виды, основные характеристики

Блага – это все то, что способно удовлетворять повседневные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, а также дары природы).

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ:

1) экономические блага – результат экономической (хозяйственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности людей. Для получения экономических благ необходимы соответствующие экономические ресурсы;

2) неэкономические блага – результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.);

3) материальные блага имеют материально-вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.);

4) нематериальные блага не имеют материально-вещественной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.

По степени удаленности от конечного потребления блага делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для производства потребительских благ).

По длительности использования блага делятся на долговременные, используемые многократно (здания, книги, компьютеры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.).



  1. Рассмотрите различные подходы к определению категории экономика. Что собой представляет экономическая теория как наука? Перечислите и охарактеризуйте основные функции экономической теории. Ответьте на вопрос, какое место занимает экономическая теория в системе наук.