Файл: Охарактеризуйте смену парадигм в экономической теории и ответьте на вопрос как менялся предмет этой науки на протяжении ее формирования..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если же представить, что товар можно делить на более мелкие единицы, или если рассматривать большой рынок, на котором объемы продаж исчисляются тысячами и т.д. единиц, то кривую спроса можно представить в виде непрерывной кривой 1–2–3. Она на самом деле также будет состоять из множества точек, но они в силу большого их количества будут сливаться в сплошную кривую.
Максимальные цены, которые потребители готовы заплатить за то или иное количество блага, называют также резервными ценами. Кривая рыночного спроса, таким образом, состоит из величин резервных цен для всех потребителей. Из разницы между резервными ценами и фактической рыночной ценой выводится понятие излишка потребителя.
Эффект «сноба» действует в направлении, противоположном эффекту подражания. Сущность его состоит в том, что спрос отдельных потребителей уменьшается по мере увеличения объема покупок данного товара со стороны других потребителей (рис. 4.30). При снижении цены товара с Р1 до Р2 «сноб» вначале увеличит объем покупок с Q1 до Q2. Но если при снижении цены данного товара другие потребители начнут покупать его в бóльших количествах, то спрос на товар со стороны рассматриваемого «сноба» уменьшится, может быть станет меньше даже величины спроса при более высокой цене (Q3).
Р ис. 4.29. Кривая индивидуального спроса и эффект подражания.
Р ис. 4.30. Кривая индивидуального спроса и эффект «сноба».
Разновидностью эффекта «сноба» является эффект престижа. Он возникает при покупке товаров, которые, по мнению покупателей, подчеркивают их социальное положение.
Рассмотренные выше эффекты действуют в противоположном направлении, и потому при анализе рыночного ценообразования ими зачастую можно пренебречь.
.
1. Парадокс Гиффена. Он заключается в том, что при понижении цен не всегда повышается спрос. Это малоценные или низкокачественные товары, спрос на которые в определенных условиях растет при повышении цен на них, а не снижается, как следовало бы ожидать. Это могут быть товары, занимающие, например, большое место в бюджете малоимущих потребителей.
2.Эффект цена – показатель качества. С повышением цены на товар покупатели считают, что товар более качественен. Здесь цена принимается за показатель качества, однако, убеждаясь в том, что качество товара не соответствует цене, потребитель отказывается от него. Данный эффект носит непродолжительный характер.
3. Эффект Веблена. Связан с понятием «престижный спрос», ориентированный на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, об их высоком социальном статусе. Обычно это предметы роскоши. При этом под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую, а не низкую цену.
4. эффект сноба. Это эффект изменения спроса из–за того, что другие потребляют этот товар. Сноб пытается добиться исключительности, выделившись из толпы.
5. Эффект ожидаемой диÐ
Так как реакция потребителя может быть различной степени интенсивности, то в теории эластичности выделяют следующие виды эластичности спроса.
Замечание 1
Для того, чтобы оценивать интенсивность реакции спроса, необходимо рассчитывать коэффициенты эластичности спроса.
Данный коэффициент отражает процентное изменение спроса в результате процентного изменения определенных факторов: цены, дохода, цен других товаров.
Исчисляется коэффициент эластичности спроса в процентах и указывает на процентное изменение спроса на товар в зависимости от изменения указанных выше факторов.
Прямая эластичность спроса по цене – относительное изменение спроса при изменении цены.
Коэффициент эластичности – величина, показывающая, каково изменение спроса в процентах при изменении цены на 1%. Коэффициент эластичности можно представить как предел отношения относительного приращения объема к относительному изменению цены:
Коэффициент эластичности имеет отрицательный знак, поэтому его очень часто берут по модулю. В различных точках кривой спроса (
А и В) значение коэффициента различно, но одинаков множитель (см. рис. 7).
Эластичность можно рассчитать, используя два метода:
Р ис. 7. Изменение коэффициента эластичности.
По своей сути эластичность прямая, потому что она показывает, как изменя-ется объем спроса при изменении цены на этот же товар.
В зависимости от значения коэффициента эластичность может быть:
В зависимости от значения эластичности можно делать выводы о перс- пективах того или иного рынка сбыта. Например, из рисунка 8 видно, что на первом рынке спрос эластичнее, так как там изменение цены вызывает бóль- шее изменение объема продаж. Отсюда ясно, что на первом рынке выгоднее снижать цены, а на втором, менее эластичном, – повышать.
Р ис. 8. Пример неодинаковой реакции двух рынков на изменение цены.
Пр имер. Иногда эластичность зависит от национальных особенностей страны: местной культуры питания, обычаев, общего уровня жизни и т.п.
Приведем в качестве примера эластичность на некоторые виды товаров в США:
Существуют два предельных случая эластичности (рис. 9). Это:
Р ис. 9. Крайние случаи эластичности: слева – абсолютно неэластичный спрос, справа– абсолютно эластичный спрос.
Факторы, определяющие эластичность спроса по цене:
Максимальные цены, которые потребители готовы заплатить за то или иное количество блага, называют также резервными ценами. Кривая рыночного спроса, таким образом, состоит из величин резервных цен для всех потребителей. Из разницы между резервными ценами и фактической рыночной ценой выводится понятие излишка потребителя.
Эффект «сноба» действует в направлении, противоположном эффекту подражания. Сущность его состоит в том, что спрос отдельных потребителей уменьшается по мере увеличения объема покупок данного товара со стороны других потребителей (рис. 4.30). При снижении цены товара с Р1 до Р2 «сноб» вначале увеличит объем покупок с Q1 до Q2. Но если при снижении цены данного товара другие потребители начнут покупать его в бóльших количествах, то спрос на товар со стороны рассматриваемого «сноба» уменьшится, может быть станет меньше даже величины спроса при более высокой цене (Q3).
Р ис. 4.29. Кривая индивидуального спроса и эффект подражания.
Р ис. 4.30. Кривая индивидуального спроса и эффект «сноба».
Разновидностью эффекта «сноба» является эффект престижа. Он возникает при покупке товаров, которые, по мнению покупателей, подчеркивают их социальное положение.
Рассмотренные выше эффекты действуют в противоположном направлении, и потому при анализе рыночного ценообразования ими зачастую можно пренебречь.
.
-
Охарактеризуйте парадоксы (исключения) закона спроса: эффект потребительских ожиданий, эффект «цена – показатель качества», эффект Веблена, эффект Гиффена, дайте им логическое объяснение. Проиллюстрируйте графически исключения из закона спроса.
1. Парадокс Гиффена. Он заключается в том, что при понижении цен не всегда повышается спрос. Это малоценные или низкокачественные товары, спрос на которые в определенных условиях растет при повышении цен на них, а не снижается, как следовало бы ожидать. Это могут быть товары, занимающие, например, большое место в бюджете малоимущих потребителей.
2.Эффект цена – показатель качества. С повышением цены на товар покупатели считают, что товар более качественен. Здесь цена принимается за показатель качества, однако, убеждаясь в том, что качество товара не соответствует цене, потребитель отказывается от него. Данный эффект носит непродолжительный характер.
3. Эффект Веблена. Связан с понятием «престижный спрос», ориентированный на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, об их высоком социальном статусе. Обычно это предметы роскоши. При этом под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую, а не низкую цену.
4. эффект сноба. Это эффект изменения спроса из–за того, что другие потребляют этот товар. Сноб пытается добиться исключительности, выделившись из толпы.
5. Эффект ожидаемой диÐ
Виды эластичности спроса
Так как реакция потребителя может быть различной степени интенсивности, то в теории эластичности выделяют следующие виды эластичности спроса.
-
Эластичный спрос – характеризуется интенсивной реакцией потребителя на изменения определенных факторов. Товары, обладающие эластичным спросом: бытовая техника, мебель и цифровая техника, предметы одежды (нормальные товары), драгоценности и ювелирные изделия (предметы роскоши); -
Неэластичный спрос – характеризуется реакцией спроса низкой интенсивности на изменение ряда факторов. Неэластичным спросом обладают следующие категории товаров: лекарства, предметы еды (товары первой необходимости); товары, которые представляются в стоимостном плане незначительными для потребительского бюджета (мелкие товары: канцелярские принадлежности, предметы личной гигиены и т.д.).
Замечание 1
Для того, чтобы оценивать интенсивность реакции спроса, необходимо рассчитывать коэффициенты эластичности спроса.
Данный коэффициент отражает процентное изменение спроса в результате процентного изменения определенных факторов: цены, дохода, цен других товаров.
Исчисляется коэффициент эластичности спроса в процентах и указывает на процентное изменение спроса на товар в зависимости от изменения указанных выше факторов.
-
Дайте определение и представьте формулы коэффициента прямой эластичности спроса. Как следует интерпретировать возможные значение коэффициента прямой эластичности спроса? Изобразите графически абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос, эластичный и неэластичный спрос, единичную эластичность спроса.
Прямая эластичность спроса по цене – относительное изменение спроса при изменении цены.
Коэффициент эластичности – величина, показывающая, каково изменение спроса в процентах при изменении цены на 1%. Коэффициент эластичности можно представить как предел отношения относительного приращения объема к относительному изменению цены:
Коэффициент эластичности имеет отрицательный знак, поэтому его очень часто берут по модулю. В различных точках кривой спроса (
А и В) значение коэффициента различно, но одинаков множитель (см. рис. 7).
Эластичность можно рассчитать, используя два метода:
-
Точечная эластичность (по вышеуказанной формуле).
Р ис. 7. Изменение коэффициента эластичности.
-
Дуговая эластичность (используется в случае, когда известны только две точки):
По своей сути эластичность прямая, потому что она показывает, как изменя-ется объем спроса при изменении цены на этот же товар.
В зависимости от значения коэффициента эластичность может быть:
-
Ep(D) = 0 – абсолютно неэластичный спрос; -
Ep(D) < 1 – неэластичный спрос; -
Ep(D) = 1 – единичная эластичность; -
Ep(D) > 1 – эластичныйспрос; -
Ep(D) = – абсолютно эластичный спрос.
В зависимости от значения эластичности можно делать выводы о перс- пективах того или иного рынка сбыта. Например, из рисунка 8 видно, что на первом рынке спрос эластичнее, так как там изменение цены вызывает бóль- шее изменение объема продаж. Отсюда ясно, что на первом рынке выгоднее снижать цены, а на втором, менее эластичном, – повышать.
Р ис. 8. Пример неодинаковой реакции двух рынков на изменение цены.
Пр имер. Иногда эластичность зависит от национальных особенностей страны: местной культуры питания, обычаев, общего уровня жизни и т.п.
Приведем в качестве примера эластичность на некоторые виды товаров в США:
Товар | Эластичность |
| |
Картофель Сахар Сигареты Одежда Говядина Пиво Мебель Электроэнергия Автомобили | 0.3 0.3 0.5 0.6 1.0 1.0 1.2 1.3 2.1 |
Существуют два предельных случая эластичности (рис. 9). Это:
-
Ep(D) = 0 – абсолютно неэластичный спрос. К товарам такого спроса отно- сятся товары либо товары первой необходимости (хлеб, соль и т.п.), ли- бо жизненно необходимые определенным группам людей товары (лекар- ства, в частности, инсулин, или наркотики). -
Ep(D) = – абсолютно эластичный спрос. Такая картина наблюдается на рынке совершенной конкуренции.
Р ис. 9. Крайние случаи эластичности: слева – абсолютно неэластичный спрос, справа– абсолютно эластичный спрос.
Факторы, определяющие эластичность спроса по цене:
-
Наличие и доступность товаров-заменителей (чем больше товаров-заме- нителей на рынке, тем выше эластичность спроса по цене). Поэтому эластичность масла выше эластичности хлеба, так как у хлеба почти нет заменителей, в отличие от масла. -
Категория товара:
-
товары первой необходимости (эластичность спроса по цене низ- кая); -
товары роскоши (эластичность спроса по цене высокая).
-
Значимость товара для бюджета семьи, определяемая долей расходов, приходящихся на данный товар в семейном бюджете. Чем большая при- ходится доля, тем более эластичен этот товар по цене. -
Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, если повысить цены на бензин в летний период, то это вряд ли сократит спрос, однако, осенью значительная часть автомобилистов откажется покупать бензин по такой цене, что приведет к падению объема продаж.