Файл: Охарактеризуйте смену парадигм в экономической теории и ответьте на вопрос как менялся предмет этой науки на протяжении ее формирования..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возможны и компромиссные варианты одновременного производства и предметов потребления и предметов производственного назначения. Легко понять, что все множество точек кривой показывает возможный технологический выбор. В действительности реализуется лишь один вариант (одна точка кривой), соответствующий фактическому выбору общества. То, каким оказывается окончательный выбор, зависит от многих факторов  экономических, политических, исторических, социальных и др.

Например точки: О - внутри кривой, Т - за пределами кривой, К- на кривой, - показывают следующее:

О - производственные возможности полностью не использованы, выбор неэффективен.

Т - такой вариант невозможен, находится за пределами производственных возможностей.

К - выбор эффективен, все ресурсы задействованы.


При помощи следующих графиков (Рис.2) анализируется положение и возможности смещения кривой. Возможны различные варианты смещения КПВ.

Факторы, сдвигающие КПВ:

  • изменение объема ресурсов, появление новых видов ресурсов;

  • изменение применяемых технологий.

В любом случае, смещение КПВ вверх и вправо означает увеличение возможностей для роста объемов производства, а не непосредственный рост самих объемов производства.




  1. Дайте определения спроса, величины и цены спроса. Охарактеризуйте виды спроса. Сформулируйте и изобразите графически закон спроса. Ответьте на вопрос что лежит в основе закона спроса? Отразите на графике изменение величины спроса под воздействием цены. Перечислите неценовые факторы спроса. Изобразите на графике изменение спроса под влиянием неценовых факторов.


Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар. Различают несколько разновидностей спроса: индивидуальный, совокупный и рыночный. Индивидуальный спрос - спрос со стороны отдельного покупателя на тот или иной товар при определенной цене в данное время на данном рынке. Совокупный спрос - платежеспособная потребность общества в целом, т.е. гос-ва, предприятий и населения. Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предъявляемых каждым потребителем при разных ценах, т.е. это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам. Отсюда выведем понятие 
величины спроса - это то количество товара, которое покупатели желают приобрести в единицу времени (день, месяц, год). Цена спроса - максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество данного товара.

Спрос характеризуется шкалой, показывающей готовность покупателей в данное время приобретать определенное количество продукта по каждой предложенной цене. Поэтому спрос и его динамику в зависимости от цены можно рассмотреть с помощью таблицы и графика.

Цена единицы измерения

Объем спроса, шт.

5

1

4

2

3

3

2

4

1

5

С огласно данным в таблице найдем точки а, Ь, с,d, e, соединим их и получим кривую индивидуального спроса D.

Кривая индивидуального спроса имеет отрицательный наклон, вправо вниз, что вызвано отрицательной зависимостью между двумя переменными - ценой и величиной спроса: чем выше цена, тем меньше количество товара будет приобретено и наоборот. Эта зависимость получила название закона спроса.

Закон спросапри неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к увеличению величины спроса и, наоборот, повышение цены (при прочих равных условиях) ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса (обратная зависимость).

В основе закона спроса лежат 3 причиныво-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, действие закона спроса связано с эффектом дохода, когда снижение цены приводит к повышению покупательной способности; в-третьих, в соответствии с действием закона убывающей предельной полезности, каждая последующая единица конкретного товара приносит все меньшее удовлетворение. Например, второй телевизор (телефон, компьютер) не так полезен в доме, как первый, поскольку основные потребности уже удовлетворены. Поэтому покупатель приобретает дополнительные единицы товара при условии, что их цена снижается. Если же произойдут сдвиги в других факторах, то результатом будет смещение всей кривой спроса вправо или влево. Это смещение кривой спроса получило название 

изменения спроса.

Неценовые факторы спроса: понятие и состав, графическое изображение воздействия на спрос. Неценовые факторы спроса.


Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В част­ности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.

В том случае когда под влиянием изменения какого-то фак­тора величины спроса меняются при каждой данной цене, про­исходит смещение всей кривой спроса вправо или влево парал­лельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неце­новые факторы спроса иначе называются неценовыми детерми­нантами спроса.



Итак, на спрос оказывают воздействие как цена, так и неце­новые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых фак­торов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, по­скольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоян­ны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по зако­ну спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—ко­личество спрашиваемой продукции». Соответственно, при сни­жении цены с Р1 до Р2 происходит смещение из точки А в точку В одной и той же кривой спроса. В подобных случаях вследствие действия закона спроса происходит лишь изменение величины (объема) спроса
, перемещение вдоль кривой спроса.


  1. Сформулируйте алгоритм получения общей рыночной кривой спроса. Изобразите на графиках индивидуальные кривые спроса и составленную на их основе кривую суммарного рыночного спроса, при условии, что потребители готовы заплатить за товар разную максимальную цену


Спрос со стороны отдельного потребителя называется индивидуальным спросом, а спрос со стороны всех потребителей на рынке данного товара называется рыночным спросом. Величина рыночного спроса, помимо прочего, зависит от количества потребителей на рынке. Очевидно, что для различных потребителей на рынке кривые индивидуального спроса выглядят по-разному. Кривая рыночного спроса является суммой кривых индивидуальных спросов всех покупателей на рынке.

Представим, что на рынке присутствуют два покупателя. На рис. 4.27 изображены кривые индивидуальных спросов данных людей (Di1, Di2) и кривая рыночного спроса Dm. Допустим, по цене 20 рублей за единицу товара величина спроса обоих потребителей окажется равной нулю. По цене 10 руб./ед. первый потребитель по-прежнему не будет ничего покупать, а второй купит 4 единицы товара. Если цена товара упадет до 1 руб./ед., первый потребитель купит 10 ед., а второй 8 ед. товара. Вместе потребители купят 4 ед. товара по 10 руб., 18 ед. по цене 1 руб.

Если на рынке какого-либо товара существуют несколько потребителей, каждый из них по-разному оценивает данный товар, получает от него неодинаковую полезность. Существуют люди, согласные заплатить за единицу блага большую сумму, и люди, которые не очень ценят данное благо. Тогда график рыночного спроса можно представить как совокупность цен, которые потребители готовы заплатить за то или иное количество товара (рис. 4.28).

Р ис. 4.27. Кривые индивидуального и рыночного спроса.

Р ис. 4.28. Кривая рыночного спроса.

За первую единицу товара Q1 потребитель, который ценит данный товар больше всех, готов заплатить цену Р1. Другой потребитель готов заплатить цену Р2, третий потребитель – цену Р3 и т.д. Если товар является дискретным (т.е. неделимым, состоящим из отдельных единиц, которые нельзя разделить на более мелкие части), то кривая рыночного спроса будет состоять из отдельных точек 1,2,3, и ее можно условно представить в виде ломаной линии (пунктирная линия 1-А-2-В-3 на рисунке).