Файл: Рабочая программа курса внеурочной деятельности Доноведение для обучающихся 10 классов уровень общее образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


II четверть – 7 час

III четверть - 8 час

IV четверть - 7 час

Содержание курса «Доноведение»



Наименование разделов (тем)

Основное содержание, темы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты



Я и окружающий мир


Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.


Научатся ориентироваться в окружающем мире, познакомятся с понятиями «малой Родины» и её географическим расположением. получат первичные представления о названии своего местопроживания, его расположении на карте Ростовской области, символах своего края.

Проводить исследование по проблеме: «Край, в котором я живу».

Осознают свои семейные и общественные обязанности.

Научатся составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Проектная работа «Моя семья»

Личностные:

ценностные представления о своей семье и своей малой родине

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера

Регулятивные: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

Коммуникативные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края






Яркие страницы истории земли Донской


Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг).

День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.

Познакомятся с настоящим и прошлым своего родного края.

Экскурсия в краеведческий музей города.

Готовить сообщения об исторических личностях родного края.

Участвовать в проблемном диспуте «Причины казачьего восстания».

  • Описывать наиболее важные события истории родного края.

Выполнять исследование по теме «Кто работает на родной земле».

Составлять летописи городов Ростовской области.


Личностные:

представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу

Познавательные: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:

Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы.

Регулятивные:

Оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);








Человек и природа


Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области.

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.

Познакомятся с природными явлениями, природными условиями, природными процессами, характерными для Ростовской области.

Характеризовать разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае.

Наблюдать за изменениями погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов.

Изучать рельеф и почвы родного края; полезных ископаемых; давать характеристику природных зон в Донском крае, живой природы.

Проводить исследование по проблеме: «Влияние деятельности человека на природу».

Работать с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.

Создавать памятку «Охрана полезных ископаемых родного края».

Участвовать в создании общества «Зелёный патруль».

Экскурсия в парк

Коллективно создавать опорные знаки «Береги воздух», «Береги воду».

Выполнять проектную работу по теме «Красная книга» Ростовской области».

Личностные:

первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;

осознание личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;

-


Познавательные: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца Коммуникативные:   осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края






Жизнь на Дону

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.


Познакомятся с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Проект по теме: «Семейные традиции – это связь поколений».

Праздник

Личностные:

представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных народов);

Познавательные: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств

Регулятивные:

оценивать собственные знания и умения;

доводить дело до конца

Коммуникативные:

Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы..





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ»



п\п

Дата проведения

Название мероприятия

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Предполагаемый результат

Я и окружающий мир I четверть 8ч

1

05.09.2020

Донской край – мой край!


1

Научатся ориентироваться в окружающем мире, познакомятся с понятиями «малой Родины» и её географическим расположением. получат первичные представления о названии своего местопроживания, его расположении на карте Ростовской области, символах своего края.

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

2

12.09.2020

Что ты знаешь о роде своём?


1

Осознавать, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;

Составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Составление летописи своей семьи

3

19.09.2020

Что ты знаешь о роде своём?

1

Участие в проектной деятельности

Проект «Моя семья»


Яркие страницы истории земли Донской

4

26.09.2020

На казачьем Кругу


1

Познакомятся с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Экскурсия в краеведческий музей

5

03.10.2020

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

Понимать идеи казачьей вольности;

познакомятся с историей казачьих походов.

Осознавать значение службы Отчизне, Родине, краю.

Конкурс рисунков «Донские казаки»

6

10.10.2020

Ермак Могучий.


1

Готовить сообщения об исторических личностях донского края.

Формирование чувства гордости за великих людей – наших земляков.

Доклады-сообщения по теме.

7

17.10.2020

Степан Разин.


1

Познакомятся с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).

Готовить сообщения об исторических личностях донского края.


Доклады-сообщения по теме. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

8

24.10.2020

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

Объяснять судьбоносное значение реформ Петра I для казачества, значение для России взятие города Азова.


Составление летописи города Азова.

II четверть 7ч

9

07.11.2020

Таганрог – первый порт России


1

Рассказывать о значении строительства морского порта для России. Познакомятся с историей города Таганрога.

Составление летописи города Таганрога.

10

14.11.2020

Крепость Димитрия Ростовского

1

Рассказывать о значении строительства города-крепости для всей России. Познакомятся с историей города Ростова-на-Дону

Составление летописи города Ростова-на-Дону.

11

21.11.2020

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания


1

Познакомятся с двойственным образом Е.Пугачева и «пугачевщины»; местом Пугачева в истории казачества.

Описывать наиболее важные события истории родного края.

Доклады-сообщения учащихся.

12

28.11.2020

Вместе с Суворовым


1

Работа с дополнительными источниками информации Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Составление характеристики исторической личности

13

05.12.2020

Платов Матвей Иванович

Круглый стол

1

Рассказывать об основных событиях истории своего края. Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».

Составление летописи города Старочеркасска

14

12.12.2020

Новочеркасск - столица казачьего Дона


1

Объяснять значение строительства новой столицы казачества. Познакомятся с историей города Новочеркасска

Составление летописи города Новочеркасска.

15

19.12.2020

26.12.2020

Бакланов Яков Петрович

2

Готовить сообщения о великих людях – наших земляках. Работа с дополнительными источниками информации.

Составление характеристики исторической личности

III четверть 8ч

16

16.01.2021

За землю и за волю


1

Познакомятся с терминами гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; с героями Гражданской войны.

Работать с учебными и научно-популярными текстами.

Сообщения, доклады о теме.

17

23.01.2021

Дон в годы строительства новой жизни


1

Показывать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма. Описывать наиболее важные события истории родного края.

Интервью с родственниками о жизни членов семьи

18

30.01.2021

Дон в годы Великой Отечественной войны.


1

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показывать примеры подвигов народа на примере художественных произведений

Интервью с родственниками о жизни членов семьи во время Великой Отечественной войны

19

06.02.2021

День освобождения родного города (села, станицы)


1

Познакомятся с историей освобождения родного города (села) от фашистов

Чествование участников войны.

20

13.02.2021

Мирное время на Донской земле.


1

Познакомятся с промышленностью нашего края и её отраслями.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»


21

20.02.2021

Мирное время на Донской земле





Рассказывать об известных людях родного края.

Готовить доклады-сообщения. Работать с дополнительной литературой.

Доклады-сообщения по теме «Известные люди донского края»

22

27.02.2021

Волгодонск – город молодости


1

Объяснять значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомятся с историей города Волгодонска.

Составление летописи города Волгодонска.

Человек и природа

23

27.02.2021

Дом, в котором мы живём


1

Объяснять понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.

Проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.

24

06.03.2021

Экологические проблемы воздуха, воды, почв в родном крае.


1

Понимать значение воздуха и воды для живых существ;

раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха.

Составлять план рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».

Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду».

25

13.03.2021

20.03.2021

Охрана полезных ископаемых родного края.


2

Познакомятся с подземными богатствами нашего края;

со способами добычи полезных ископаемых.

Рассказывать о профессиях, связанных с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.


Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»

IV четверть

26

03.04.2021

Экологическое равновесие в природе


1

Объяснять, что такое экологическое равновесие, экологическая катастрофа.


Экскурсия в парк.


27

10.04.2021

Охранять природу – значит охранять Родину


1

Познакомятся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;

Познакомятся с многообразием форм охраны природы: заповедниками и заказниками Ростовской области.

Проект «Красная книга» Ростовской области.

.

Жизнь на Дону 6ч

28

17.04.2021

Троица

Выставка

1

Познакомятся с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.

Рассказывать о летних обрядах на Дону.

Изготовление Семика и Семичихи из соломы

29

24.04.2021


Спасы

Проект

1

Познакомятся с играми, забавами, потехами, научатся в них играть.

Проект: «Семейные традиции – это связь поколений»

30

08.05.2021

15.05.2021

22.05.2021

29.05.2021

Я – гражданин Ростовской области


4

Познакомятся с ценностями многонационального российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных народов).

Рассказывать о жизни людей в Ростовской области.

Понимать ответственность перед настоящим и прошлым своего родного края.

Индивидуальная творческая работа



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебно-методическая литература:

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014

  2. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.

Экранно- звуковое обеспечение:

  1. проектор

  2. интерактивная доска

Технические средства обучения:

  1. компьютер

Интернет-ресурсы.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http[//school-collection. edu.ru