Файл: Рабочая программа курса внеурочной деятельности Доноведение для обучающихся 10 классов уровень общее образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II четверть – 7 час
III четверть - 8 час
IV четверть - 7 час
Содержание курса «Доноведение»
№ | Наименование разделов (тем) | Основное содержание, темы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты | ||
| Я и окружающий мир | Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции. | Научатся ориентироваться в окружающем мире, познакомятся с понятиями «малой Родины» и её географическим расположением. получат первичные представления о названии своего местопроживания, его расположении на карте Ростовской области, символах своего края. Проводить исследование по проблеме: «Край, в котором я живу». Осознают свои семейные и общественные обязанности. Научатся составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. Проектная работа «Моя семья» | Личностные: ценностные представления о своей семье и своей малой родине | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера Регулятивные: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края | |
| Яркие страницы истории земли Донской | Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин. Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов. | Познакомятся с настоящим и прошлым своего родного края. Экскурсия в краеведческий музей города. Готовить сообщения об исторических личностях родного края. Участвовать в проблемном диспуте «Причины казачьего восстания».
Выполнять исследование по теме «Кто работает на родной земле». Составлять летописи городов Ростовской области. | Личностные: представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу | Познавательные: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Регулятивные: Оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности); | |
| Человек и природа | Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений. Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. | Познакомятся с природными явлениями, природными условиями, природными процессами, характерными для Ростовской области. Характеризовать разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае. Наблюдать за изменениями погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов. Изучать рельеф и почвы родного края; полезных ископаемых; давать характеристику природных зон в Донском крае, живой природы. Проводить исследование по проблеме: «Влияние деятельности человека на природу». Работать с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создавать памятку «Охрана полезных ископаемых родного края». Участвовать в создании общества «Зелёный патруль». Экскурсия в парк Коллективно создавать опорные знаки «Береги воздух», «Береги воду». Выполнять проектную работу по теме «Красная книга» Ростовской области». | Личностные: первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру; осознание личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным; - | Познавательные: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края | |
| Жизнь на Дону | Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. | Познакомятся с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Проект по теме: «Семейные традиции – это связь поколений». Праздник | Личностные: представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных народов); | Познавательные: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств Регулятивные: оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца Коммуникативные: Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы.. | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ»
№ п\п | Дата проведения | Название мероприятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Предполагаемый результат |
Я и окружающий мир I четверть 8ч | |||||
1 | 05.09.2020 | Донской край – мой край! | 1 | Научатся ориентироваться в окружающем мире, познакомятся с понятиями «малой Родины» и её географическим расположением. получат первичные представления о названии своего местопроживания, его расположении на карте Ростовской области, символах своего края. | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» |
2 | 12.09.2020 | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | Осознавать, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; Составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. | Составление летописи своей семьи |
3 | 19.09.2020 | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | Участие в проектной деятельности | Проект «Моя семья» |
Яркие страницы истории земли Донской | |||||
4 | 26.09.2020 | На казачьем Кругу | 1 | Познакомятся с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице. | Экскурсия в краеведческий музей |
5 | 03.10.2020 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | Понимать идеи казачьей вольности; познакомятся с историей казачьих походов. Осознавать значение службы Отчизне, Родине, краю. | Конкурс рисунков «Донские казаки» |
6 | 10.10.2020 | Ермак Могучий. | 1 | Готовить сообщения об исторических личностях донского края. Формирование чувства гордости за великих людей – наших земляков. | Доклады-сообщения по теме. |
7 | 17.10.2020 | Степан Разин. | 1 | Познакомятся с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»). Готовить сообщения об исторических личностях донского края. | Доклады-сообщения по теме. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания» |
8 | 24.10.2020 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 | Объяснять судьбоносное значение реформ Петра I для казачества, значение для России взятие города Азова. | Составление летописи города Азова. |
II четверть 7ч | |||||
9 | 07.11.2020 | Таганрог – первый порт России | 1 | Рассказывать о значении строительства морского порта для России. Познакомятся с историей города Таганрога. | Составление летописи города Таганрога. |
10 | 14.11.2020 | Крепость Димитрия Ростовского | 1 | Рассказывать о значении строительства города-крепости для всей России. Познакомятся с историей города Ростова-на-Дону | Составление летописи города Ростова-на-Дону. |
11 | 21.11.2020 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 | Познакомятся с двойственным образом Е.Пугачева и «пугачевщины»; местом Пугачева в истории казачества. Описывать наиболее важные события истории родного края. | Доклады-сообщения учащихся. |
12 | 28.11.2020 | Вместе с Суворовым | 1 | Работа с дополнительными источниками информации Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае | Составление характеристики исторической личности |
13 | 05.12.2020 | Платов Матвей Иванович Круглый стол | 1 | Рассказывать об основных событиях истории своего края. Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни». | Составление летописи города Старочеркасска |
14 | 12.12.2020 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 1 | Объяснять значение строительства новой столицы казачества. Познакомятся с историей города Новочеркасска | Составление летописи города Новочеркасска. |
15 | 19.12.2020 26.12.2020 | Бакланов Яков Петрович | 2 | Готовить сообщения о великих людях – наших земляках. Работа с дополнительными источниками информации. | Составление характеристики исторической личности |
III четверть 8ч | |||||
16 | 16.01.2021 | За землю и за волю | 1 | Познакомятся с терминами гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; с героями Гражданской войны. Работать с учебными и научно-популярными текстами. | Сообщения, доклады о теме. |
17 | 23.01.2021 | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | Показывать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма. Описывать наиболее важные события истории родного края. | Интервью с родственниками о жизни членов семьи |
18 | 30.01.2021 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показывать примеры подвигов народа на примере художественных произведений | Интервью с родственниками о жизни членов семьи во время Великой Отечественной войны |
19 | 06.02.2021 | День освобождения родного города (села, станицы) | 1 | Познакомятся с историей освобождения родного города (села) от фашистов | Чествование участников войны. |
20 | 13.02.2021 | Мирное время на Донской земле. | 1 | Познакомятся с промышленностью нашего края и её отраслями. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» |
21 | 20.02.2021 | Мирное время на Донской земле | | Рассказывать об известных людях родного края. Готовить доклады-сообщения. Работать с дополнительной литературой. | Доклады-сообщения по теме «Известные люди донского края» |
22 | 27.02.2021 | Волгодонск – город молодости | 1 | Объяснять значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомятся с историей города Волгодонска. | Составление летописи города Волгодонска. |
Человек и природа | |||||
23 | 27.02.2021 | Дом, в котором мы живём | 1 | Объяснять понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. Проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов. | Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. |
24 | 06.03.2021 | Экологические проблемы воздуха, воды, почв в родном крае. | 1 | Понимать значение воздуха и воды для живых существ; раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха. Составлять план рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты. | Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». |
25 | 13.03.2021 20.03.2021 | Охрана полезных ископаемых родного края. | 2 | Познакомятся с подземными богатствами нашего края; со способами добычи полезных ископаемых. Рассказывать о профессиях, связанных с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. | Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» |
IV четверть | |||||
26 | 03.04.2021 | Экологическое равновесие в природе | 1 | Объяснять, что такое экологическое равновесие, экологическая катастрофа. | Экскурсия в парк. |
27 | 10.04.2021 | Охранять природу – значит охранять Родину | 1 | Познакомятся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены; Познакомятся с многообразием форм охраны природы: заповедниками и заказниками Ростовской области. | Проект «Красная книга» Ростовской области. . |
Жизнь на Дону 6ч | |||||
28 | 17.04.2021 | Троица Выставка | 1 | Познакомятся с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Рассказывать о летних обрядах на Дону. | Изготовление Семика и Семичихи из соломы |
29 | 24.04.2021 | Спасы Проект | 1 | Познакомятся с играми, забавами, потехами, научатся в них играть. | Проект: «Семейные традиции – это связь поколений» |
30 | 08.05.2021 15.05.2021 22.05.2021 29.05.2021 | Я – гражданин Ростовской области | 4 | Познакомятся с ценностями многонационального российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных народов). Рассказывать о жизни людей в Ростовской области. Понимать ответственность перед настоящим и прошлым своего родного края. | Индивидуальная творческая работа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Учебно-методическая литература:
-
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014 -
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.
Экранно- звуковое обеспечение:
-
проектор -
интерактивная доска
Технические средства обучения:
-
компьютер
Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http[//school-collection. edu.ru