Файл: Дисциплина Общая психология Практическое задание 1, Модуль Введение в общую психологию Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Генезис предмета психологической теории | ||||||
Этап развития психологии (века) | Психологи | Научное направление | Предмет психологии | Методы исследования | Основные труды | Вклад в науку |
Современная психология XIX—XXI в | Эрик Берн Американский психиатр психотерапевт 1910-1970 | Трансакционный анализ | Представление о сознании человека | Эмпирические | «Психика в действии» «Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия» «Трансакционный анализ в психотерапии» т.д. | Разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа |
Эрик Эриксон Немецкий психолог 1902-1994 | Эго-психология | Психологическое развитие человека | Эмпирические | «Детство и общество» «Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование» «Взрослый период» «Жизненная вовлечённость в старости» «Жизненный цикл завершён» | Основатель и главный представитель эго-психологии | |
Александр Романович Лурия Советский психолог нейропатолог 1902-1977 | нейропсихология | Исследования мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга | Эмпирические | Психоанализ как система монической психологии, в сборнике Психология и марксизм Речь и интеллект в развитии ребёнка и.т.д | Один из основателей нейропсихологии участвовал в создании теории деятельности | |
Абрахам Маслоу Американский психолог 1908-1970 | Гуманистическая психология | Изучение положительных сторон человеческого поведения | Эмпирические | Пирамида потребностей по Маслоу Самоактуализация Гуманистическая психология | Один из основателей гуманистической психологии. Пирамида Маслоу | |
Фредерик Перлз Психиатр Психотерапевт 1893-1970 | Гештальт-терапия | Возбуждение и рост человеческой личности | Эмпирические | Опыты психологии Самопознания» «Гештальт-терапия в дословном изложении» И другие | Основатель Гештальт-терапии | |
Христиан Вон Вольф Философ Юрист математик 1679-1754 | Эмпиризм | Психические явления и их суть | Эмпирические | «Эмпирическая психология» (1732), «Рациональная психология» (1734) | Закрепил за наукой, занимающейся изучением души, название «психология» Разделил психологию на эмпирическую и рациональную части. |
Генезис предмета психологической теории | ||||||
Этап развития психологии (века) | Психологи | Научное направление | Предмет психологии | Методы исследования | Основные труды | Вклад в науку |
Современная психология XIX—XXI в | Виктор Франкл Австрийский психиатр Психолог Невролог 1905-1997 | Экзистенциальная психология | Человек в поисках смысла | Эмпирические, теоретические | «Теория и терапия неврозов: Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ» «Основы логотерапии» и другие | Создатель логотерапии и нового направления экзистенциальной психологии |
Райк Гирд Хамер Врач онколог 1935-2017 | Медицинская психология | Метафизика здоровья и болезней | Эмпирические | Краткое изложение Новой Медицины Einer gegen alle. Krebs und alle sog. Vermächtnis einer Neuen Medizin | Новая Германская медицина- методология восстановления здоровья | |
Альберт Бандура Американский психолог 1925-2021 | Социальный когнитивизм | Основы мышления и поведения | Эмпирические, теоретический | Доказал, что дети копируют взрослых Теория социального научения. — Подростковая агрессия :Изучение влияния воспитания и семейных отношений Левин К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория и другие | Создатель теории социального научения |
Задание 2.
Цель: формирование практических навыков при работе с мотивами личности.
Методическое обеспечение: Приложение 2, источники в интернете.
Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 1», либо в вашей личной библиотеке, объясните, с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения:
Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое по началу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но по прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).
Выполнение задания 2
С точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, причиной поведения сотрудника в описанной ситуации является механизм сдвига мотива на цель, когда в процессе возникают новые мотивы. Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.
Изначально сотрудник не чувствовал мотивации к выполнению поручения – это было связано с отрицательными эмоциями, что привело к отсутствию желания быстро действовать. Уже в процессе деятельности, увлекшись темой, получив ряд положительных эмоций, произошло формирование новых целей. Эти новые цели, то есть то, что сотрудник планирует сделать, становятся самостоятельными мотивами. За счет этого отрицательные эмоции перешли в положительные. Мотив, согласно данной теории, это то, ради чего производится деятельность. Таким образом, в процессе деятельности круг мотивов может значительно расширяться.
Сочетание таких трех компонентов, как мотивы, цели и действия, формируют понятие «деятельность» по теории А.Н. Леонтьева.