Файл: 1. Мировоззрение, его определение, функции, исторические типы и уровни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3 элемент. Мотивационно-волевая сфера: мотивы, интересы, потребности субъекта, которые ориентируют его в жизнедеятельности, а также воля (способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения).

Самосознание – сознание, направленное на самое себя. Критерии самосознания: - выделение себя из среды; - осознание своей активности; - сознание себя через другого (то, что я вижу в других, может быть и моим качеством); - моральная оценка себя. Рефлексия – сознание, направленное на внутренний опыт. Самосознание характерно для любой человеческой особи. Способность к рефлексии же - специфическая и проявляется не у каждого.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Оно возможно только в условиях существования языка и речи, возникающей одновременно с сознанием в результате деятельности. К функциям сознания относятся:

1) познание (обобщенное отражение мира);

2) построение отношений к миру, людям;

3) переживание;

4) регулирование поведения, деятельности.

Сознание существует в 2 формах общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: Сознание. - одно из воплощений всемирного разума.

Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

В процессе функционирования сознание проявляет основные своисвойства.

(1). Оно универсально, т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов, вовлекаемых, в деятельность.

(2). Сознание обладает свойством объективности, т е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности

(3). Объективность сознания сочетается с его субъективностью. Отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личностная собственная интерпретация этой ситуации. Различные люди одну и ту же информацию воспринимают и используют по разному, в зависимости от исторических условий, интересов, жизненного опыта, нравственных, социокупьтурных. и мировоззренческих установок, наличного багажа знаний, эстетической зрелости, творческих способностей.


(4). Сознанию присуща способность целеполагания, предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через сознание человек проектирует свой способ бытия в мире.

(5). Сознание потенциально "заряжено" творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового А для этого необходимо конструктивное изображение того, чего в реальности еще нет, но в соответствии с объективными законами этой реальности может быть создано.Творчески-активный характер сознания проявляется в ею избирательности Изменяют и создают новую реальность не духовные компоненты сознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные идеями, целями.

(6) Сознание обладает неразрывной связью с языком. Посредством языка сознание раскрывает себя и свою работу. Язык выполняет познавательную и коммуникативную (общение) функции, является орудием организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия и смыслы, уникальность своего "я".

Основными уровнями сознания являются: осознание, подсознание, надсознание и самопознание.

41. Проблема познаваемости мира. Варианты её решения, и представители этих позиций.

Основными проблемами являются: сущность познавательного процесса, его закономерности, условия и предпосылки, возможности и границы, всеобщие основания и социокультурные детерминанты. При постановке и решении этих проблем мнения философов расходятся, все они имеют аргументацию.

Проблема получения истинного знания о мире, т.е. вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии. Данная проблема составляет содержание стороны основного вопроса философии.

В истории философии сложились три основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости действительности: 1)познавательный оптимизм; 2) скептицизм; 3) агностицизм (познавательный пессимизм).

Познавательные оптимисты считают, что явления действительности в сущности познаваемы, хотя мир – в силу своей бесконечности - до конца не познаваем.

Сторонники скептицизма сомневаются в возможности получения достоверных знаний о мире, абсолютизируя момент относительности в истинном знании, указывая на его формальную недоказуемость.



Представители агностицизма отрицают возможность познания сущности явлений. Абсолютизируя несовершенство чувственного восприятия действительности, агностики в своих крайних выводах даже отрицают существование объективной реальности.

Теоретико-познавательная ситуация имеет свою структуру, включающую субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек, так и различные социальные группы

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца.

42. Чувственный и рациональный уровни познания и их компоненты.

Процесс познания совершается как переход от улавливания внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, фиксируемых в «явлении», к постижению внутренних, относительно устойчивых связей, выражающих «общее» и дающих понимание «сущности». Первое мы получаем на уровне чувственного познания, второе на уровне рационального познания.

Чувственное познание возникает раньше рационального и оказывается более эффективным на начальных этапах общественной практики и жизни человека. По мере же усложнения практических задач, встающих перед человеком и обществом, возрастает необходимость в переходе от усвоения внешних связей, фиксирующих следствие, к постижению внутренних, причинных, что дает рациональное знание.

Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение в сознании субъекта отдельных качеств, свойств и сторон объекта (цвет, запах, звук, твердость, тяжесть и др.) Ощущения возникают в результате непосредственного воздействия объекта на органы чувств субъекта.


В результате активной деятельности человеческого сознания ощущения подвергаются активной обработке, формируя восприятия, более высокую форму чувственного познания.

Восприятие, как и ощущение, возникает в результате непосредственного воздействия объекта на наши органы чувств, но включает в себя уже совокупность свойств и дает целостный образ предмета. При этом свойства не просто суммируются, а как бы накладываются друг на друга, обогащаются в единстве.

Любой чувственный образ несет не только информацию о свойствах и качествах объекта, но и вызывает определенное эмоциональное состояние субъекта. В формировании восприятия участвуют не только ощущения, но и прошлый опыт субъекта. В силу этого одни и те же объекты могут вызывать различное восприятие у разных субъектов.

Накопление и сохранение чувственных образов в сознании субъекта осуществляется через память. Благодаря этому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ объекта без его непосредственного воздействия на наши органы чувств. Такое воспроизведение дает 3-ю форму чувственного познания – представление.

Все три формы чувственного уровня познания являются субъективными образами объективного мира. Они объективны по содержанию и субъективны по форме.

Чувственность (живое созерцание), являясь первой и необходимой ступенью познания, не дает возможности понять внутреннюю сущность объектов, вскрыть закономерности ими управляющие. Эту задачу субъект решает, поднимаясь на следующую ступень познания – рациональный уровень познания или абстрактное мышление.

«Абстрактное» (лат.) – отвлеченное. Субъект отвлекается от конкретного чувственного многообразия отдельных свойств, предметов и явлений и обращает свое внимание на поиск сходных, существенных, необходимых сторон, составляющих их общую основу.

Рациональный уровень познания осуществляется в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие– это форма мысли, в которой фиксируются наиболее общие, существенные и необходимые свойства и признаки целой группы однородных предметов, процессов и явлений. Понятия отличаются уровнем, глубиной обобщения (абстрагирования). Они служат основой мыслительного процесса.


В процессе познания субъекта не ограничивается фиксацией общего, ему важно установить связи и отношения между предметами и явлениями объективной реальности. Достигается это с помощью суждения.

Суждение– это форма выражения мысли, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета и его связи с другими предметами.

Фиксируя связи и отношения между предметами, суждения дают базу для получения новых знаний. Задачу получения нового, более глубокого знания субъект решает посредством умозаключений. С их помощью устанавливается связь между суждениями, в результате чего появляется возможность сделать вывод, несущий новые знания, полученные логическим путем. С помощью умозаключений субъект проникает в те области действительности, которые не даны непосредственному наблюдению. По этому умозаключения являются наиболее активным средством научного познания.

Необходимо учитывать не только качественное своеобразие чувственного и рационального уровней познания, но и их единства. Оно выражается:

1.Их определяемостью практикой.

2.Их взаимодополняемостью, неизбежностью перехода от чувственного к рациональному и обратно, как ответ на требование практики.

3.Постоянным воспроизводством противоречий между чувственным и рациональным знанием, необходимостью постоянного разрешения этого противоречия, как внутреннего фактора в развитии познания.

Тем самым чувственный и рациональный уровни познания находятся в состоянии диалектического единства. При этом переход от одного этапа познания к другому совершается как качественный скачок, разрешающий противоречия между чувственным и рациональным знанием, а затем между познанием и практикой. Разрешение этого противоречия совершается путем диалектического отрицания, то есть преодоление ограниченностей одной стадии познания, обогащение ее теми возможностями, которые таит другая и возвращение к прежней на новом, более высоком качественном уровне.