Файл: 1. Мировоззрение, его определение, функции, исторические типы и уровни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 (здесь Е – энергия, m – масса, с -- скорость света в вакууме).
С философской точки зрения эта формула утверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объективно существуют. Более того, они находятся в связи со столь же объективно существующими полями, не имеющими массы покоя (энергетическими, магнитными, лептонными и т.п.). И, наконец, эта формула подтверждает положение материалистической философии о возможности превращения всего во все, в том числе и вещества в поле.
Движение обладает целым рядом важнейших свойств:
объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека;
всеобщность -- то любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов, лишенных движения);
абсолютность (об этом шла речь выше).
Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Наиболее известна классификация Ф. Энгельса, включающая в себя 5 форм движения материи, располагающихся от простой к более сложным, при этом более сложная форма включает в себя более простую, надстраивается на ней.
С точки зрения современной науки, предложенная классификация явно не полна, в нее, по нашему мнению, следует добавить, по меньшей мере, геологическую (формирование геологических пластов) и психическую (интеллектуальные, эмоциональные и др. процессы и состояния в психике людей и животных) формы движения материи.
Третьим важнейшим атрибутом материи является отражение как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений. Отражение связано с обменом между материальным телами энергией и информацией, выступает в различных формах: механическое (фотография, отпечатки пальцев), раздражимость, психика и сознание. Более подробно об отражении будет рассказано в лекции, посвященной сознанию.
38. Системность как атрибут материи. Основные системные уровни реальности. Виды систем.
Одним из важнейших свойств материи является её системная организация. Системность означает, что материя представляет собой иерархически взаимосвязанную совокупность уровней организации, частей и компонентов, то есть систем. Принцип иерархичности, т. е. упорядоченной соподчинённости, указывает на то, что любая материальная система неизбежно входит в состав системы более высокого порядка и тем самым подчиняется закономерностям иного рода, чем самостоятельно взятая. Это указывает на двойственность бытия любой системы, что и является источником противоречий и развития.
Иерархические уровни материи обладают не только качественной спецификой, проявляющейся в их несводимости друг к другу. Можно выделить уровни организации материи по специфичности свойств пространства, времени и объектов. Это микромир, макромир и мегамир. Микромир – это масштабы субатомного уровня. Его важнейшая характеристика – подчинённость принципу неопределённости и квантово – волновой дуализм, что не позволяет говорить об атомах и элементарных частицах как о маленьких шариках. Макромир – масштабы от молекулы до планеты, привычный нам мир. Мегамир – масштабы от планеты до метагалактики. Это мир релятивных (околосветных) скоростей и энергий, в которых начинают проявляться особые свойства пространства – времени.
В материи можно выделить ряд уровней организации, подчинённых принципу системности. Каждый развивается на основе предыдущих. Вопрос о причинах усложнения организации материальных систем долгое время оставался открытым. Ведь второе начало термодинамики прямо указывало на неизбежность возрастания беспорядка )энтропии) в системах с течением времени.
39. Отражение как атрибут материи. Его формы в неживой и живой природе.
Отражение – всеобщее свойство материи, ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов.
Отражение характеризуется следующими признаками:
Историческое развитие форм отражения неотделимо от общей эволюции материального мира. Чем выше уровень организации материальной системы, тем выше развита способность отражения.
Внеорганической природе отражение проявляется в следующих формах:
- механическое отражение(механические изменения: *след на земле),
- физическое (физические реакции),
- химическое (химические реакции).
В живой природе в результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения – биологическая. Элементарными формами биологического отражения являются раздражимость, т.е. активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды (*реакция растений на смену дня и ночи, времена года), и чувствительность, т.е. способность отражать свойства предметов в виде ощущения. С появлением высокоорганизованных животных возникает психическое отражение (психика /греч. psyche – душа/ – присущая животным и человеку способность сигнального взаимодействия с окружающей средой, обеспечивающая отражение этой среды и состояния своего организма и выступающая регулятором взаимодействия с внешним миром). Благодаря психике животное может воспринимать более сложные отношения между предметами мира, у них формируется элементарное мышление (например, обезьяна может достать плод, пользуясь палкой, и т.д.).
Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. сознание – это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга.
40. Природа, генезис и структура сознания. Свойства сознания, его функции.
Сознание – может быть выражено через категорию идеального. Идеальное – это фил-я категория, кот обозначает нематериальную субъективно духовную природу, образное отображение действительности в человеч-м сознании. В совр. фил-ии сознание - это высшая, свойственная только человеку, связанная с языком ф-ция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Активно исп-ся с 19 века, до этого исп-сь категория дух – встречается в античной фил-фии, библии (с лат. дыхание движущийся воздух) - это сущность, кот. может временно или навсегда покинуть тело; сущность мира (мировой дух); идейное содержание (произведения искусства), всеобщий хар-р чего-либо (дух эпохи, корпоративный дух).Понятие дух – как противоположный природе сложилось у Гегеля, дух выступает в 3 формах:
-дух отдельного индивида (личный дух) Поэт;
-общий дух (объективный) поэма, народное творчество
;
-объективированный дух (совокупность завершенных творений духа) сл. и музыка народные;
Душа – основа живого существа, совокупность психических явлений, в частности чувств и стремлений. До Нов. время предметом фил-ии был вопрос: является ли душа субстанцией? В досократовской фил-ии: душа – тончайшее разреженное вещество. По Платону, душа нематериальна и предшествует существованию. Аристотель различал 3 души: разумная (ею обладают люди), животная, вегетативная (растения). Разумная душа может быть отделена от тела и существовать вечно. В Средневековье душа считалась нематериальной, невещественной субстанцией. Для новоевропейской философии первичной была проблема соотношения материального и нематериального, души и тела. Сторонники первичности материи – материалисты (метафизика, вульгаризм, диалектизм, материализм). Сторонники первичности сознания – идеалисты (Гегель – объективный идеализм; Беркин, Юм – субъективный идеализм).
Философское понятие сознания связано, прежде всего, с первичностью материального или идеального, первоначалом всего сущего. Нужно различать понятия психика и сознание. Психика – продукт и условие взаимодействия живого существа и его среды (это более широкое понятие, чем сознание, так как в его структуру входит сознательное и бессознательное).
Структура сознания:
1 элемент. Познавательная сфера состоит из:
а) чувственного познания, которое основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, восприятиям, представлениям;
б) рационального познания, которое представляет собой абстрактно-мыслительную деятельность, оперирующую понятиями. На основе чувственного и рационального познания формируются идеальные образы объектов познания. Для философии очень важна проблема метода познания. Две основных позиции: - истинное знание о мире дает рациональное познание (Декарт, Спиноза); - истинное знание в чувственном познании. Например, в философии Нового времени выделяют эмпиризм и рационализм. Познавательные способности: внимание, память, воображение. Внимание характеризуется избирательностью познавательной деятельности, ее направленностью на определенный объект. Память – способность хранить и воспроизводить информацию об объекте. Она помогает объединить уже имеющиеся и приобретаемые знания. Воображение – благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда в прошлом реально не воспринимавшиеся.
2 элемент. Эмоциональная сфера включает внутренние чувства: радость, горе, любовь, ненависть и т.д. к эмоциональной сфере относятся аффекты (сильное эмоциональное напряжение) и эмоциональное состояние (настроение).
С философской точки зрения эта формула утверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объективно существуют. Более того, они находятся в связи со столь же объективно существующими полями, не имеющими массы покоя (энергетическими, магнитными, лептонными и т.п.). И, наконец, эта формула подтверждает положение материалистической философии о возможности превращения всего во все, в том числе и вещества в поле.
Движение обладает целым рядом важнейших свойств:
- 1 2 3 4 5 6 7 8
объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека;
всеобщность -- то любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов, лишенных движения);
абсолютность (об этом шла речь выше).
Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Наиболее известна классификация Ф. Энгельса, включающая в себя 5 форм движения материи, располагающихся от простой к более сложным, при этом более сложная форма включает в себя более простую, надстраивается на ней.
-
Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве. -
Физическое движение, связанное с тепловыми, электромагнитными, оптическими и др. процессами. -
Химическое движение – движение атомов внутри молекул. -
Биологическое движение, связанное с развитием белковой жизни, начиная от процессов обмена веществ и заканчивая формированием биосферы. -
Социальное движение -- все изменения в обществе.
С точки зрения современной науки, предложенная классификация явно не полна, в нее, по нашему мнению, следует добавить, по меньшей мере, геологическую (формирование геологических пластов) и психическую (интеллектуальные, эмоциональные и др. процессы и состояния в психике людей и животных) формы движения материи.
Третьим важнейшим атрибутом материи является отражение как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений. Отражение связано с обменом между материальным телами энергией и информацией, выступает в различных формах: механическое (фотография, отпечатки пальцев), раздражимость, психика и сознание. Более подробно об отражении будет рассказано в лекции, посвященной сознанию.
38. Системность как атрибут материи. Основные системные уровни реальности. Виды систем.
Одним из важнейших свойств материи является её системная организация. Системность означает, что материя представляет собой иерархически взаимосвязанную совокупность уровней организации, частей и компонентов, то есть систем. Принцип иерархичности, т. е. упорядоченной соподчинённости, указывает на то, что любая материальная система неизбежно входит в состав системы более высокого порядка и тем самым подчиняется закономерностям иного рода, чем самостоятельно взятая. Это указывает на двойственность бытия любой системы, что и является источником противоречий и развития.
Иерархические уровни материи обладают не только качественной спецификой, проявляющейся в их несводимости друг к другу. Можно выделить уровни организации материи по специфичности свойств пространства, времени и объектов. Это микромир, макромир и мегамир. Микромир – это масштабы субатомного уровня. Его важнейшая характеристика – подчинённость принципу неопределённости и квантово – волновой дуализм, что не позволяет говорить об атомах и элементарных частицах как о маленьких шариках. Макромир – масштабы от молекулы до планеты, привычный нам мир. Мегамир – масштабы от планеты до метагалактики. Это мир релятивных (околосветных) скоростей и энергий, в которых начинают проявляться особые свойства пространства – времени.
В материи можно выделить ряд уровней организации, подчинённых принципу системности. Каждый развивается на основе предыдущих. Вопрос о причинах усложнения организации материальных систем долгое время оставался открытым. Ведь второе начало термодинамики прямо указывало на неизбежность возрастания беспорядка )энтропии) в системах с течением времени.
39. Отражение как атрибут материи. Его формы в неживой и живой природе.
Отражение – всеобщее свойство материи, ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов.
Отражение характеризуется следующими признаками:
-
оно предполагает взаимодействие объектов; -
зависит от уровня организации и структуры взаимодействующих объектов; -
зависит от условий, в которых происходит взаимодействие объектов; -
отражение адекватно структуре отражаемого объекта; -
отражение информативно, т.е. несет информацию об отражаемом объекте; -
на биологическом уровне отражение приобретает свойство предвидения, прогнозирования.
Историческое развитие форм отражения неотделимо от общей эволюции материального мира. Чем выше уровень организации материальной системы, тем выше развита способность отражения.
Внеорганической природе отражение проявляется в следующих формах:
- механическое отражение(механические изменения: *след на земле),
- физическое (физические реакции),
- химическое (химические реакции).
В живой природе в результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения – биологическая. Элементарными формами биологического отражения являются раздражимость, т.е. активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды (*реакция растений на смену дня и ночи, времена года), и чувствительность, т.е. способность отражать свойства предметов в виде ощущения. С появлением высокоорганизованных животных возникает психическое отражение (психика /греч. psyche – душа/ – присущая животным и человеку способность сигнального взаимодействия с окружающей средой, обеспечивающая отражение этой среды и состояния своего организма и выступающая регулятором взаимодействия с внешним миром). Благодаря психике животное может воспринимать более сложные отношения между предметами мира, у них формируется элементарное мышление (например, обезьяна может достать плод, пользуясь палкой, и т.д.).
Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. сознание – это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга.
40. Природа, генезис и структура сознания. Свойства сознания, его функции.
Сознание – может быть выражено через категорию идеального. Идеальное – это фил-я категория, кот обозначает нематериальную субъективно духовную природу, образное отображение действительности в человеч-м сознании. В совр. фил-ии сознание - это высшая, свойственная только человеку, связанная с языком ф-ция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Активно исп-ся с 19 века, до этого исп-сь категория дух – встречается в античной фил-фии, библии (с лат. дыхание движущийся воздух) - это сущность, кот. может временно или навсегда покинуть тело; сущность мира (мировой дух); идейное содержание (произведения искусства), всеобщий хар-р чего-либо (дух эпохи, корпоративный дух).Понятие дух – как противоположный природе сложилось у Гегеля, дух выступает в 3 формах:
-дух отдельного индивида (личный дух) Поэт;
-общий дух (объективный) поэма, народное творчество
;
-объективированный дух (совокупность завершенных творений духа) сл. и музыка народные;
Душа – основа живого существа, совокупность психических явлений, в частности чувств и стремлений. До Нов. время предметом фил-ии был вопрос: является ли душа субстанцией? В досократовской фил-ии: душа – тончайшее разреженное вещество. По Платону, душа нематериальна и предшествует существованию. Аристотель различал 3 души: разумная (ею обладают люди), животная, вегетативная (растения). Разумная душа может быть отделена от тела и существовать вечно. В Средневековье душа считалась нематериальной, невещественной субстанцией. Для новоевропейской философии первичной была проблема соотношения материального и нематериального, души и тела. Сторонники первичности материи – материалисты (метафизика, вульгаризм, диалектизм, материализм). Сторонники первичности сознания – идеалисты (Гегель – объективный идеализм; Беркин, Юм – субъективный идеализм).
Философское понятие сознания связано, прежде всего, с первичностью материального или идеального, первоначалом всего сущего. Нужно различать понятия психика и сознание. Психика – продукт и условие взаимодействия живого существа и его среды (это более широкое понятие, чем сознание, так как в его структуру входит сознательное и бессознательное).
Структура сознания:
1 элемент. Познавательная сфера состоит из:
а) чувственного познания, которое основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, восприятиям, представлениям;
б) рационального познания, которое представляет собой абстрактно-мыслительную деятельность, оперирующую понятиями. На основе чувственного и рационального познания формируются идеальные образы объектов познания. Для философии очень важна проблема метода познания. Две основных позиции: - истинное знание о мире дает рациональное познание (Декарт, Спиноза); - истинное знание в чувственном познании. Например, в философии Нового времени выделяют эмпиризм и рационализм. Познавательные способности: внимание, память, воображение. Внимание характеризуется избирательностью познавательной деятельности, ее направленностью на определенный объект. Память – способность хранить и воспроизводить информацию об объекте. Она помогает объединить уже имеющиеся и приобретаемые знания. Воображение – благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда в прошлом реально не воспринимавшиеся.
2 элемент. Эмоциональная сфера включает внутренние чувства: радость, горе, любовь, ненависть и т.д. к эмоциональной сфере относятся аффекты (сильное эмоциональное напряжение) и эмоциональное состояние (настроение).