Файл: 1. Мировоззрение, его определение, функции, исторические типы и уровни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аристотель, Р. Декарт, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Т. Шарден).
Философское учение о бытии (онтология) сталкивается с рядом других кардинальных проблем, различные решения которых также определяют различия в философских воззрениях. Перечислим некоторые из дискуссионных вопросов: существует ли материальный мир как объективная реальность, находящаяся по ту сторону человеческого сознания?, обладает ли мир единством и что является основой этого единства?, является ли мир неизменным или он постоянно изменяется и развивается?, упорядочен ли мир в своем развитии?, подчиняется ли он каким-либо законам или развивается совершенно произвольным способом?, обладает ли мир системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В зависимости от их решения философские концепции делятся на монизм, плюрализм, детерминизм, индетерминизм, диалектику, метафизику и т.д.
Решение данных вопросов и проблемы бытия в целом претерпело значительную эволюцию в западной философии. Первый подход – субстанциональный (с VI до н.э вплоть до XIX в.). В трактовке Аристотеля это означало «попытку говорить обо всем, что существует, будь то материальным или идеальным, и вместе с тем искать абсолютные устойчивые основания всего сущего». Второй подход к проблеме бытия формируется в ХХ веке. Единственно несомненным и подлинным в этом мире признается жизнь человека, его потребности, чувства, желания. Человек перестает искать высоких смыслов в жизни, он стремится устроиться сейчас и здесь, а не в загробном мире. Отсюда нацеленность на пользу и успех. Весь мир превратился в поле деятельности человека, а не божественный миропорядок. Данный подход представлен в современной западной философии такими направлениями как экзистенциализм, философия жизни, феноменология, психоанализ. Новейшее время характеризуется полным отрицанием разумности человеческого существования; все оправдывается тем, что ничего в этом мире нет навеки.
35. Понятие «материя» в современном материализме. Её основные формы и атрибуты.
Материя - философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях. Материя - первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания
Теперь рассмотрим неотъемлемые свойства, или
атрибуты материи.
1. Структурность. Любой объект мат мира можно рассматривать как систему - целостность, в которой есть элементы и связи между ними. Молекула состоит из атомов и связей между ними. В живой природе также мы так же сталкиваемся с системами (клетка, биосфера…). Материальные системы всегда взаимодействуют с окружающим миром. При этом некоторые свойства элементов системы меняются, но основные свойства сохраняются - это условие сохранения системы как целого.
Устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют ее структуру. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи.
Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее модусы -- такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность и электропроводность, получение или передача информации и т.п.).
Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:
Названные формы движения органически связаны между собой, и каждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней, но тем не менее к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложных форм движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получили название «редукционизм» (например, упрощение социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских концепциях).
36. Категории пространства и времени в философии. Концепции пространства и времени.
Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность смены их состояний в процессе развития. Пространство – форма существования материи, к-я характеризует ее протяженность, структуру, порядок расположения одновременно сосуществующих объектов.
Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Философы-идеалисты отрицают объективный характер времени и пространства, а рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм же, напротив, подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную реальность. Время и пространство неотделимы от материи, они являются ее атрибутами. В этом проявляются их универсальность и всеобщность.
Пространство:
абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, – Ньютон);
протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);
порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);
комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма – чувственного созерцания (Кант).
Время:
длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин);
форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин/Гегель);
абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);
относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);
форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).
По вопросу об отношении пространства и времени к материи в истории философии существовали две точки зрения:
1) субстанциальная концепция. Ее сторонники (Демокрит, Эпи¬кур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно, отношения между пространством, временем и материей рассматривались как межсубстанциональные. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Именно этой концепции, вслед за Ньютоном, придерживалось естествознание 18–19 вв. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрита, Эпикура) естествоиспытатели вплоть до 20 века отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время – протекающим равномерно.
2) реляционная концепция (от лат. relatio – отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Вне этого взаимодействия пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Единым содержанием этих форм выступала движущаяся материя, материальные процессы. Соответственно, допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.
Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной Вселенной. Теория относительности Эйнштейна, открытая им в середине 20 века, подтвердила правильность реляционной концепции. Эйнштейн достоверно установил, что время и пространство не существуют сами по себе, в отрыве от материи, они находятся в универсальной взаимосвязи, где теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства (т. наз. четырехмерного континуума). Согласно специальной Т.О. (1905), законы природы неизменны только в инерциальных системах, т.е. в системах, находящихся в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства (длина, временной интервал, понятие одновременности), считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически оказались релятивными (относительными) и зависящими от взаимного движения материальных объектов.
Согласно общей Т.О. (1916), течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел; геометрические свойства четырехмерного континуума (пространство–время) зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Свойства П. – протяженность, трехмерность, однородность и изотропность; свойства В. – длительность, необратимость, одномерность, однородность.
37. Движение как атрибут материи. Его формы. Развитие как особая форма движения. Законы развития.
Следующим атрибутом материи выступает движение, являющееся основным способом ее существования. Обычно движение определяется как любое изменение. Особо выделяют такие разновидности движения как рост, развитие, прогресс и регресс, которые будут подробно рассмотрены в следующей главе.
Атрибутивность движения проявляется в том, что движение материи абсолютно – нет материи находящейся в абсолютном покое, поэтому покой всегда относителен. В самом широком смысле движение представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», изредка «перемещаясь». Именно такой смысл вкладывают в термин «движение», когда говорят, что материя не может существовать без движения.
В свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение, будто движение существует без материи, с точки зрения философов-материалистов, невозможно, как и умозаключение о существовании материи без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение производно.
Противоположную материализму позицию занимает энергетизм, обоснованный немецким ученым Вильгельмом Оставальдом (1853 – 1932). В своей теории Оставальд пытался свести материю и движение к энергии (отсюда и произошло название теории энергетизма). Энергия – это физическая мера движения. В. Оставальд объявляет энергией все, что существует в мире. Следовательно, и материя, и сознание, и познание – все это энергия, а следовательно материя и сознание являются производными от энергии и движения. Современная форма энергетизма (неоэнергетизм) связана с попытками доказательства процесса превращения материи в энергию на основе известного закона соотношения массы и энергии А. Эйнштейна: Е = mс
Философское учение о бытии (онтология) сталкивается с рядом других кардинальных проблем, различные решения которых также определяют различия в философских воззрениях. Перечислим некоторые из дискуссионных вопросов: существует ли материальный мир как объективная реальность, находящаяся по ту сторону человеческого сознания?, обладает ли мир единством и что является основой этого единства?, является ли мир неизменным или он постоянно изменяется и развивается?, упорядочен ли мир в своем развитии?, подчиняется ли он каким-либо законам или развивается совершенно произвольным способом?, обладает ли мир системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В зависимости от их решения философские концепции делятся на монизм, плюрализм, детерминизм, индетерминизм, диалектику, метафизику и т.д.
Решение данных вопросов и проблемы бытия в целом претерпело значительную эволюцию в западной философии. Первый подход – субстанциональный (с VI до н.э вплоть до XIX в.). В трактовке Аристотеля это означало «попытку говорить обо всем, что существует, будь то материальным или идеальным, и вместе с тем искать абсолютные устойчивые основания всего сущего». Второй подход к проблеме бытия формируется в ХХ веке. Единственно несомненным и подлинным в этом мире признается жизнь человека, его потребности, чувства, желания. Человек перестает искать высоких смыслов в жизни, он стремится устроиться сейчас и здесь, а не в загробном мире. Отсюда нацеленность на пользу и успех. Весь мир превратился в поле деятельности человека, а не божественный миропорядок. Данный подход представлен в современной западной философии такими направлениями как экзистенциализм, философия жизни, феноменология, психоанализ. Новейшее время характеризуется полным отрицанием разумности человеческого существования; все оправдывается тем, что ничего в этом мире нет навеки.
35. Понятие «материя» в современном материализме. Её основные формы и атрибуты.
Материя - философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях. Материя - первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания
Теперь рассмотрим неотъемлемые свойства, или
атрибуты материи.
1. Структурность. Любой объект мат мира можно рассматривать как систему - целостность, в которой есть элементы и связи между ними. Молекула состоит из атомов и связей между ними. В живой природе также мы так же сталкиваемся с системами (клетка, биосфера…). Материальные системы всегда взаимодействуют с окружающим миром. При этом некоторые свойства элементов системы меняются, но основные свойства сохраняются - это условие сохранения системы как целого.
Устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют ее структуру. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи.
-
2. Движение. Материя не может существовать без движения. Любой материальный объект существует благодаря взаимодействию образующих его элементов. Эти взаимодействия приводят к изменению его свойств, состояний. В философии изменение обозначают понятием движение. -
3. Пространство и время также являются атрибутами материи. Воспринимая окружающие объекты, мы выделяем в них элементы, из которых они состоят (стол, стоящий перед нами состоит из четырех ножек и столешницы). И эти элементы расположены определенным образом относительно друг друга. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку материя структурирована. Если бы мир не был расчленен на предметы, то понятие пространства не имело бы смысла.
Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее модусы -- такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность и электропроводность, получение или передача информации и т.п.).
Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:
-
а) Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы. -
б) Физическая форма - это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела. -
в) Химическая форма - это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов. -
г) Биологическая форма - это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ. -
д) Социальная форма - это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.
Названные формы движения органически связаны между собой, и каждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней, но тем не менее к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложных форм движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получили название «редукционизм» (например, упрощение социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских концепциях).
36. Категории пространства и времени в философии. Концепции пространства и времени.
Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность смены их состояний в процессе развития. Пространство – форма существования материи, к-я характеризует ее протяженность, структуру, порядок расположения одновременно сосуществующих объектов.
Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Философы-идеалисты отрицают объективный характер времени и пространства, а рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм же, напротив, подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную реальность. Время и пространство неотделимы от материи, они являются ее атрибутами. В этом проявляются их универсальность и всеобщность.
Пространство:
абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, – Ньютон);
протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);
порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);
комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма – чувственного созерцания (Кант).
Время:
длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин);
форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин/Гегель);
абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);
относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);
форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).
По вопросу об отношении пространства и времени к материи в истории философии существовали две точки зрения:
1) субстанциальная концепция. Ее сторонники (Демокрит, Эпи¬кур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно, отношения между пространством, временем и материей рассматривались как межсубстанциональные. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Именно этой концепции, вслед за Ньютоном, придерживалось естествознание 18–19 вв. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрита, Эпикура) естествоиспытатели вплоть до 20 века отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время – протекающим равномерно.
2) реляционная концепция (от лат. relatio – отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Вне этого взаимодействия пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Единым содержанием этих форм выступала движущаяся материя, материальные процессы. Соответственно, допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.
Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной Вселенной. Теория относительности Эйнштейна, открытая им в середине 20 века, подтвердила правильность реляционной концепции. Эйнштейн достоверно установил, что время и пространство не существуют сами по себе, в отрыве от материи, они находятся в универсальной взаимосвязи, где теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства (т. наз. четырехмерного континуума). Согласно специальной Т.О. (1905), законы природы неизменны только в инерциальных системах, т.е. в системах, находящихся в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства (длина, временной интервал, понятие одновременности), считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически оказались релятивными (относительными) и зависящими от взаимного движения материальных объектов.
Согласно общей Т.О. (1916), течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел; геометрические свойства четырехмерного континуума (пространство–время) зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Свойства П. – протяженность, трехмерность, однородность и изотропность; свойства В. – длительность, необратимость, одномерность, однородность.
37. Движение как атрибут материи. Его формы. Развитие как особая форма движения. Законы развития.
Следующим атрибутом материи выступает движение, являющееся основным способом ее существования. Обычно движение определяется как любое изменение. Особо выделяют такие разновидности движения как рост, развитие, прогресс и регресс, которые будут подробно рассмотрены в следующей главе.
Атрибутивность движения проявляется в том, что движение материи абсолютно – нет материи находящейся в абсолютном покое, поэтому покой всегда относителен. В самом широком смысле движение представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», изредка «перемещаясь». Именно такой смысл вкладывают в термин «движение», когда говорят, что материя не может существовать без движения.
В свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение, будто движение существует без материи, с точки зрения философов-материалистов, невозможно, как и умозаключение о существовании материи без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение производно.
Противоположную материализму позицию занимает энергетизм, обоснованный немецким ученым Вильгельмом Оставальдом (1853 – 1932). В своей теории Оставальд пытался свести материю и движение к энергии (отсюда и произошло название теории энергетизма). Энергия – это физическая мера движения. В. Оставальд объявляет энергией все, что существует в мире. Следовательно, и материя, и сознание, и познание – все это энергия, а следовательно материя и сознание являются производными от энергии и движения. Современная форма энергетизма (неоэнергетизм) связана с попытками доказательства процесса превращения материи в энергию на основе известного закона соотношения массы и энергии А. Эйнштейна: Е = mс