ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Тяглое Озеро муниципального района Пестравский Самарской области структурное подразделение детский сад №16 «Колосок»
Утверждаю:
Директор ГБОУ ООШ
С. Тяглое Озеро
Федюнина Н.В.
«____»____________ 2018г.
Проект
по оформлению развивающей
предметно-пространственной среды
СП детский сад №16 «Колосок»
«Маленькая страна чудес»
Выполнили воспитатели:
Федюнина Равиля Исмаиловна
Серебрякова Надежда Валерьевна
2018г.
Современный детский сад — это место, где ребѐнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Поэтому возникает необходимость наполнять среду группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств для полноценного физического, умственного, эстетического, познавательного и социального развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием.
Актуальность: В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным.
Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально- художественная деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Постановка проблемы:
Желание изменить уже сложившуюся среду группового помещения, создать индивидуальный, стильный и авторский формат, соответствующий требованиям ФГОС, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать деятельность детей.
Перед нами встала проблема: создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста с учетом требований
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Главная сложность состояла в том, чтобы построить
предметную среду групповой комнаты с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это подтолкнуло к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию развивающей предметно-пространственной среды, реализованных в рамках проекта «Маленькая страна чудес».
Цель: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях детского сада.
Создание развивающей предметно-пространственной среды на участках детского сада, способствующей полноценному, всестороннему развитию дошкольников.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно- развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
5. Создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним.
6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.
7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок» (английский психолог Д. Шаттлеворт)
Вид
проекта: информационно-исследовательский, практико
- информационный, ориентированный, познавательно - творческий .
Участники: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети.
Тип проекта: долгосрочный.
Цель: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях детского сада.
Создание развивающей предметно-пространственной среды на участках детского сада, способствующей полноценному, всестороннему развитию дошкольников.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно- развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
5. Создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним.
6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.
7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок» (английский психолог Д. Шаттлеворт)
Вид
проекта: информационно-исследовательский, практико
- информационный, ориентированный, познавательно - творческий .
Участники: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети.
Тип проекта: долгосрочный.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе и на участке
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение
Тематическое
поле: интеграция образовательных областей в разновозрастной группе ДОУ
Место проведения (заказчик): Самарская область Пестравский район с.
Тяглое Озеро, ул. Молодежная,58
Сроки реализации проекта: 3 года (сентябрь 2018 года – сентябрь 2021 года).
Этапы реализации проекта:
Мероприятия
1 э
та
п
–
п
одг
от
ови
тел
ьны
й
(сентя
брь
20
18
г
. -
сентяб
рь
20
19
г.
)
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
Анализ предметно-развивающей среды в другой группе ДОУ.
Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
Защита педагогами проекта организации группового пространства.
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.
Проведение комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и
ДОУ и способствующих эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
Разработка плана проекта.
Составление рабочего плана реализации проекта и определение
ответственных лиц.
2 э
та
п
–
о
сн
овн
ой
(
сентяб
рь
20
19
г
. -
сент
яб
рь
20
20
г
.)
Проведение педагогического совета на тему: «Предметно- развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению», «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении», «Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
Разработка анкет для педагогов и специалиста ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды.
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения предметно-развивающей среды.
Создание предметно-развивающей среды в групповой комнате в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно- гигиеническими нормам.
Оформление территории детского сада.
Размещение информации о ходе реализации проекта на официальном сайте ДОУ
3
эт
ап
–
за
к
л
ю
чи
тел
ьны
й
(сентя
брь
20
20
г.
-
сентяб
рь
20
21
г
.)
Описание опыта построения предметно-развивающей среды педагогами групп.
Мониторинг результативности проекта, степени достижения поставленной цели.
Систематизация материалов работы ДОУ по теме проекта.
Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ.
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей среды в ДОУ
Ожидаемый результат:
Обогащение предметно-развивающей среды группового помещения.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду с
2 э
та
п
–
о
сн
овн
ой
(
сентяб
рь
20
19
г
. -
сент
яб
рь
20
20
г
.)
Проведение педагогического совета на тему: «Предметно- развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению», «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении», «Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
Разработка анкет для педагогов и специалиста ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды.
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения предметно-развивающей среды.
Создание предметно-развивающей среды в групповой комнате в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно- гигиеническими нормам.
Оформление территории детского сада.
Размещение информации о ходе реализации проекта на официальном сайте ДОУ
3
эт
ап
–
за
к
л
ю
чи
тел
ьны
й
(сентя
брь
20
20
г.
-
сентяб
рь
20
21
г
.)
Описание опыта построения предметно-развивающей среды педагогами групп.
Мониторинг результативности проекта, степени достижения поставленной цели.
Систематизация материалов работы ДОУ по теме проекта.
Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ.
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей среды в ДОУ
Ожидаемый результат:
Обогащение предметно-развивающей среды группового помещения.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду с
учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это должно подтолкнуть к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно- развивающей среды, реализованных в рамках проекта.
Программа РППС в разновозрастной группе
№
Центр активности
Совершенствование РППС
1.
Центр
сюжетно-ролевой
игры
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков, потребности в общении, формирование умения соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, креативного мышления; закрепление в игре социального, речевого поведения; воспитание культуры поведения.
Атрибуты, способствующие освоению новых игр, в зависимости от гендерных предпочтений
(«Парикмахерская», «На строительной площадке»,
«Шоферы», «Больница», «Магазин», «Дочки-матери») и др.
Наборы посуды: чайной, кухонной (средний и мелкий), наборы мебели для средних и мелких кукол, набор медицинских принадлежностей, весы, чековая касса, коляски и т.д. Куклы, крупные куски ткани, ѐмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры.
2.
Центр
эмоционально-
коммуникативного
развития.
Задачи: помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Создание уголка уединения
Стенд «Мое настроение»
Альбомы «Моя семья»
Альбомы «Книга обо мне» картотека игр
3.
Центр
сенсорики
и
мелкой
моторики (для малышей). Задачи.
Развивать конструктивные навыки детей; восприятие, память, мышление. Закреплять знания о цветах.
Игры-самоделки, альбом «Изучаем цвета», «Волшебные прищепки», тренажѐр «Круг наш друг», шнурки, пуговицы, клубочки ниток. «Крышечки». мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи;
4.
Центр творчества Задачи: развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитие пальцевой моторики, творческого воображения.
Акварель. Гуашь. Кисти разных размеров и материалов
Бумага разной фактуры. Ножницы. Трафареты.
Палитры. Пластилин. Тесто для лепки. Формы для лепки.
Карандаши. Фломастеры
Дидактический материал из серии «Искусство детям»
Настольно-печатные игры (Чудо узоры, «Цветные карандашики»)
Схемы смешивания красок
Картины известных художников
Образцы изделий декоративно – прикладного искусства
Раскраски по темам
Программа РППС в разновозрастной группе
№
Центр активности
Совершенствование РППС
1.
Центр
сюжетно-ролевой
игры
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков, потребности в общении, формирование умения соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, креативного мышления; закрепление в игре социального, речевого поведения; воспитание культуры поведения.
Атрибуты, способствующие освоению новых игр, в зависимости от гендерных предпочтений
(«Парикмахерская», «На строительной площадке»,
«Шоферы», «Больница», «Магазин», «Дочки-матери») и др.
Наборы посуды: чайной, кухонной (средний и мелкий), наборы мебели для средних и мелких кукол, набор медицинских принадлежностей, весы, чековая касса, коляски и т.д. Куклы, крупные куски ткани, ѐмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры.
2.
Центр
эмоционально-
коммуникативного
развития.
Задачи: помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Создание уголка уединения
Стенд «Мое настроение»
Альбомы «Моя семья»
Альбомы «Книга обо мне» картотека игр
3.
Центр
сенсорики
и
мелкой
моторики (для малышей). Задачи.
Развивать конструктивные навыки детей; восприятие, память, мышление. Закреплять знания о цветах.
Игры-самоделки, альбом «Изучаем цвета», «Волшебные прищепки», тренажѐр «Круг наш друг», шнурки, пуговицы, клубочки ниток. «Крышечки». мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи;
4.
Центр творчества Задачи: развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитие пальцевой моторики, творческого воображения.
Акварель. Гуашь. Кисти разных размеров и материалов
Бумага разной фактуры. Ножницы. Трафареты.
Палитры. Пластилин. Тесто для лепки. Формы для лепки.
Карандаши. Фломастеры
Дидактический материал из серии «Искусство детям»
Настольно-печатные игры (Чудо узоры, «Цветные карандашики»)
Схемы смешивания красок
Картины известных художников
Образцы изделий декоративно – прикладного искусства
Раскраски по темам
5.
Центр Книги. Задачи. Углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
Приобретение детской энциклопедии. Книги на различную тематику. Иллюстрации. Интересные, хорошо иллюстрированные книги, тематические альбомы для рассматривания, иллюстрации художников к книгам, смешные картинки в юмористических книгах С.
Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского,
Э.Успенского.
Сказочные произведения, природоведческие книги,
6.
Центр конструирования.
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу; формирование мыслительных операций
Приобретение дополнительных современных наборов конструкторов из разных материалов и разнообразных по содержанию
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины). Комплект больших мягких модулей. Конструкторы «Лего». Наборы игрушек
(транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)
7.
Центр
музыкально-
театрализованной деятельности.
Задачи: развитие музыкальных и творческих способностей; совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам музыкального творчества.
Наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизации, а также материал для изготовления сценической одежды;
Картотека музыкальных произведений с обозначением названия в виде символа, муз. инструменты – музыкальный цент, караоке, комплект кассет, дисков.
Металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, губная гармошка, деревянные ложки
8.
Центр Сообразительности
Математического развития.
Задачи: развитие у детей логико- математических представлений, овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
Материал для обучения детей счету, развития представлений о величине предметов и их форме, для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.).
Материал для развития пространственных представлений
(стенды, доски со схемами и др.) и временных представлений (календари, часы песочные, солнечные, с циферблатом и др.).
9.
Центр экспериментирования и
познавательно-исследовательской
деятельности.
Задачи: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ,
Введение знаковой символики и алгоритмов для обозначения предметов, качеств, свойств, способов действий, их последовательности.
Предметы для игр-экспериментов и игр-путешествий
(Циклы «Про воду», «Тонет-не тонет», «Я одеваюсь сам», «Коллекции» и др.)
Природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус,
сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).
Формирование умения комплексно обследовать предмет.
лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Алгоритмы проведения опытов. Специальная детская литература
10.
Центр двигательной активности
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей.
Картотека подвижных игр в виде схем, доступных и понятных детям.
Цикл игр «Разноцветные минутки»
Ленты, мячи, палки гимнастические, кегли (набор), кольцеброс (набор), мешочки с грузами, различные мячи, обручи, серсо, скакалка. Игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки, обручи, санки.
11.
Центр Сообразительности
Развития речи. Задачи. Владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря;
Художественная литература, иллюстрации, детские журналы. Картотеки,
12. Центр Природы. Задачи: понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы
Наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры, гербарий и пр.). В группах имеются уголки озеленения в которых содержаться комнатные растения, природный и бросовый материал;
13.
Центр
Дидактической
игры.
Задачи:
учить анализировать, сравнивать, обобщать, развивать интерес к игровой деятельности со взрослыми и сверстниками, формировать отдельные игровые умения
Лото, домино, шашки, пазлы,
14.
Уголок безопасности дорожного
движения. Задачи: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.
Транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.
15.
Уголок
патриотического
воспитания. Задачи: Сформировать привязанность к родному селу, дому, семье, детскому саду, школе,
Символика нашей страны. Фото книги по городам
России. Карта России. Глобус. Маршрут - карта
Настольно-печатные игры из серии
«Достопримечательности России», альбом «Наше село».
Формирование умения комплексно обследовать предмет.
лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Алгоритмы проведения опытов. Специальная детская литература
10.
Центр двигательной активности
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей.
Картотека подвижных игр в виде схем, доступных и понятных детям.
Цикл игр «Разноцветные минутки»
Ленты, мячи, палки гимнастические, кегли (набор), кольцеброс (набор), мешочки с грузами, различные мячи, обручи, серсо, скакалка. Игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки, обручи, санки.
11.
Центр Сообразительности
Развития речи. Задачи. Владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря;
Художественная литература, иллюстрации, детские журналы. Картотеки,
12. Центр Природы. Задачи: понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы
Наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры, гербарий и пр.). В группах имеются уголки озеленения в которых содержаться комнатные растения, природный и бросовый материал;
13.
Центр
Дидактической
игры.
Задачи:
учить анализировать, сравнивать, обобщать, развивать интерес к игровой деятельности со взрослыми и сверстниками, формировать отдельные игровые умения
Лото, домино, шашки, пазлы,
14.
Уголок безопасности дорожного
движения. Задачи: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.
Транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.
15.
Уголок
патриотического
воспитания. Задачи: Сформировать привязанность к родному селу, дому, семье, детскому саду, школе,
Символика нашей страны. Фото книги по городам
России. Карта России. Глобус. Маршрут - карта
Настольно-печатные игры из серии
«Достопримечательности России», альбом «Наше село».