Файл: 31. Общая характеристика производства и сферы услуг. Измерители экономической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако экстенсивные факторы наращивания экспорта углеводородного сырья практически исчерпаны, что не может не отразиться на стоимостном объеме сибирского экспорта. Предоставление большей самостоятельности субъектам Федерации способствовало активизации внешнеэкономической деятельности регионов Сибири и Дальнего Востока. Следствием этого стало увеличение стоимостных объемов регионального экспорта. Возросло и число предприятий, участвующих в экономических связях с зарубежными странами. Их численность достигла 6 тыс. Однако основной объем поставок товаров из Сибири и Дальнего Востока осуществляется такими предприятиями, как Братский алюминиевый завод, АО "Саянский алюминиевый завод", РАО "Норильский никель", АО "ИРКАЗ", АО "Запсибметкомбинат", АО "Кузнецкий металлургический комбинат", АО "Ангарская нефтехимическая компания", концерн "Кузнецкуголь". Изменяется отраслевая структура экспорта. Наряду с традиционными видами продукции топливной, металлургической и лесной отраслей возрастает экспорт машин, оборудования, техники. Предприятия обрабатывающей промышленности поставляли продукцию, произведенную на основе высоких и средних технологий. Рост экспорта продукции отраслей машиностроения объясняется также восстановлением производственных связей со странами СНГ.В импорте продукции доля высокоразвитых восточных стран составляет почти 65% общего объема. Среди них выделяются Германия, Италия, Япония, США. Доля машин и оборудования, импортируемых из этих государств, составляет от 30 до 85%. Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона успешнее всего развиваются внешнеэкономические связи с Сингапуром, Сянганом (Гонконгом), Южной Кореей.

35. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Налоги их виды и функции.

С точки зрения влияния на экономические отношения государство может играть двоякую роль: оно может содействовать развитию господствующего экономического базиса либо тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в недрах отживающих. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно-прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.


Целью современного Российского государства является формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Наше государство призвано обеспечить правовые основы рыночной экономики, обеспечить охрану правопорядка, прав и свобод граждан в сфере экономических отношений. Негативные последствия рыночного механизма (инфляция, монополизм, недобросовестная конкуренция и т.п.) требуют вмешательства государства. Развитие наукоемких производств, структурные изменения в экономике не могут быть осуществлены без государственной деятельности в этой области. Экономическая функция современного государства определяется потребностями общества в условиях необходимости обеспечения функционирования рыночной экономики, осуществления конкуренции и честного предпринимательства. Государство поддерживает рыночный механизм путем создания правовой базы рыночной экономики, защищая, охраняя, обеспечивая равенство всех форм собственности, поддерживая предпринимательство, осуществляя налогообложение, выделяя кредиты и т.п. Государство вводит ограничения на монопольную деятельность, обеспечивает защиту прав потребителя и т.д.

Государство осуществляет перераспределение доходов в обществе, устанавливает гарантированные цены фермерам и другим производителям сельскохозяйственной продукции, фиксирует минимальный размер оплаты труда. Используя систему налогов, государство способствует развитию общественных благ (строительству школ, больниц, учреждений социальной защиты и т.п.), осуществляет контроль за уровнем занятости населения, инфляцией, стимулирует экономический рост, проводит эффективную внешнюю политику.

Экономическая политика

В ст. 8 Конституции РФ гарантируются единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В современных условиях экономическая политика России направлена на обеспечение экономических прав и свобод человека, под которыми понимаются совокупность прав и свобод личности, возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет, в конечном счете, экономический, социальный и политический порядок в обществе.



Бюджет. Налоги

Бюджет. Бюджету отводится значительная роль в политической и экономической жизни страны. Бюджет – это централизованный фонд денежных средств.Россия является федеративным государством, поэтому в понятие "государственный бюджет" включают федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджетная система России включает в себя три вида бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Идеальный бюджет подразумевает равенство доходов и расходов, а превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета.Для покрытия бюджетного дефицита государство может привлекать внешние и внутренние кредиты, а также увеличивать выпуск денежных знаков, что приводит к росту инфляции. Ежегодно в бюджете фиксируется предельный размер бюджетного дефицита. Если он превышен, а у государства отсутствует источник для его покрытия, может быть применен специальный механизм бюджетного регулирования – секвестр,т.е. ежемесячное пропорциональное снижение расходов всех статей бюджета(кроме защищенных: выплата заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) на определенную величину в течение всего оставшегося финансового года.

Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета.

Налоги. В ст. 57 Конституции Р.Ф. закреплено положение о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

36. Финансовая система. Функции денег. Типы инфляции.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Финансовая система делится на централизованную (общегосударственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок) и децентрализованную (финансы хозяйствующих субъектов: государственные предприятия, частные предприятия, акционерные предприятия, муниципальные, арендные).

Функции финансовой системы.

1) Аккумулирующая функция - осуществление посредством специального экономического механизма концентрации денежных средств, создания материальной основы существования государства и обеспечения его функционирования.

2) Регулирующая функция выступает в виде стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленного на развитие НТП и решение социальных проблем.

3) Распределительная функция осуществляется путем формирования и использования денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соцстраха, фонды предприятий, специальные фонды. В результате выполняются различные программы целевого назначения.


4) Контрольная функция направлена на обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению. Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:


§ монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

§ структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

§ внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

Как любой многофакторный экономический процесс инфляция имеет целый ряд последствий: § расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;

§ стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему; § искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.; § рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.

Влияние инфляции на экономическую жизнь можно рассматривать в двух направлениях: воздействие на перераспределение национального дохода и на объем национального производства.

Финансовые инструменты Финансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера – у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты– это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций предприятий на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения в акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг) и др.