Файл: Исследование динамики показателей информационной системы предприятия 3 Оценка экономической эффективности информационных потоков в рамках предприятия Заключение Список используемой литературы Введение Термин эффективность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы совокупности информационных потоков на предприятии
1.1 Информационное обеспечение логистики
1.2 Принципы построения и основные аспекты информационных систем
1.3 Информационные технологии логистического управления
1.4 Методы хранения данных в логистике
2. Расчетная часть. Исследование эффективности информационной системы предприятия
2.1 Общая характеристика предприятия как объекта исследования
2.2 Исследование динамики показателей информационной системы предприятия
2.3 Оценка экономической эффективности информационных потоков в рамках предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Термин «эффективность» универсален. Его применяют во всех сферах человеческой деятельности: экономике, политике, науке, технике, культуре и т.д. В смысловом отношении эффективность связывается, во-первых, с результативностью работы или действия, а во-вторых, с экономичностью, то есть минимальным объемом затрат для выполнения данной работы или действия. Уровень эффективности характеризует уровень развития производительных сил и является важнейшим показателем развития экономики. На предприятии затраты имеют форму авансируемого основного и оборотного капитала, а конечные результаты - форму прибыли. Таким образом, показатель информационной эффективности дает представление о том, какой ценой предприятие получает прибыль.
Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей необходимо выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в себестоимости продукции.
Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поэтому цель курсовой работы - изучение путей и резервов повышения информационной эффективности производства на примере предприятия ООО «Желен». Для достижения поставленной цели в курсовой работе были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить сущность информационной эффективности производства;
2) изучить основные аспекты информационных систем;
3) расчет эффективности логистической системы.
Цель курсовой работы - оценить информационную эффективность деятельности предприятия.
1. Теоретическая часть. Теоретические основы совокупности информационных потоков на предприятии
1.1 Информационное обеспечение логистики
Информационное обеспечение логистики можно рассматривать в узком и широком смысле слова, как информационную логистику.
В первом случае информационная логистика является обеспечивающей функциональной областью логистического менеджмента или общей теории логистики. Во втором случае информационная логистика является системой обеспечивающей информацией организацию в целом исходя из логистических правил.
Объектами управления логистическими информационными системами являются потоки информации, связанные со снабжением, производством, запасами и распределением готовой продукции в многозвенных производственно-хозяйственных комплексах.
Субъектом управления информационными потоками в логистических системах являются конкретные структурные подразделения или лица, принимающие решения.
Реализация системного подхода в логистике требует рассмотрения объекта и субъекта управления как совокупности элементов, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения.
Информационным звеном считается некоторый экономически и/или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках действующей информационной системы, выполняющей локальную цель, связанную с определенными информационными операциями.
Информационные функции, процедура и операция формируются исходя из общепринятых понятий декомпозиции исходного множества на составные части. Однако в отличие от других видов функций информационные аналоги характеризуются совокупностью действий, связанных с определенным объектом, а именно информационными потоками. Специфика их определения в логистической среде характеризуется направленностью на реализацию целей и задач, поставленных перед логистической системой и/или ее звеньями.
1.2 Принципы построения и основные аспекты информационных систем
В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем. С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня.
Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
Второй уровень – участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень — система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление. В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт—производство—снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток. Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах. В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков. В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
1)возрастает скорость обмена информацией;
2) уменьшается количество ошибок в учете;
3) уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;
4) совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы:
Первый принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении.
Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:
1)обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
2) повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
3) снизить их стоимость;
4) ускорить их построение.
Второй принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т.е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.
Третий принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики».
Четвертый принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
Пятый принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек-машина».
1.3 Информационные технологии логистического управления
Внедрение во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий определяет современное состояние логистики. Без использования быстродействующих компьютеров невозможна реализация большинства логистических концепций. Информационное обеспечение логистического процесса настолько важно, что специалисты выделяют информационную логистику, которая имеет самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками.
Информационный поток – это поток сообщений в бумажной и электронной (документной), речевой и другой форме, выдвигаемый исходным материальным потоком в определенной логистической системе, между звеньями системы или логистической системой и окружающей средой и предназначенный для реализации управляющих функций.
Можно выделить по связи с логистическими действиями и функциями элементарные, ключевые, комплексные и базисные информационные потоки.
Информационные потоки в связи с логистической системой делятся на: 1) проходящие внутри логистической системы или ее звена, или потока; 2) проходящие между логистической системой и внешней средой. Наиболее распространенными по виду носителей информации являются потоки на бумажных и магнитных носителях. По времени возникновения информации потоки делят на: 1) регулярные (стационарные); 2) периодические; 3) оперативные.
Регулярные соответствуют регламентированной по времени передаче данных, периодические жестко ограничены временем передачи, оперативные обеспечивают связь абонентов в интерактивном режиме. В зависимости от назначения определяют управляющие, вспомогательные информационные потоки, потоки информации для ведения учетной и аналитической деятельности, для выработки решений, потоки нормативно-справочной информации. В современной логистике возрастание роли информационных потоков обусловлено следующими основными причинами.
Необходимым элементом потребительского логистического сервиса является информация о статусе заказа, наличии товара, времени поставки, отпускных документах. Наличие полной и достоверной информации с позиции управления запасами логистической цепи может уменьшить потребность в трудовых резервах за счет минимизации относительности черты спроса. Гибкость логистической системы увеличивает информация при таком подходе, когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ.
Логистический менеджмент располагает многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: 1) терминологией передаваемых сообщений, видами данных, документами; 2)объемами данных; 3) скоростью передачи данных; 4) пропускной способностью информационных каналов; 5) помехозащищенностью.
Между информационным и материальным потоком отсутствует однозначное синхронное соответствие возникновения во времени. Информационный поток или опережает, или отстает от материального. Иногда материальный поток является следствием информационного. Типичным является присутствие рядом с материальным потоком нескольких информационных. Сопровождающие отдельные логистические функции информационные потоки могут быть очень сложными и насыщенными в плане документооборота.
Конкретные потребности логистического менеджмента определяют информационные потоки в логистической системе при разработке некоторых деталей планирования регулирования, анализа и учета. Информационные потоки несут информацию о продуктовых требованиях, стоимости готовой продукции, процедуре заказа и доставки готовой продукции потребителям. Для прогнозирования объема продаж информационные источники включают в себя такие сведения, как: