Файл: 1. принципы еэкономики основные понятия информационной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ПРИНЦИПЫ Е-ЭКОНОМИКИ
1.1. Основные понятия информационной экономики
Бурные процессы развития информационных технологий, производства новых сервисов и систем, совершенствования стандартов их взаимодействия, характерные для конца прошлого века и начала нынешнего, сформировали фундамент для стремительного прогресса нового, особенного формата бизнеса, называемого электронным. Все традиционные бизнес-процессы
(производство, управление персоналам, закупки, продажи, распределение товаров и услуг, взаимодействие с клиентами и др.) оказались насквозь пронизанными информационными технологиями. Появились формы бизнеса, целиком существующие в информационном пространстве. А говоря о традиционных отраслях и производствах, мы все чаще упоминаем об электронных цепочках добавленной стоимости. Эра процветания индустриальной экономики закончилась. Что же должна представлять из себя экономика постиндустриального общества?
Переход небольшого числа, наиболее восприимчивых к инновациям в
IT-области стран к постиндустриальной экономике привел к появлению электронного сектора экономики, основой которого послужила информационная (цифровая) индустрия. Аналогичным образом в настоящее время реализуется смена общественной формации для всего человечества.
Индустриальное общество уступает свое место информационному. Данный процесс инициирует смену индустриального технологического базиса на информационный (после окончания первого десятилетия XXI века началась фаза активного становления шестого технологического уклада в условиях интенсификации процессов четвертой промышленной революции).
Производство персонифицируется и дематериализуется, на смену устаревшим производственным процессам приходят информационные технологии, являющиеся технологической основой новой индустрии (В 2011 году в
Германии родился специальный термин для ее обозначения «Индустрия 4.0»).
В свою очередь, важнейшим ресурсом информационной или цифровой экономики (вместо сырья и энергии) становятся информация и знания.
Рис.1.1. Основные вехи промышленных революций
Грядущая цифровая экономика принципиально трансформирует роль и положение человека в экономике. Творческий труд креативно мыслящего
индивида в информационной индустрии становится и определяющим, и доминирующим одновременно. Человеческому интеллекту отводится главная роль в производстве благ. Только креативный творческий труд приводит к формированию новых знаний и информации, являющихся главным ресурсом новой экономики. Реализация скрытого до сего времени человеческого потенциала трансформации окружающего мира становится главной производительной силой. Благодаря разуму человека создается новый вид продукта - интеллектуальный продукт. Мы постепенно, но все возрастающими темпами переходим от производства материального продукта к синтезу информационного продукта – результата истинно творческого труда.
Соответственно в качестве предмета труда здесь уже выступают информация и знания, а средствами трудовой деятельности становятся технологии их создания, обработки, хранения и распространения.
Многие, казавшиеся незыблемыми институты и инструменты традиционной экономики постепенно теряют свою значимость или приобретают новый смыл. Трансформация затронула само понятие и роль капитала в производстве. В качестве примера легко можно привести сотню- другую компаний, имеющих сегодня многомиллиардную капитализацию, и не сделавших сколько-нибудь значимых капиталовложений вначале пути. Они не возводили огромные заводы, не вкладывались в разведку и добычу полезных ископаемых. Они добились успеха гораздо быстрее и дешевле. Например, разработав цифровую платформу. Так поступили в свое время WhatsApp,
Telegram, и даже совсем большие сейчас компании - Uber, Facebook,
AliExpress. Рецепт успеха у всех перечисленных компаний по сути один. Но это не значит, что начального капитала в этих проектах не было. Это был капитал иного свойства – интеллектуальный или информационный.
В результате, традиционную, индустриальную экономику на всех бизнес-фронтах теснит информационная экономика - экономика, основная деятельность которой переносится в информационное пространство.
Преобладающим способом создания валового внутреннего продукта в информационной экономике становится хозяйственная деятельность в области производства, обработки, хранения и распространения информации.
Согласно определения информационного общества в такого рода деятельности должно участвовать не менее половины занятого населения.
Важнейшим элементом цифровой экономики является сетевая
(виртуальная) экономика. С еще большим основанием последнюю можно назвать Интернет-экономикой. Поскольку именно глобальная сеть Интернет стала драйвером современных трендов трансформации общественных и экономических систем. А являющиеся ее основой протоколы и технологии позволили не только создать эффективную среду для бизнес-взаимодействий, но и стали фундаментом построения самых перспективных бизнес-концепций, включая экстранет, интранет и т.д.
Широкое распространение современных информационных и телекоммуникационных технологий позволило на этапе смены двух тысячелетий создать эффективную среду для полноценной экономической

деятельности в глобальной сети Интернет, а развитие сетевой инфраструктуры, коммерциализация предоставляемых сетевых услуг привели к появлению новых бизнес-моделей и формированию рынка нового типа, инкапсулированного в сетевую экономику. И этот рынок вполне можно назвать электронным.
Строго говоря, понятие «цифровая экономика» (в том виде как оно формируется в России) не только является более широким, по сравнению с сетевой или электронной экономиками, но и имеет несколько иной уклон – технологический. В качестве драйверов роста цифровой экономики рассматриваются инструменты и средства, способные обеспечить глобальную трансформацию глобальной и национальной экономик, общества в целом, и человека в частности. Речь идет о повсеместном внедрении в индустрию киберфизических систем, способных полностью и самостоятельно контролировать и даже модифицировать любые производственные процессы.
Это мега автоматизация и киберизация. Конечно революционные изменения происходят в самых разных сферах, не только в индустрии. В финансово- экономической сфере интенсивно развиваются новые бизнес-модели, кардинально меняется характер взаимодействия хозяйствующих субъектов.
От долгие годы главенствующей конкуренции мир переходит к максимальной кооперации. Пандемия преобразований охватила системы производства и сбыта. Меняется характер потребления. Самым заметным образом трансформируется общественное устройство, социальная сфера, мировоззрение и система ценностей индивидов. Кроме коренной ломки традиционных институтов перманентно формируются направления, в недавнем прошлом казавшиеся совершенно фантастическими. Отметим несколько любопытных особенностей этого порождения четвертой промышленной революции. Во-первых, новые прорывные технологии обычно имеют синтетический, комплексный, комплементарный и конвергентный характер. Они зарождаются на стыке различных наук или видов деятельности и образуют в дальнейшим множественный симбиоз. Пришедшие в медицину и биологию алгоритмы интеллектуального анализа больших данных Data
Mining, Big Data, Business Intelligence совместно с последними достижениями в области физики породили биоинформатику, обеспечившую ученых инструментом для расшифровки генома человека, статистического анализа последовательностей ДНК, секвенирования биополимеров. Как результат – выпуск лекарственных препаратов следующего поколения, новые подходы к лечению генетических заболеваний, многократное сокращение сроков и стоимости разработки медикаментов. А чего стоит грядущая в самое ближайшее время технология репродуцирования человеческих органов с помощью 3D-прототипирования? Использование биопринтеров и тканевой инженерии фактически заставит выстраивать трансплантологию с чистого листа. А кроме этого есть еще и ксенотрансплантация. Не за горами и 4D- печать. Причем биоинформатика продолжает развиваться. Перечислим лишь наиболее известные научно-технологические направления этой области: наноэнергетика, молекулярные и, клеточные технологии, нанобиотехнологии,

биомиметика, бионика, нанобионика, нанотроника, а также другие наноразмерные производства, ядерная медицина, трансплантация стволовых клеток, инженерия живых тканей и органов, восстановительная хирургия и медицина. Конечно, многое из того что мы сейчас перечислили не имеет прямого отношения к нашей тематике. Однако технологии, на которых основаны эти направления, не зря называют сквозными. Они носят универсальный характер и далеко не ограничиваются перечисленными областями. При желании можно выделить и более тесные связи. Достижения медицины логичным образом приведут к увеличению продолжительности человеческой жизни. В свою очередь это безусловно изменит экономическую картину мира. Во-вторых, достаточно познавательным может оказаться наблюдение за местом, которое отводится последними промышленными революциями непосредственно человеку. В рамках третьей, когда процветало массовое производство, основные усилия были направлены на вытеснение человека из производственных процессов (хотя на начальных этапах сокращение себестоимости достигалось не за счет роботизации и автоматизации, а путем размещения производственных мощностей в странах с дешевой рабочей силой). К началу четвертой промышленной революции люди уже научились обеспечивать межмашинное взаимодействие (М2М).
Объединив машины в сеть, мы научили их анализировать данные и даже самостоятельно принимать решения. Но развитие всегда идет по спирали.
Пришло время вернуть человека в эту среду, но конечно уже на новом уровне и в ином качестве. Тренд дальнейшего развития - обеспечение непосредственного диалога машины и человека. Мы фактически говорим о нейро-сетевой экономике, обеспечивающей возможность нейро-цифрового взаимодействия человека и машины с помощью специальных нейро-сетевых интерфейсов. Уже сейчас в Германии успешно проводят операции по замене пострадавших верхних конечностей. Причем новые механические руки напрямую управляются человеческим мозгом.
Сетевая экономика – деятельность экономических субъектов, реализуемая посредством цифровых телекоммуникаций (глобальных и локальных сетей). Концептуально сетевая экономика представляет собой информационное пространство, в котором самые разные хозяйствующие субъекты, производители, посредники, покупатели, продавцы, государственные регулирующие органы могут контактировать между собой, включая различные варианты совместной бизнес-деятельности. Для сетевой экономики характерны горизонтальные, прямые, долгосрочные связи между всеми узлами деловой сети, совместно формирующими электронные цепочки добавленной стоимости. Причем сама хозяйственная деятельность и деловые коммуникации в основном осуществляются средствами и сервисами, реализованными в сети Интернет.
Реалии сетевой экономики вызвали к жизни новый формат управления бизнес-деятельностью, который не сводится к композиции рыночной и централизованной схем регулирования (хотя многие элементы, присущие этим парадигмам управления, в нем конечно присутствуют, но с

минимизированными затратами на коммуникации). Например, современный уровень IT-технологий буквально провоцирует прямые продажи услуг или товаров. Потребитель участвует в этом процессе непосредственно, посредники исключаются, трансакционные издержки сокращаются. В результате, мы имеем дело с новой бизнес-моделью. Точно также многие другие традиционные бизнес-процессы в сетевой экономике существенно трансформируются.
Принципиальной особенностью сетевой экономики (по сравнению с традиционной) является экспоненциальный рост ее непосредственных участников (производителей, поставщиков, дистрибьютеров, клиентов, партнеров и, одновременно, конкурентов).
Сетевая экономика характеризуется транснациональностью (глобальностью) масштаба, в то время как традиционная, индустриальная экономика является национальной
(локальной) по своей природе. Большие сетевые проекты приобретают формы
Европейского или Трансатлантического союзов, Шенгенской зоны на начальном этапе ее появления, в корне меняя образ жизни населения, оказавшегося в ареале глобализации. Сетевая экономика буквально втягивает новых участников в коммерческую деятельность, бизнес в сети Интернет становится доступным всем и каждому.
Уровень развития национальной цифровой индустрии определяется множеством показателей. Наиболее значимыми факторами являются; объем инвестиций в информационную инфраструктуру и телекоммуникации; количество компьютеров; число пользователей, обеспеченных доступом к сети Интернет.
Большая часть деловых операций в сетевой экономике реализуется в электронном формате, формируя цифровой, виртуальный рынок.
Виртуальность рынка подразумевает наличие виртуальных (цифровых) взаимоотношений между экономическими субъектами. Перечень такого рода взаимодействий представляется сегодня практически безразмерным. В данном пособие основное внимание будет уделено технологиям цифровизации коммерции.
Продукция сетевой экономики
Новые бизнес-модели трансформируют многие понятия традиционной экономики. В том числе меняются представления о результатах производственной деятельности - продукте или продукции.
Для традиционной экономики характерно представление продукта в виде овеществленного объекта, предназначенного для удовлетворения каких- либо потребностей. Производство продукта заключалось в переработке исходного сырья, или полуфабрикатов (комплектующих изделий) с помощью определенных технологий. В процессе производства свойства исходных материалов теряются, а продукт обретает самодостаточность и самостоятельность. Реально существующий спрос на товар придает ему определенную потребительскую ценность.


В сетевой экономике описанная выше схема претерпела определенные изменения. Появились невещественные (информационные) продукты. Более того, значение нематериальных услуг и товаров в современных условиях постоянно растет. Даже привычные, традиционные продукты приобретают новые потребительские свойства. Например, современный автомобиль больше похож на компьютер на колесах (зачастую с нетрадиционным двигателем), чем на стандартное средство передвижения или доставки грузов. Новая информационная начинка индустриального продукта открывает новые горизонты его использования, создает ему дополнительную (зачастую весьма существенную) потребительскую ценность. При этом даже процесс потребления товара может в корне измениться. Для нашего примера c перевозками достаточно вспомнить о беспилотных автомобилях компании
Tesla
Motors или о роботизированных капсулах-контейнерах, предназначенных для доставки грузов по трубопроводным магистралям
(российский стартап Maxitube).
Укрупненная классификация продукции сетевой экономики представлена на рисунке 1.2.
Наибольший интерес для нас представляют производство и свойства информационного продукта. Во-первых, именно электронные товары составляют значительную долю продукции сетевой экономики. Во-вторых, именно они формируют контент электронной коммерции – темы представленного Вашему вниманию исследования.
Прежде всего, информационный продукт - это товар, релевантный для информационного (электронного) рынка, представляющий собой полученную из различных каналов, обработанную специальными методами и, наконец, представленную в максимально удобном для потребителя формате информацию (знания – высшую форму информации).
Рис.1.2. Основные виды электронной коммерции
Разумеется, результаты деятельности цифровой экономики представляются не только в электронной форме. Информационные продукты вполне могут иметь овеществленный вид (документ, алгоритм, любой носитель информации, электронный контент которого двуедин с техническим,
материальным устройством хранения).
Элементарный процесс предоставления данных почти всегда связан с определенным набором действий в информационном пространстве (информационной услугой). Этот набор может включать: телекоммуникационные услуги по доступу или передаче информации; ее хранение и обработка с помощью серверного программного и аппаратного обеспечения; пертинентность результатов контекстного или интеллектуального поиска и т.д. Информационные услуги, как правило, тяжело отделить от процесса обслуживания потребителя.
Еще говорят об информационном обслуживании, подразумевая под ним связанную совокупность информационных продуктов и услуг заданного качества, предоставляемых конкретному потребителю в целях удовлетворения его информационных потребностей. Интернет-революция в свое время позволила резко повысить качество информационного обслуживания.
Информация как продукт и предмет труда
Человеческий труд становится все более творческим и интеллектуальным. Только сферы деятельности с очень высокой степенью неопределенности, или требующие сугубо человеческих качеств, в настоящее время не поддаются автоматизации и роботизации. Здесь пока искусственный интеллект справиться не может.
Естественным результатом развития информационного экономического пространства является доминирование индустрии знаний. Непрерывно обновляемая, агрегируемая информация становится основным ресурсом цифровой экономики. Именно на основе постоянной генерации новых знаний становится возможным эффективное использование остальных ресурсов.
Пришедшие в мир технологии открывают принципиально новые возможности для самовыражения людей, их коммуникаций и, наконец, осуществления трудовой деятельности. В сетевой экономике изменяются структуры совокупного спроса и предложения. Тренд совокупного спроса – смещение в область информационных потребностей, причем эти потребности максимально персонализируются. Отвечая на изменение структуры спроса, совокупное предложение смещает акценты на информационные продукты и услуги.
Информационный товар создается путем переработки так называемой исходной (первичной) информации. Т.е. информация и ее высшая форма – знания в сетевой экономике становятся основным предметом труда. Обычно данные получают из каких-то источников, оцифровывают при необходимости, хранят на электронных носителях, обрабатывают, трансформируют.
Преобразования исходной информации позволяют получить новые данные или знания, обладающие определенной добавленной ценностью. Затем результаты обработки приводятся к заданному (удобному для восприятия) виду и доставляются потребителю в качестве информационного товара, или услуги.