Файл: 41. Социальная структура общества её элементы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев желания переместиться в более обеспеченные слои, что порождает социальные противоречия и конфликты.

Существует несколько концепций стратификации, важнейшими из которых являются концепция стратификации П. Сорокина, концепция статусного подхода Л. Уорнера и др. Так, например, концепция П. Сорокина отличается от концепции классов К. Маркса тем, что не настаивает на социальном равенстве, а рассматривает неравенство как естественное состояние общества. Это, в свою очередь, приводит не только к различию страт по вышеперечисленным критериям, но и к размещению страт в жесткой системе подчинения одних слоев другим. Если в концепции К. Маркса революция рассматривалась как единственная возможность стирания границы между классами, то в концепции стратификации П. Сорокина в результате революции может быть только «перетасовка» индивидов в обществе, а сама стратификационная лестница останется. В социологии представлено несколько концепций стратификации. Так, основоположник статусного подхода Л. Уорнер предложил первую типологию классов на основе высказываний членов поселенческой общины друг о друге. Уорнер определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими членами общности, т. е. их репутации, и выделил шесть различных классов:

1. Верхний слой высшего класса: богатые люди знатного происхождения.

2. Нижний слой высшего класса: люди высокого достатка, не являющиеся выходцами из аристократических семей (нувориши).

3. Верхний слой среднего класса: бизнесмены и высокообразованные лю­ди, занятые интеллектуальным трудом, имеющие высокие доходы (крупные ученые, владельцы частных больниц, владельцы капитала).

4. Средний слой среднего класса: профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных предприятий, старшие офицеры и т. д.

5. Нижний слой среднего класса: «белые воротнички» – канцелярские служащие, работники торговли и сферы обслуживания, мелкие предприниматели, учителя, младшие офицеры и т. д.

6. Верхний слой низшего класса: «синие воротнички» – заводские и другие рабочие, а также крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и т. д.

7. Нижний слой низшего класса: самые бедные и отверженные члены об­щества.

8. Паразитические слои: мафиозные группы, грабители и т. д.

Исторические типы стратификации. Стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества. С появлением раннего государства (восточной деспотии) стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации и демократизации стратификация смягчается. В социологии выделяют четыре главных исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, последний тип – открытые. Рабство– исторически первая система социальной стратификации, представляет собой экономическую, социальную и юридическую форму закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две исторические формы рабства: патриархальное рабство, при котором раб обладал всеми права младшего члена семьи; классическое рабство, при котором раб считался собственностью хозяина. Каста– социальная группа, страта, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Индия – классический пример кастового общества, где кастовое положение индивида закреплено индуизмом: рождение в определенной касте зависит от поведения в предшествующей жизни. В индии четыре основные касты: брахманы(священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие, крестьяне). Кроме перечисленных в Индии насчитывается еще около 5 тысяч не основных каст. Особо стоят неприкасаемые, они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию (в 1991 г. численность касты неприкасаемых в Индии равнялась 55,3 миллиона человек).


Сословие– социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной иерархии являлась Европа: высшие сословия (дворянство, духовенство), непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство; сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности сословий определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной, а членство в сословии определялось наследством. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались. Промышленная революция XVIII – XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Ускоренное развитие промышленности привело к выдвижению на активную позицию мелкой буржуазии, т. е. предпринимателей, коммерсантов, купцов и т. д. Крестьянство разорялось и превращалось в наемных индустриальных рабочих – новую социальную страту, которой не было в традиционном обществе. Формировалось индустриальное общество и новая система стратификации – классовая, характеризующая общество открытого типа. Понятие «класс» выражало экономическое положение людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться наверх в зависимости от таланта и трудолюбия. В широком значение, класс – это большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения доходов. Выделяют четыре основных класса: высший, средний, рабочий и низший. Современный средний класс является историческим преемником третьего и четвертого сословия и появляется лишь в ХХ в. В обществе средний класс выполняет стабилизирующую функцию: чем его численность больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать конфликты, социальные катаклизмы, революции. Средний класс разводит два противоположных полюса (богатых и бедных) и не дает им столкнуться. В средний класс входят две основные категории: собственники материального капитала (мелкая буржуазия, мелкий и средний бизнесмен), и собственники интеллектуального капитала (ученые, инженеры, менеджеры и т. п.). Социальные слои и классы находятся в процессе постоянных изменений, совокупность которых П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т. е. подвижностью слоев и классов. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое. Социальная мобильность реализуется в обществе в различных типах и видах. По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную (перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую на том же стратификационном уровне) и вертикальную (перемещение индивида или группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого). Вертикальная мобильность бывает двух видов: восходящая (социальный подъем из одного слоя в другой, более высокий) и нисходящая (социальное нисхождение в более низкий социальный слой). По скорости протекания стратификационные перемещения бывают медленные и быстрые; по плотности изменений они делятся на индивидуальные и групповые. Само понятие «социальной мобильности» становится важной социальной характеристикой общества. По его критериям можно вводить понятия «открытого» или «закрытого общества», «демократического» или «тоталитарного режима». В рыночных обществах все основные критерии стратификации: доход, престиж, власть, профессия и образование – тесно взаимодействуют друг с дру­гом. Не так обстоит дело в постсоциалистических социальных системах. В ус­ловиях трансформации общества четкость социальных расслоений исчезает, а единственной основой стратификации в наших условиях может, например, выступить профессионально-должностное положение индивидов. Доступ к знаниям и социально значимой информации становится основным ресурсом социальной динамики постиндустриального общества и, следовательно, критерием социальной дифференциации, а также показателем социального положения людей.



Экономический капитал и материальные ресурсы в таком обществе уже не в состоянии быть ключевыми факторами развития, уступая место информации, умноженной на знания и технологии. Следовательно, значимость прежнего классового деления – собственники – несобственники – также снижается, заменяясь социальным разделением на тех, кто владеет информацией, и тех, кто ею не владеет. П. Бурдье в связи с указанными тенденциями разработал концепцию «символического (или культурного) капитала» и «культурной индентичности», в которой классовая иерархия заменяется статусной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и образовательным потенциалом социальных групп. В переходный период, в условиях кризиса нарушается взаимосвязь компонентов стратификационного процесса, а основным критерием стратификации в обществе становится масштаб присвоения собственности. В тоже время в постсоветстком обществе существенно расширяется сеть критериев стратификационной динамики: наряду с действующими экономическими, политическими, социокультурными факторами появляются факторы «теневые» (нелегальный бизнес, преступность) и маргинализационные.

43. Социальные нормы и отклоняющееся поведение их взаимосвязь. Социальный контроль и самоконтроль.

Взаимодействуя друг с другом, отдельные индивиды и социальные группы вступают в отношения, которые принято называть общественными. Для урегулирования этих отношений общество вырабатывает определенные правила или нормы. Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения в обществе, являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, с развитием общества, являясь в той или иной мере обязательными для исполнения. Они определяют взаимные обязательства членов общества. Существует ряд классификаций социальных норм. Социальные нормы подразделяются: по способу установления; по средствам охраны; по возникновению и реализации, по содержанию. Наиболее значимо разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному признаку выделяют пять разновидностей социальных норм: 1) нормы обычаев, 2) нормы морали, 3) корпоративные нормы, 4) религиозные нормы и 5) правовые нормы. Нормы обычаев входят в привычку в результате их многократного повторения. Разновидностью обычаев считаются традиции, выражающие стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, формы поведения. Другая разновидность обычаев – ритуалы, регламентирующие поведение людей в быту, в семье, в сфере религии. Нормы морали – это
правила поведения, отражающие представления людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и дурном. Их реализация обеспечивается силой общественного мнения и убеждениями самих людей. Корпоративные нормы устанавливаются общественными организациями, социальными группами: болельщиками, рыболовами, фирмами, партиями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций. Под религиозными нормами понимают правила поведения, содержащиеся в священных книгах или установленные церковью, обеспечивающиеся внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви. Религиозные нормы распространяются только на верующих данной конфессии и необязательны для других людей. Правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, уставленные или санкционированные государством, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

С развитием общества социальные нормы постепенно усложнялись. Ученые полагают, что первым видом социальных норм являлись запреты, табу, возникшие еще в первобытном обществе. Тогда же появились ритуалы с их строго заданной формой исполнения. Ритуалами сопровождалось большинство событий в жизни первобытных людей: проводы на охоту или войну, вступление в должность вождя, преподнесения даров богам. Позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды, имевшие символическое значение. В отличие от ритуалов они преследовали цели воздействия на психику человека. Проявлением более высокой ступени развития человечества стали обычаи, регулировавшие практически все стороны жизни первобытного общества. В эпоху первобытности возникли и религиозные нормы. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет-фетиш. Затем человек стал поклоняться животному или растению – тотему, видя в нем своего предка и защитника. Тотемизм сменился анимизмом, т.е. верой в духов, душу и всеобщую одухотворенность природы. Со временем среди сверхъестественных существ люди выделили наиболее важных – богов. Так появились первые политеистические, а затем и монотеистические религии. Время возникновения морали определить невозможно, поскольку она является целостной системой и выражает определенную степень зрелости человека и человеческого общества. Очевидно, формирование моральных норм шло параллельно развитию других социальных регуляторов. С возникновением государства появляются первые нормы права. Последними по времени стали корпоративные нормы. Все социальные нормы имеют общие черты: это правила поведения общего характера; они рассчитаны на многократное применение; они действуют непрерывно во времени; они распространяются на неопределенный круг лиц; они имеют определенный порядок реализации, т.е. обладают признаком процедурности; каждый вид социальных норм имеет определенный механизм реализации предписаний, т.е. обладает признаком санкционированности.


Общество в той или иной форме следит за соблюдением социальных норм, осуществляя социальный контроль. За соблюдением обычаев, традиций, норм морали следит само общество. Например, контролируя поведение сына, мать действует на основе существующих социальных норм и тем самым осуществляет первичный социальный контроль. Соблюдение правовых норм контролируется государством. Соблюдение либо нарушение социальных норм предполагает соответствующие санкции в виде поощрений или наказаний. Под социальной санкцией понимается реакция общества, социальной группы или государства на поведение индивида в общественно значимой ситуации. Санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими); формальными (официальными) и неформальными (неофициальными). Так, награждение грамотой является формальной позитивной санкцией, а презрение товарищей – неформальной негативной.

Социологи определяют отклоняющееся (девиантное) поведение как форму дезорганизации поведения индивида в группе или определенной категории лиц в обществе, проявляющееся в несоответствии общественным ожиданиям и требованиям; отступающее от общепринятых социальных норм. Различают положительное (позитивное) и отрицательное (негативное) девиантное поведение. Если последствия необычного поведения можно оценить положительно (обливание холодной водой), оно является позитивным и наоборот. Исходя из целей и направленности девиантного поведения, выделяют деструктивный (наносящий вред самой личности – алкоголизм, наркомания) и асоциальный (наносящий вред обществу – нарушение правил дорожного движения) типы. Поведение, противоположное отклоняющемуся, называют конформистским или нормативным, соответствующим социальным нормам. В узком смысле под девиантным поведением подразумеваются отклонения, не влекущие за собой уголовного наказания, т.е. не являющиеся противоправными. Основные формы девиантного (неодобряемого) поведения: уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройство, самоубийство. Выделяют несколько разновидностей отклонений: 1) культурные и психические; 2) индивидуальные и групповые; 3) первичные (совершенные разово шалости, ошибки, эксцентрические выходки) и вторичные; 4) культурно одобряемые и культурно осуждаемые. К типам девиантного поведения относят: конформность – соответствие культурным целям и средствам; инновацию – согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание традиционных средств их достижения; ритуализм – отрицание целей данной культуры с одновременным принятием и использованием традиционных средств их достижения; ретретизм – одновременное отрицание одобряемых обществом целей и средств их достижения; мятеж, бунт – стремление заменить старые цели и средства, отчуждение от господствующих целей и стандартов, замена их новыми. К причинам девиантного поведения относят физические и психические отклонения, недостатки воспитания, социальные конфликты, наследственность. Поведение, связанное с нарушением норм права, в социологии называется делинквентным, т.е. преступным поведением. Преступлением называют посягающее на правопорядок общественно опасное виновное деяние, предусмотренное уголовным законодательством. Для защиты своих интересов общество использует различные средства социального контроля. Социальный контроль – особый механизм поддержания общественного порядка, включающий два основных элемента (средства контроля) – нормы и санкции. Социальный контроль осуществляется государством, а также любой социальной группой путем группового общественного давления, принуждения, а также через социализацию. Социальный контроль через групповое давление осуществляется посредством осуждения отдельных членов группы, поведение, внешний вид или взгляды которых не соответствуют установленным в данной группе стандартам. Диапазон санкций при этом варьируется от замечаний до изгнания из группы. Групповое давление осуществляется еще и в зависимости от характеристик и статуса индивидуума, от характеристик группы. Социальный контроль через принуждение осуществляется формально (путем установления законов и наказаний), а также путем неформального группового контроля. Социальный контроль путем социализации осуществляется как бессознательное выполнение индивидом своей привычной роли. Выделяют следующие группы социальных санкций: 1) формальные позитивные (публичное одобрение со стороны официальных организаций); 2) неформальные позитивные (дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, слава, почёт, уважение); 3) формальные негативные (наказания, предусмотренные законами, правительственными указами, административными инструкциями); 4) неформальные негативные (замечание, насмешка, порицание). Важным средством контроля является самоконтроль, т.е. управление своим поведением в условиях влияния социального окружения или собственных биологических механизмов – влечений, эмоциональных порывов, зависимостей. С понятием самоконтроля связано понятие совести.