Файл: Аппарат государственной власти ( Понятие государственного аппарата).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
§1. Понятие государственного аппарата
§2. Структура государственного аппарата
§3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
II. Социалистический государственный аппарат
§1. Понятие социалистического государственного аппарата
§2. Принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата
III. Бюрократия и бюрократизм в аппарате государства
§1.Бюрократия как неотъемлемый элемент современных организаций
Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о том каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно и их носители – государственные органы. Отсюда возникает вопрос: должны ли они быть равны между собой или наоборот должна существовать их определенная соподчиненность, субординация?
Высказывается точка зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители должны находится в одинаковом положении, держать баланс относительно друг друга и иметь независимость. В странах с тоталитарным и авторитарным режимом усиленно насаждается идея о том, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители, должны быть доминантой в системе государственной власти.
Однако, как показывает исторический опыт, реализация подобной концепции приводит не в демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политика и идеология фашисткой Германии, Италии и ряда иных стран.
Демократия же имеет иной подход к решению данной проблемы взаимодействия государственных органов и их носителей, и несёт идею, что на первый план выступает народ, который является инициатором идеологии и политической повестки государства.
Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщее признание. Политическая практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в. английским философов материалистом Дж. Локком.
Итак, что же собой представляет каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему – государственный аппарат?
- Основным значением органов законодательной власти (представительных органов) является законотворческая деятельность. В демократических государствах она занимает центральное место в структуре государственного аппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Главной их функцией является рассмотрение и принятие, либо же отклонение предлагаемых законов.
Сосредотачивая в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам, делегирует им свои полномочия. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.
Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы, они называются по-разному, но цель и назначение таких органов схожи: осуществление государственной власти и управление на местах.
- Система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах те решения, которые были приняты правительством. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в различных нормативно-правовых актах. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что он принимают меры и организуют пути издания своих собственных распоряжений, контролируют выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Свою деятельность исполнительные органы государственной власти осуществляют на основе законов и во исполнение законов.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их эффективной работы оперативной самостоятельностью. На них возлагаются ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.
В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности, органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся - органы государственного управления, чья деятельность распространяется на всю территорию страны, либо государств – субъектов федерации. Это – правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или Советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные, находящиеся при Советах министров ведомства.
К местным органам государственного управления относятся органы, деятельность которые ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, города т.д.). В их число входят исполнительные комитеты местных органов власти, муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции.
Органы общей компетенции - например, Советы министров, исполкомы объединяют и направляют работу по руководству всеми отраслями или большинством отраслей государственного управления.
Органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции (министерства, различные государственные комитеты, отделы исполкомов, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.
Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил.
- Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.
Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляются в конституциях и обычных законах ряда современных государств.
Статус носителя одной из трех – судебной – властей обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном механизме наряду с другими органами.
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся конституционно во всех государствах, именующих себя демократическими. Они так же имеют множество общих социальных функций, а так же общее содержание деятельности, конституционные принципы их организации и функционирования. Так, например, в конституционных актах подавляющее большинство современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах установленной юрисдикции, вопросов.
- Значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор строгим и повсеместным исполнением закона, как органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, не делая различий между ними.
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях, сводах законов, а так же различных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. Согласно Конституции Российской Федерации, определяющей структуру, порядок формирования и принципы деятельности прокуратуры, «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом»[4].
§3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного аппарата. Принципы организации и деятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственного механизма. Одни из них, касающиеся в основном деятельности государственных аппаратов многих стран, приживались и развивались. Другие, относящиеся чаще всего к процессу организации и деятельности государственных аппаратов отдельных стран, по мере происходящих изменений отпадали.
Так, например, совсем до недавнего времени, а именно – до распада СССР в советской политико-юридической теории и практике в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства; подчинение аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами общества и государства, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма; гласности; социалистической законности; интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей; научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.
Однако после распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали. Вместо них официально стали декларироваться другие, отвечающие новым экономическим и социально-политическим условиям жизни общества.
Вместе с тем независимо от особенностей отдельных государств и происходящих в низ изменений в организации и деятельности государственных аппаратов разных стран имеются общие принципы. Это не означает, разумеется, что они всегда не только формально провозглашаются, но и полностью реализуются. Трудно назвать государство, в котором бы все или хотя бы основные принципы организации и деятельности государственного аппарата не только декларировались теоретически, но и полностью реализовались бы практически. Однако, тем не менее, общие принципы, а точнее – общие требования, предъявляемые к процессу организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, существуют и в той или иной мере реализуются.
Среди такого рода принципов следует назвать:
- принцип приоритета прав человека;
- принцип законности и конституционности;
- принцип соблюдения высоких этических требований членами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльности;
- принцип гласности, обеспечивающий информационность населения о происходящих государственно-правовых процессах.
Данные и другие им подобные принципы находят свое законодательное закрепление в конституционных актах и в специальных законах.
Одним из таких принципов является принцип законности и конституционности организации и деятельности государственного аппарата. Следует заметить, что, обладая не только юридическим, но и политическим характером, законность и конституционность выступают как основной метод функционирования различных государственных органов и организаций. Применительно к деятельности государственного аппарата разных стран законность и конституционность означают осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей конституцией, обычными законами и подзаконными актами, согласно установленной в законодательном порядке компетенции.
Принцип законности и конституционности означает также обеспечение строгого и неуклонного исполнения подчиненными им органами, организациями и учреждениями действующих нормативно-правовых актов, борьбы с коррупцией, а также со всякого рода нарушениями прав и свобод граждан, общественных организаций, трудовых коллективов.
Следует заметить, что законности и конституционности как явления и понятия вне связи с конкретным обществом и государством не существует. Это абстракция. Законность и конституционность всегда соотносятся с определенными типами государства и права, с определенным характером и уровнем развития общества.