Файл: Аппарат государственной власти ( Понятие государственного аппарата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В середине 80-х годов XX  века  Россия  вступила в период реформ,  которые коснулись всех сфер жизни общества. Стремительно развивались изменения во многих принципах жизни общества, появлялись уникальные идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, был сформирован совершенно новый тип государственного механизма (аппарата). Принципиально важное большинство государственных органов стало состоять из профессионалов или же обслуживаться ими. Прежде всего это коснулось органов исполнительной власти (администрации государства) - правительства, министерства, департаменты, представительства центральной администрации на местах и т.п.   Далее сюда относятся органы судебной власти с примыкающими к ним следственными органами, «силовые» государственные учреждения, а также обслуживающие учреждения представительных органов. Всё это, в совокупности, и составляет государственный аппарат, являющийся наиболее важной составляющей всего механизма, который мы называем государством. Служащие могут меняться, чиновники приходят и уходят, а отлаженная система государственной власти остаётся, осуществляя все жизненно важные функции.

Курсовая работа крайне актуальна в настоящий момент, так как современный государственный аппарат Российской Федерации проходит стадию развития и совершенствования.

Основная тематика курсовой работы - построение аппарата государства.

Таким образом, в первой главе своей курсовой работы, я хочу рассмотреть основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Вторая глава будет освещать вопросы, которые связаны с понятием, организацией и деятельностью социалистического государственного аппарата власти.

I. Государственный аппарат

§1. Понятие государственного аппарата

Определение «государственный аппарат» зачастую используется в двух смыслах - широком, который обозначает совокупность всех государственных органов, что полностью соответствует определению механизма государства, второй же, более узкий смысл этого выражения подразумевает собственно аппарат государственного управления.

Государственный аппарат - это совокупность исполнительно-распорядительных, управленческих органов. Именно к данному понятию в науке административного права применяется термин «государственный аппарат». Важнейшим составным элементом любого государства является государственный аппарат, так как с его помощью осуществляется управление государственными, а также общественными делами. По мере развития это «управление», а с ним и государственный аппарат непрерывно развиваются, совершенствуются и усложняются.


Бурного развития процесс развития достиг уже в последние столетия. Как отмечалось в дореволюционной литературе (1917 г.), - государственная деятельность началась с заурядного и примитивного царизма, со временем развиваясь до большого количества различных форм, например судебной, административной, законодательной, полицейской, финансовой, фискальной, и культурной деятельности, и этого не могли предположить даже величайшие политические мыслители древности (1). Еще не так давно категории, которые считались вполне достаточными, в точности такие как законодательство, суд и управление, сегодня не в состоянии выполнять всю необходимую деятельность государства. Система управления теперь имеет множество разделений на отрасли. Среди них выделяются: общественная безопасность, общественное благосостояние, торговля, пути авиа и железнодорожного сообщения, почта и телеграф, общественные работы, медицина, образование, культура, профсоюзы и прочее.

В основе построения и функционирования государственного аппарата любой страны лежат объективные и субъективные факторы. Они определяют ключевые особенности его внутреннего строения, направленности, структуры, форм и методов деятельности. Данные факторы в значительной мере способствуют соединению различных составных звеньев в единую систему государственного аппарата.

Аппарат любого государства – это четко организованная, строго упорядоченная единая система отдельных органов. В число факторов, которые оказывают решающее воздействие на функционирование и непрерывное развитие государственного аппарата как целостной и единой системы, входят:

1) Общность основы экономики различных государственных органов и организаций;

2) Система хозяйства и различные формы собственности на средства производства;

3) Единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений;

4) Наличие единой официальной идеологии в некоторых странах;

5) Морально-политическое и идейное единство различных частей общества;

6) Наличие общих принципов построения и функционирования государственных органов – составных частей государственного аппарата;

7) Общность конечных целей и задач, стоящих перед государственными органами и организациями.

К факторам, которые во многом определяют функционирование государственного аппарата как единой системы, также следует отнести те факторы, которые связаны с обеспечением всех звеньев государственного аппарата едиными организационными, финансовыми и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.


Понятие государственного аппарата емкое и многогранное. Его нельзя отождествлять с другими, связанными с ним, но неравнозначными по своему логическому объему и содержанию понятиями. А именно такими недопустимыми понятиями как понятия системы диктатуры класса и политической системы общества.

В соотношении с «государственным аппаратом», данные понятия так или иначе не идентичны ему. Так, если понятием системы диктатуры класса и понятием политической системы общества затрагивается весь комплекс различных по своему характеру государственных и негосударственных органов и организаций, которые принимают участие в политической жизни страны и в осуществлении государственной власти, то понятие «государственный аппарат» включает в себя только систему государственных органов. Таким образом, понятия системы диктатуры класса и политической системы общества являются наиболее широкими, нежели понятие государственного аппарата.

В научной литературе также зачастую затрагивается вопрос о соотношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, материальных средств государственной власти, вооруженных сил, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов.

Поэтому понятия «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как схожие понятия. Государственный механизм зачастую именуется государственным аппаратом в широком смысле слова в то время как система государственных органов – аппаратом в узком смысле слова.

Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. В научной и справочной литературе они понимаются неодинаково. Например, в одних случаях под государственными органами понимается «учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (здравоохранения, образования и т. д.)»[1]. В других случаях государственный орган рассматривается как «составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое»[2]. В третьих же случаях государственный орган трактуется как «определенным образом организованная группа людей, действующая в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвующая в реализации определенных государственных функциях»[3].


Имеются и другие, в той или иной мере отличающиеся друг от друга, определения понятия государственных органов. Однако не в них сейчас дело. Они отражают различные взгляды и подходы к одному и тому же явлению, именуемому государственным органом, и, несомненно, имеют полное право на свое существование.

Важно отметить другое. А именно, что государственные органы, независимо от их понимания и толкования, заполняют собой все содержание и формируют всю структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, - от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависят уровень развития и эффективность действий государственного аппарата.

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида деятельности. Каждое такое звено наделено соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных, являются следующие:

  1. формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства;
  2. выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;
  3. наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных: организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также – порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;
  4. наделение государственных органов полномочиями необходимыми для решения задач, соответствующих этим подразделениям.

Наличие последних является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками они позволяют провести достаточно четкое различие между государственными организациями (предприятиями и учреждениями) с одной стороны, а также негосударственными органами и организациями – с другой.


Практическое выражение государственно-властные полномочия находят в издании государственными органами от имени государства юридических нормативно-правовых актов, в осуществлении ими наблюдения за обязательным исполнением требований, которые содержатся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения наказаний, либо же убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях – также мер уголовного и административного принуждения.

Будучи отдельными частями одного и того же государственного аппарата, органы власти и контроля любого государства отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций.

§2. Структура государственного аппарата

Структура государственного аппарата выражает его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда выражается во взаимосвязи органов по функциональному и территориальному признаку, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда отдельных элементов. В качестве последних выступают однородные по своим функциями, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы.

Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие элементы: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов внутренних дел. Каждая из первых трех  названных систем является носителем соответствующей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.

В научных кругах зачастую говорят и пишут о, так называемой, четвертой ветви власти – средствах массовой информации. Однако это – образное выражение. Средства массовой информации не являются носителями какой-либо официальной власти. Так их называют в обществе в силу того, что оказывают мощное, зачастую решающее влияние на массы людей. Средства массовой информации нередко играют крайне важную роль в формировании общественного мнения, в создании как положительного, так и отрицательного портрета правящей элиты или отдельных лиц.