Файл: Аппарат государственной власти ( Понятие государственного аппарата).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
§1. Понятие государственного аппарата
§2. Структура государственного аппарата
§3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
II. Социалистический государственный аппарат
§1. Понятие социалистического государственного аппарата
§2. Принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата
III. Бюрократия и бюрократизм в аппарате государства
§1.Бюрократия как неотъемлемый элемент современных организаций
Принцип интернационализма выражается также в том, что в органах власти есть представители всех национальностей, живущих на территории Советского Союза.
Социалистическая законность. Принцип, разработанный В. И. Лениным. Он обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение исполнение и применение законов и основанных на них прочих юридических актов всеми гражданами СССР, включая должностные лица.
Постоянное упрочнение данного принципа крайне важно для общего развития социалистического государства, это условие необходимо для комфортной жизни граждан и удовлетворения их запросов, а так же для решения задачи по развитию общества в социалистическом и коммунистическом режиме.
Рассматриваемый принцип организации и деятельности социалистического государственного аппарата является конституционным принципом. Он закреплен в ст. 4 Конституции СССР. В соответствии с этой конституционной нормой все органы государства обязаны в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать, исполнять и применять законы; обеспечивать исполнение законов подчиненным им предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами; требовать от граждан исполнения возложенных на них Конституцией и другими законами обязанностей перед обществом и государством; вести последовательную борьбу с теми, кто совершает преступления и иные правонарушения.
Этот же принцип крайне важен для органов внутренних дел и других правоохранительных органов.
Охраняя общественный порядок, социалистическую собственность, имущество, жизнь, здоровье, права и свободы граждан, органы внутренних дел должны быть образцом строгого проведения во всей своей деятельности принципа социалистической законности.
III. Бюрократия и бюрократизм в аппарате государства
§1.Бюрократия как неотъемлемый элемент современных организаций
В настоящее время во всех развитых странах государственный аппарат во главе с правительством - это огромная разветвленная система разных органов, министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями, разного рода систем специализированных комитетов и комиссий и многих других систем. В настоящее время по существующим данным, в государственном аппарате индустриально развитых стран занято до 8 % самодеятельного населения.
Огромная административная организация, созданная для решения сложных проблем современной жизни, постепенно становиться автономной по отношению к законодательным и судебным ветвям власти. Нередко она самостоятельно формулирует и осуществляет политический курс в тех или иных сферах жизни. Хотя юридически правительство считается высшим органом управления, оно одновременно приобрело статус и функции воле формирующего политического института. В соответствии с ныне действующими во многих странах конституционными нормами правительство имеет широкие полномочия для вынесения важнейших политических решений, оно вторгается в сферу законодательства, разрабатывая и формулируя многие законопроекты, которые затем утверждаются парламентом. В результате всего этого начало возникать совершенно новое образование - современное бюрократическое государство.
Слово "бюрократия" используется не в одном значении, а в нескольких. Зачатую многие воспринимают его в негативном смысле, подразумевая в виду волокиту, канцелярщину, формализм чиновников. Но вопреки всему бюрократия превратилась в неотъемлемый элемент современных организаций, а также всех политических систем.
Немецкий ученый - социолог М. Вебер рассматривал бюрократию как систему административного управления, характеризующуюся следующими признаками: иерархия соподчиненности и ответственности; безличность, т.е. выполнение функций согласно четко фиксированным правилам; постоянство, в соответствии, с которым работа выполняется в течение полного рабочего дня на постоянной основе при гарантии должностного места и продвижения по службе; профессионализм. Зарождение и утверждение современного государства на Западе М. Вебер связывал с формированием бюрократического аппарата. Зависимость государства от бюрократии увеличивается по мере его разрастания. Государство, бюрократия и капитализм развивались в тесной взаимной зависимости. Именно с помощью бюрократического аппарата, как считал Вебер, были преодолены негативные последствия сословного порядка и передачи феодальной власти по наследству.
Один из атрибутов бюрократического аппарата - класс чиновников, оплачиваемый из государственной казны. Содержание огромной армии чиновников, идентифицируемых со своими функциями, что в свою очередь снимает вопрос об их социальном происхождении, возможно только в условиях современной "денежной" экономики.
Особенность государственно-административного аппарата состоит в том, что он носит постоянный характер. В отличие от высших органов государственной власти, которые находятся в прямой зависимости от результатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламентах, государственный аппарат не зависит от колебаний и перестановок на вершине государственной машины. Являясь инструментом осуществления непосредственных властных функций, армия чиновников и служащих государственного аппарата продолжает делать свое дело независимо от правительственных кризисов, роспуска парламента, досрочных выборов и т.д.
В отличие от глав правительств, министров и администраторов высшего звена, которые, как правило, приходят и уходят, основная масса чиновничества представляет собой стабильный контингент лиц, составляющих костяк системы государственного административного управления. Рядовой гражданин обычно имеет дело не с правительством и парламентом, а с этой громоздкой и разветвленной машиной. Поэтому неудивительно, что чиновничество стало могучей и влиятельной силой, подчас независимой от подлежащих периодической смене правительства и выборных органов власти.
Чиновник в процессе выполнения своих обязанностей накапливает большой объем конкретной информации, что еще более усиливает его влияние и позиции. Этому же способствуют так называемые кодексы бюрократии, согласно которым важнейшие сферы ее деятельности изъяты из-под контроля общественности. Формально рядовые граждане вправе оспаривать действия бюрократии. В определенной степени влияние и вес бюрократии можно ограничить с помощью выборных представительных органов. Но под прикрытием конфиденциальности и секретности бюрократия способна противодействовать попыткам выборных органов получить нужную информацию.
Для преодоления этих негативных явлений используются демократические методы и стиль работы, понимаемые не как абстрактная идея, а как целая система специально разработанных и реально действующих мер и механизмов, призванных обуздать, сдержать бюрократизацию. Таким корректирующим средством служит принцип «разделения властей», предполагающий создание системы взаимных «сдержек и противовесов». Эффективны такие меры, как замещение должностных постов по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, лишение государственных служащих права участвовать в коммерческой деятельности, но одновременно установление для них высокого уровня заработной платы, обеспечивающего их заинтересованность в честной службе. Управленческий аппарат должен быть инструментом органов власти, избранных и контролируемых народом. Деятельность государственного аппарата должна осуществляться на основе принципа законности, предполагающего строгое, точное и неукоснительное соблюдение законов.
Заключение
Подытожить проведенное мной исследование по устройству государственного аппарата, можно с помощью следующего вывода:
Механизм государства представляет собой сложную систему органов, учреждений и практик, посредством которых обеспечивается исполнение внешних и внутренних функций государства. Система эта находится в постоянном развитии как целиком, так и каждой частью в отдельности.
Это развитие обуславливается конкретным историческим периодом, с соответствующими критериями, такими как форма правления, экономические и социальные условия, национальные особенности, культуры и традиции.
Одной из главных задач создания конституции, является стремление к усовершенствованию механизма государства, его функциональности, а так же создание правовой базы, работающей для всех граждан и равноценную ответственность перед законом всех граждан государства. Это достигается путем разделения власти как горизонтально, так и вертикально. Таким образом все системы работают согласованно, но независимо, они имеют разные сферы регулирования и контроля и охватывают все стороны жизни общества, что и является целью государственного аппарата.
Этот вопрос не теряет актуальности и в настоящее время, так как государственное усовершенствование происходит постоянно, мир находится в движении и развитии, за счет чего меняются многие факторы существования и старые механизмы перестают работать. Это естественный процесс эволюции, который затрагивает все сферы жизни общества, в том числе и политические.
Именно поэтому так важно узнавать мировые опыты прежних демократий, нестареющие труды мыслителей, философов, теоретиков и политологов.
Конечно, даже в Конституции СССР есть положения, которые всегда были и будут актуальны, например: разделение власти, местное самоуправление, права человека и т. д.
Если же говорить именно об организации и деятельности государственного аппарата, то они осуществляются за счет основных принципов, в начале которых лежат такие вещи как идеология, которая и определяет какие пути будут избраны. Это проявляется в деятельности государства в целом и в его отдельных частях, соответственно. Большая часть этих принципов закреплено в Конституции страны, в её законах, нормах и актах, где они могут быть дополнены, когда этого требуют обстоятельства.
Так же можно сделать вывод, что бюрократия и бюрократизм являются неотъемлемой частью государственного управления, не всегда негативно на него влияющая. Она существует за счет разветвления органов власти, но можно сказать, что скоро и она будет работать более функционально, за счет развития Интернета и цифровых технологий, которые значительно упрощают процесс передачи данных. На данный момент это коснулось уже многих систем, например образовательной и медицинской. Таким образом, бюрократия скоро перестанет быть стопором в современных организациях и политических системах, что происходило ранее из-за большого количества информации, накапливаемой каждым ведомством в отдельности и государственными органами в целом.