Файл: Аппарат государственной власти ( Понятие государственного аппарата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из этого, в отечественной и зарубежной научной литературе законность и конституционность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государства и права.

Несмотря на то, что социалистический («коммунистический») тип государства и права практически не состоялся, в юридической и, отчасти, политологической литературе вопросы (социалистической) законности и конституционности получили, пожалуй, наиболее обстоятельное теоретическое обоснование.

Основу любой законности и конституционности составляют конституции различных государств, а также законы, принятые в их развитии. Наличие четкого, хорошо развитого, отвечающего непрерывно изменяющимся и все более возрастающим требованиям практичес54ой жизни законодательства является принципиально важным и необходимым условием последовательного укрепления законности и конституционности в деятельности как отдельных государственных органов, так и всего государственного механизма в целом.

Строгое и неуклонное соблюдение законности и конституционности должно быть непременным требованием, принципом деятельности не только государственных, но и негосударственных органов, учреждений и организаций. Конституция Россия, равно как и конституции других государств, закрепляет положение, согласно которому все государственные органы, государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать конституцию и все изданные на ее основе и в ее развитие законы. Все партийные органы и организации, равно как и все политические и общественные движения также обязаны действовать в рамках конституции и других законов.

В числе важнейших принципов организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, наряду с принципами-требованиями оптимальности их построения, эффективности функционирования, политической лояльности, законности и конституционности, огромное значение имеют принципы-требования, касающиеся высокого профессионализма государственных служащих разных рангов, а также соблюдения ими соответствующих этических норм.

Проблемы профессионализма и этики государственных служащих практически всегда стояли и стоят на повестке дня с момента образования любого государства. Они всегда остаются весьма острыми проблемами. Вокруг них постоянно велись жаркие, нескончаемые споры.

Одна из причин этого состоит в том, что от профессионального и этического уровней чиновников, особенно высших рангов, во многом зависит характер деятельности, стиль и уровень эффективности самого государственного аппарата, состояние дел в обществе и государстве. Вполне понятно поэтому, что чиновничество всегда находилось под критическим оком широких слоев населения.


Другая причина подобных споров состоит в том, что нигде в мире и никогда чиновничество вполне сознательно и добровольно не признавало свое профессиональное или этическое несовершенство. Естественно, что самый благоприятный для себя образ оно пытается создавать и у «опекаемого» им населения. И, кстати, как было подмечено исследователями разных стран, далеко не всегда безуспешно.

Подбор и расстановка в структуре государственного аппарата безупречных в профессиональном и этическом плане государственных служащих с неизбежностью предполагает выработку и применение в процессе отбора соответствующих средств и критериев. В их числе – анкетирование, собеседование, прохождение определенных тестов и сдача экзаменов, проверка на лояльность правящему режиму к некоторых страна (в США, например) с помощью «детектора лжи», определение и соблюдение разнообразных – политических, идеологических, медицинских (состояния здоровья) и иных требований – критериев, соответствие которым является обязательным для занятий той или иной государственной должности.

От того, как, каким образом, в соответствии с какими требованиями-критериями производится отбор соискателей на ту или иную государственную должность, в дальнейшем зависит эффективность их работы, коэффициент их полезности для государства и общества.

Один из принципов-требований гласит, что государственную службу следует рассматривать как такую сферу деятельности, из которой исключаются «какие бы то ни были личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению» государственными чиновниками служебного долга.

Государственные служащие «не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого же рода информации в личных целях».

Дальновидность выработки и введения в действие такого рода принципов-требований в конечном счете заключается в том, чтобы в максимальной степени «приблизить» государственный аппарат к обществу, сократить неизбежный для любой страны разрыв между ними, представить «среднему американцу» любого, даже самого высокого ранга администратора не иначе «как своего парня», близкого ему человека.

II. Социалистический государственный аппарат


§1. Понятие социалистического государственного аппарата

Когда произошла социалистическая революция, рабочий класс, вместе с объединенными вокруг него широкими массами, которые трудились под руководством марксистско-ленинской партии, разрушили буржуазную машину государственного управления и создали новый государственный аппарат. Это, как уже было отмечено ранее, являлось одной из закономерностей возникновения социалистического государства.

Социалистический государственный аппарат представляет собой объединенную систему взаимосвязанных органов управления, созданных для решения задачи строительства социалистического и коммунистического строя.

Социалистический государственный аппарат — это принципиально новый тип аппарата государственного управления. Он имеет кардинальные различия с прочими эксплуататорскими режимами, прежде всего в том, что создается рабочим классом, служит его интересам и привлекает к своей деятельности широкие массы пролетариата. Основная направленность его деятельности — созидание и развитие таких областей жизни как: народное хозяйство и культура, наука и образование, а так же решение других задач, направленных на улучшение жизни населения. Социальный государственный аппарат отличается от всех прочих режимов тем, что не используется как средство классового подавления, не противостоит обществу, а направлен на удовлетворение их запросов.

Лидер социалистической партии, В. И. Ленин, придавал огромное значение созданию и усовершенствованию государственного аппарата. Идеи и пожелания Ленина получили воплощение в его трудах и написанных или тщательно отредактированных им законопроектах, в которых, по существу, изложены правовые основы управления в условиях диктатуры пролетариата.
Он хотел создать совершенную и четко действующую государственную машину, в чем видел суть социалистического государственного аппарата. Это совершенствование всегда находилось в центре внимания партии и правительства.

При определении пути дальнейшего развития государственного аппарата, КПСС указывала на обязательность неукоснительного соблюдения принципов подотчетности всех работников государственных органов, а так же расширения права выбора и развития конкурсной системы замещения должностей; последовательного осуществления коллегиальности в работе каждого звена государственного аппарата, и персональной ответственности для каждого руководителя.


§2. Принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата

Принципами организации и деятельности социалистического государственного аппарата называются соответствующие имеющийся реальности основополагающие принципы, которые определяют его развития, деятельность и функции. Эти принципы имеют под собой объективные понятия, которые заложены в самой сути социалистического строя. Они так же имеют юридическое закрепление в Конституции и прочих законодательных актах.

В принципах социалистического государственного аппарата отчетливо можно увидеть четкие проявления его сути и коренные отличия от прочих аппаратов эксплуататорских государств..

В основе организации и деятельности социалистического государственного аппарата лежат следующие принципы:

1. Стремление к полной вовлеченности всех граждан в управление государством.

Участие граждан СССР в политической жизни и деятельности органов власти, право в принятии и корректировки законов и решений федерального и местного значения закреплено в Конституции СССР. Это право так же обеспечивает гражданам возможность избирать и быть избранными в Советы народных депутатов, либо же в иные выборные органы государственной власти; возможность принимать участие в обсуждениях и голосованиях, как местного, так и федерального значения, а так же дает возможность контролировать работу государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, а так же в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Каждый гражданин СССР получает право вносить в государственные органы и общественные организации предложения по улучшению их деятельности и критиковать недостатки в работе имеющихся систем и учреждений.

Один из ключевых моментов рассматриваемого принципа — сознательное участие граждан в борьбе и предотвращении правонарушений. Формы участия могут быть самыми разными — это и добровольные народные дружины для охраны общественного порядка, и товарищеские суды, и общественные пункты охраны правопорядка по месту жительства, и бдительность и оперативное реагирование на информацию о правонарушениях и т.д.


2. Демократический централизм. Основной смысл этого конституционного принципа заключается в том, что при организации и деятельности социалистического государственного аппарата находят органичную взаимосвязь два истока: государственное руководство обществом из единого центра и широкая инициатива местных органов власти и управления .

Демократический централизм обеспечивает демократический алгоритм образования и функционирования государственного аппарата; участие рабочего класса в контроле за деятельностью государственных органов; ответственность нижестоящих органов перед вышестоящими; обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих; сочетание централизованного государственного руководства с самостоятельностью и инициативностью местных органов управления; контроль вышестоящих органов за исполнением принятых решений нижестоящими органами; строгую дисциплину в деятельности всех органов всех органов власти.

Важной формой проявления принципа демократического централизма является «двойное» подчинение исполнительно-распорядительных органов: каждый из этих органов подчиняется (по вертикали) вышестоящему органу управления и одновременно (по горизонтали) – образовавшему его представительному органу власти. Демократический централизм выражается также в сочетании в работе органов государства коллегиальности и единоначалия.

Принцип демократического централизма в организации и деятельности органов внутренних дел имеет разные формы правления. Прежде всего, он означает наличие централизованной союзно-республиканской системы, объединяющей Министерство внутренних дел СССР, министерства внутренних дел союзных и автономных республик и местные органы внутренних дел. Такая централизация необходима потому что охрана правопорядка, борьба с преступностью и другими правонарушениями, представляют собой общенародную задачу, решаемую повседневно в масштабах всей страны. Министерство внутренних дел СССР координирует и направляет усилия всех республиканских и местных органов внутренних дел, обеспечивая их взаимодействие и наиболее эффективное использование имеющихся в их распоряжении сил и средств.

Принцип демократического централизма в организации и деятельности органов внутренних дел проявляется и в их подчинении и подконтрольности, как Советам народных депутатов, так и органам государственного управления общей компетенции.

Интернационализм. Данный принцип означает, что в организации и деятельности социалистического государственного аппарата учитываются интересы всего населения страны, независимо от национальности. Принцип интернационализма проявляется уже в самом федеративном устройстве СССР, позволяющим сочетать общее и индивидуальное, интернациональное и национальное; обеспечивать единство интересов каждого из членов союза социалистической республики. С учетом федеративного устройства СССР строится вся система органов Советского государства.