Файл: Методические указания для обучающихся очной формы по индивидуальному и свободному графику по направлениям подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧАЙКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ и СПОРТА»
(ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС»)
Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин
Лаврова Н.Ю.
Задания для самостоятельной работы
по анатомии человека
Методические указания для обучающихся очной формы
по индивидуальному и свободному графику по направлениям подготовки
49.03.01 Физическая культура и 49.03.04 Спорт
Рецензия:
Чайковский, 2022
Ф.И.О. обучающегося
Группа
Дата поступления работы на проверку
Часть 1:
Часть 2:
Сроки представления соблюдены нарушены соблюдены нарушены
Соответствие требованиям к оформлению соответствует не соответствует соответствует не соответствует
Результаты выполнения работы
Количество: замечаний из 70 – баллов из 70 –
За полугодие: %
Количество: замечаний из 50 – баллов из 50 – баллов из 70 –
За полугодие: %
Примечания:
Подпись преподавателя к.б.н., доц. Лаврова Н.Ю.
2
ББК 28.8
Л 13
Рецензент: Синяк Е.Д.,к.б.н., доцент
Печатается по решению учебно-методического совета
ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС»
Протокол № от .03.2022.
Л 13Лаврова Н.Ю. Задания для самостоятельной работы по анатомии человека:
методические указания для обучающихся очной формы по индивидуальному и свободному графику по направлениям подготовки 49.03.01 Физическая культура и 49.03.04 Спорт. –
Чайковский: ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС», 2022. – 28 с.
Методические указания включают в себя письменные задания, которые предназначены для самостоятельной работы обучающихся очной формы по индивидуальному и свободному графику по следующим разделам анатомии человека: системы исполнения, обеспечения и регуляции движений, а также конституциональная, возрастная и спортивная морфология.
Приведенные иллюстрации, схемы и таблицы позволят обучающимся выделить наиболее важные моменты программного материала и подготовиться к экзамену. Прилагается список рекомендуемой литературы.
Данное учебное издание направлено на формирование компетенций в соответствии с учебным планом по направлениям подготовки 49.03.01 Физическая культура и 49.03.04
Спорт.
© Лаврова Н.Ю., 2022.
© ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС», 2022.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Правила оформления работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Раздел 1 Анатомия систем исполнения движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1.1. Остеология и артрология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1.2 Миология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.3 Динамическая морфология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Раздел 2 Анатомия систем обеспечения движений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 2.1 Анатомия внутренних органов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 2.2 Анатомия сердечнососудистой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Раздел 3 Анатомия систем регуляции движений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 3.1 Нервная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 3.2 Сенсорные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25 3.3 Эндокринная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
26
Раздел 4 Конституциональная морфология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Раздел 5 Возрастная морфология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Раздел 6 Спортивная морфология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3
Правила оформления работы
Текст работы распечатывается на бумаге формата А-4, а затем заполняется от руки самим студентом ЛИЧНО.
Перед ответом на вопросы по каждой теме следует изучить соответствующую главу в учебнике и учебно-методическом пособии из списка рекомендуемой литературы. Данные Интернета в качестве источника информации не используются.
Ответы на поставленные вопросы должны быть краткими, точными, написанными грамотно, разборчиво и аккуратно, без зачёркиваний и помарок.
Записи необходимо вести шариковой ручкой со стержнем синего цвета. Ответы, выполненные карандашом или стержнем черного цвета, не оцениваются.
При выполнении подписей к рисункам цифровые обозначения не используются, на обозначаемые структуры необходимо указать стрелкой, рядом с которой написать название структуры.
Стрелки должны быть прямыми и непересекающимися.
Важным этапом работы является анатомический анализ движения из практики избранного вида спорта. Перед выполнением ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ на с. 16-17!
Выполненную работу необходимо выложить на проверку в электронной форме в ЭИОС, на курс Анатомия ФГОС 3++, в папку «Текущий контроль», раздел «Задание для студентов, обучающихся по индивидуальному плану (графику)». Сроки: до 01 декабря 2022 года – первая часть
(страницы 1, 4-19), до 01 мая 2023 года – вторая часть (страницы 1, 20-28).
Для этого работу следует отсканировать в формате PDF или сфотографировать и прикрепить
ОДНИМ ФАЙЛОМ (а не множеством отдельных фотографий) для отправки преподавателю. Первый лист – титульный. Все остальные – в соответствии с порядковыми номерами страниц. Страницы, где нет заданий для выполнения, можно не сканировать. Название файла – Ваша фамилия и номер группы.
Без размещения работы в ЭИОС рейтинговые баллы не начисляются, и обучающийся к экзамену не допускается.
В случае списывания или копирования работы она не оценивается как у представившего её студента, так и у первоначального автора.
Перед экзаменом выполненную на бумажном носителе работу следует закрепить канцелярской скрепкой и передать преподавателю (ауд. 11).
В соответствии с рейтинговой системой дисциплины «Анатомия человека» максимальное количество баллов, которое обучающийся может набрать за полугодие, составляет 100 (в том числе: 70 за выполнение данного письменного задания, 30 – за экзаменационный ответ). Если суммарное количество набранных за полугодие баллов составляет менее 50% от максимума, выставляется оценка
«неудовлетворительно», от 51% до 76% – «удовлетворительно», от 77% до 92% – «хорошо», более 93%
– «отлично».
Автоматическая экзаменационная оценка обучающимся индивидуального или свободного графика не выставляется.
На экзамене обучающиеся должны, используя анатомическую терминологию, производить анализ положений и движений тела; демонстрировать движения звеньев тела вокруг возможных осей вращения; показывать мышцы на муляжах и планшетах; проецировать внутренние органы, мышцы и кости на поверхность своего тела; грамотно пользоваться антропометрическими инструментами при определении конституции и состава массы тела; определять показатели биологического возраста человека по предложенному описанию и рентгенограммам.
Рекомендуемая литература:
1.
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для институтов физической культуры. – М.: Человек, 2018.
2.
Лаврова Н.Ю. Анатомия периферической нервной системы: учебно-методическое пособие. – Чайковский: ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС», 2022.
3.
Лаврова Н.Ю. Анатомия систем обеспечения движений: учебно-методическое пособие. – Чайковский: ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС», 2022.
4.
Лаврова Н.Ю. Анатомия центральной нервной системы: учебно-методическое пособие. – Чайковский: ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС», 2021.
5.
Лаврова Н.Ю. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие. – Чайковский: ФГБОУ ВО «ЧГИФК», 2020.
4
Раздел 1 Анатомия систем исполнения движений
1. 1 Остеология и артрология
2. Подпишите части трубчатой кости:
диафиз;
проксимальный эпифиз;
дистальный эпифиз;
проксимальный метафиз;
дистальный метафиз;
костномозговая полость;
надкостница.
Назовите основную функцию изгибов позвоночника:
1. Укажите отделы скелета человека:
череп;
туловище
(позвоночник и грудная клетка);
пояс верхних конечностей
(лопатки и ключицы);
свободные верхние конечности
(плечо, предплечье, кисть);
пояс нижних конечностей
(таз);
свободные нижние конечности
(бедро, голень, стопа).
3. Подпишите пять отделов
позвоночного столба.
Для четырех отделов в скобках укажите соответствующий изгиб
(лордоз или кифоз).
5 4.
Подпишите названия изображенных ниже костей и отметьте на них соответствующие
структуры.
Пропальпируйте (прощупайте) подчеркнутые структуры на поверхности своего тела.
Название кости
Структуры
Рисунок
Тело, позвоночное отверстие, остистый отросток, поперечные отростки, суставные отростки
Ость, акромион, клювовидный отросток
Яремная вырезка, мечевидный отросток
Лобковый симфиз, подвздошный гребень, седалищный бугор
Головка, шейка, большой вертел, медиальный надмыщелок, латеральный надмыщелок
6 5.
Подпишите отмеченные на рисунке три отдела кисти и три отдела стопы:
6. Установите соответствие отделов кисти и стопы друг другу:
Положение отдела
Отделы кисти
Отделы стопы
проксимальный промежуточный дистальный
Латеральная лодыжка
Медиальная лодыжка
Головка, медиальный надмыщелок, латеральный надмыщелок
Локтевой отросток, медиальный шиловидный отросток
Латеральный шиловидный отросток
7 7.
Внесите в таблицу три из указанных примеров соединений костей, которые изменяются с
возрастом: плечевой сустав; межпозвонковые диски грудного отдела; соединение крестцовых позвонков; крестообразные связки; шов между теменной и лобной костями черепа; соединение трех частей тазовой кости; соединение лопатки и плечевой кости дельтовидной мышцей:
10.
Приведите краткое определение понятия контрфорс черепа:
11. Укажите значение контрфорсов черепа в практике спорта:
Виды соединений костей
у ребенка → у взрослого человека
(ткань между костями)
Примеры соединений
Синхондроз → синостоз
(хрящевая ткань
→ костная ткань)
Синдесмоз → синостоз
(соединительная ткань
→ костная ткань)
8. Обозначьте на рисунке дугу продольного свода стопы
(от пяточного бугра до головок плюсневых костей).
12. Подпишите на рисунке:
три плоскости тела:
горизонтальную, фронтальную, сагиттальную;
три оси вращения:
сагиттальную, поперечную, вертикальную.
9. Назовите значение сводов стопы в практике спорта:
13.
Впишите в таблицу
движения туловища, показанные на рисунках, и оси вращения, вокруг которых они произведены:
8 14. Впишите в таблицу движения в плечевом суставе, показанные на рисунках, и оси
вращения, вокруг которых эти движения произведены:
16. Подпишите движения стопы: сгибание (в сторону подошвенной поверхности, стоя на
носке), разгибание (в сторону тыльной поверхности, стоя на пятке); отведение (пятки вместе,
носки врозь); приведение (носки вместе, пятки врозь); супинацию (постановка стопы на её
внешний край)и пронацию (постановка стопы на внутренний край):
1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Движение туловища
Ось вращения
1.
2.
3.
4.
Движение плеча
Ось вращения
1.
2.
3.
4.
вертикальная
15.
Назовите положение предплечья
относительно вертикальной оси в висе на пекладине хватом снизу (1): и хватом сверху (2):
9
1.2 Миология
2. Дайте краткие определения понятий:
Мышцы-синергисты –
Мышцы-антагонисты –
3. На каждом из рисунков миофибриллы в состоянии расслабления и сокращения
подпишите: актиновые протофибриллы; миозиновые протофибриллы; саркомер.
Расслабление:
Сокращение:
4.
Перечислите односуставные и двусуставные головки четырехглавой мышцы бедра и назовите суставы, в которых они производят движения:
Головки
Названия головок
Названия суставов, на которые
действуют эти головки
одно- суставные дву- суставная
1. На рисунке скелетной мышцыподпишите:
брюшко;
сухожилия:
головку (место начала мышцы),
хвост (место прикрепления мышцы).
10 5. Подпишите мышцы, указанные на рисунке, и спроецируйте их на поверхность своего тела:
6.
Назовите функции двух мышц бедра в тазобедренном суставе:
Названия мышц
Движения вокруг осей вращения тазобедренного сустава
поперечная
вертикальная
Прямая мышца бедра
Напрягатель широкой фасции
Вокруг поперечной оси их работа одинакова, т.к. они пересекают . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ось с . . . . . . . . . . . . . . . . . стороны.
Поставьте в таблице прочерк напротив мышцы, которая не способна выполнять движения
бедра вокруг вертикальной оси. Объясните причину этого:
7.
Назовите движение вокруг поперечной оси тазобедренного сустава, которое производит
большая ягодичная мышца: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Она выполняет именно это движение бедра, т.к. пересекает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ось с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стороны.
11 8.
Назовите движения туловища, которые производит широчайшая мышца спины:
при двустороннем сокращении:
при одностороннем сокращении:
9.
Назовите функции трапециевидной мышцы при различных условиях фиксации:
Если закрепить туловище, она будет двигать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Если закрепить лопатку и ключицу, она будет двигать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10. Назовитезалегающие послойно мышцы живота, которые показаны на рисунке:
Мышцы боковой стенки живота
1.
Поверхностный слой
2.
Средний слой
3.
Глубокий слой
Мышца передней стенки живота
4.
11. Назовите функции косых мышц живота при различных видах опоры:
При неподвижном тазе и двустороннем сокращении производят . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . туловища , т.к. пересекают . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ось с . . . . . . . . . . . . . . . . стороны.
При неподвижном тазе и одностороннем сокращении вокруг сагиттальной оси производят
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . туловища.
При неподвижном тазе и одностороннем сокращении вокруг вертикальной оси производят
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . туловища.
При неподвижном туловище производят движения . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12. Назовите движение туловища вокруг вертикальной оси, которое неспособна выполнить
прямая мышца живота: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Объясните, почему косые мышцы живота производят это движение, а прямая мышца живота – нет:
13. Повторив ответ на задание № 2 (с. 9), впишите в таблицу примеры мышц-синергистов и
антагонистов:
Название
мышцы
Ось вращения
Мышца-синергист
Мышца-антагонист
Прямая мышца бедра
Поперечная ось коленного сустава
Мышца, выпрямляющая позвоночник
Поперечная ось межпозвонковых суставов
12
Дыхательные движения
Вдох
Выдох
Объем грудной клетки и легких
(уменьшается или увеличивается)
Направление движения диафрагмы
(поднимается или опускается)
Состояние диафрагмы
(сокращена или расслаблена)
20.
15.
Учитывая то, что дельтовидная мышца односуставная, а двуглавая и трехглавая мышцы
плеча – двусуставные, назовите движения плеча в плечевом суставе и предплечья в локтевом суставе, которые они производят, указав положение относительно поперечной оси вращения:
Название мышцы
Движение
вокруг поперечной оси
Положение относительно
поперечной оси
плеча
предплечья
плечевого
сустава
локтевого
сустава
Задний пучок дельтовидной
–––
сзади
–––
Передний пучок дельтовидной
–––
–––
Двуглавая мышца плеча
Трехглавая мышца плеча
16. Назовите движение кисти, выполняемое мышцами: пересекающими поперечную ось лучезапястного сустава:
со стороны тыльной поверхности – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
со стороны ладонной поверхности – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . пересекающими сагиттальную ось лучезапястного сустава:
со стороны локтевой кости – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
со стороны лучевой кости – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17.
Охарактеризуйте положение и функции крупных мышц тазобедренного сустава:
Название мышцы
Какую ось
пересекает
С какой стороны мышца
пересекает эту ось
Движение бедра
вокруг этой оси
Большая ягодичная поперечная
Подвздошно-поясничная поперечная
Прямая мышца бедра поперечная
Двуглавая мышца бедра поперечная
Средняя ягодичная сагиттальная
14.
Проследите по рисунку, как изменяется состояние диафрагмы
при дыхании, и заполните таблицу: