Файл: Методические указания для обучающихся очной формы по индивидуальному и свободному графику по направлениям подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24 5. Установите соответствие между отделами головного мозга и их функциями:
Функции
Отделы головного мозга
Выполнение точных, координированных движений (мозжечок)
Регуляция привычной позы, тонуса скелетных мышц, автоматическое выполнение заученных движений (красные ядра, черное вещество), ориентировочные рефлексы на неожиданные световые и звуковые раздражения (ядра четверохолмия)
Поддержание гомеостаза, регуляция проявления эмоций (гипоталамус), обеспечение стереоскопического зрения (перекрест зрительных нервов)
Регуляция пищеварения, дыхания, кровообращения; защитные рефлексы (центры чихания, кашля, слезоотделения)
Связь работы двух больших полушарий (мозолистое тело), осознанные реакции на раздражения, условные рефлексы, память (КБП)
6. Подпишите обозначенные на рисунке чувствительные центры в коре больших полушарий
(КБП): зрительный, слуховой, вестибулярный, осязательный и мышечно-суставной.
7. Завершите заполнение таблицы «Отделы вегетативной нервной системы (ВНС)»:
Признаки
Отделы ВНС
Действие на организм
Мобилизация резервов организма, подготовка к активным действиям
Формирование резервов организма, регуляция повседневных функций
Условия активации
Стресс, опасность, физическая активность
Сердце
Учащение и усиление сокращений
Бронхи
Сужение
Зрачки
Расширение
Работа ЖКТ
Усиление
Медиатор
8. Заполните таблицу: укажите порядковый номер, название и характер черепно-мозговых
нервов в соответствии с их зонами иннервации:

Название нерва
Характер
Зона иннервации
Мимические мышцы
Рецепторы внутреннего уха
Внутренние органы
Рецепторы сетчатки глаза
Кожа лица, зубы, жевательные мышцы

25 9. Назовите характер спинномозгового нерва: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , т.к.
его передний корешок несет импульсы из спинного мозга и имеет . . . . . . . . . . . . . . . . характер,
а задний корешок несет импульсы в спинной мозг иимеет . . . . . . . . . . . . . . . . характер.
3.2 Сенсорные системы
1. Установите соответствие между отделами сенсорной системы (центральный,
периферический, проводниковый), её структурами (нервы, участки КБП, рецепторы) и их функциями:
2. Подпишите на рисунке:

оболочки глазного яблока
(фиброзная, сосудистая, сетчатка);

светопреломляющие среды
(роговица, хрусталик, стекловидное тело);

жёлтое пятно;

слепое пятно;

зрительный нерв.
3. Подпишите на рисунке структуры:

наружного уха
(ушная раковина, наружный слуховой проход);

среднего уха
(барабанная перепонка, слуховые косточки, слуховая труба);

внутреннего уха
(улитка, полукружные каналы);

преддверно-улитковый нерв.
Подчеркните название
периферического отдела
вестибулярной сенсорной системы.
4. Назовите три слоя кожи:

Наружный – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Средний – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Внутренний – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отделы
Структуры
Функции отделов
Формирование нервного импульса
Проведение нервного импульса
Обработка информации


26
3.3 Эндокринная система
1. Назовите основное отличие желез внутренней секреции (эндокринных) от желез внешней
секреции (экзокринных):
3. Дайте определение понятия «гормон»:
4. Укажите в таблице названия следующих желез: поджелудочная железа, яичники, семенники, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники:
Названия
желез
Выделяемые
гормоны
Действие гормонов
Адреналин
Активация симпатического отдела ВНС
Тироксин
Повышение общего уровня обмена веществ
Инсулин
Снижение уровня глюкозы в крови, синтез гликогена
Глюкагон
Повышение уровня глюкозы в крови, распад гликогена
Тестостерон
Проявление мужских вторичных половых признаков, созревание сперматозоидов, синтез мышечных белков
Тропные гормоны Регуляция работы других эндокринных желез
Эстроген
Проявление женских вторичных половых признаков, созревание яйцеклеток
Раздел 4 Конституциональная морфология
1. Подпишите три типа конституции тела, показанные на рисунке:

мезоморфный;

долихоморфный;

брахиморфный.
2. Подпишите обозначенные на рисунке эндокринные железы.
Подчеркните названия двух
желез, которые играют основную роль в адаптации организма
спортсмена
к
физической
нагрузке.

27 2. Завершите заполнение таблицы:
Типы
конституции
тела
Соматотип
Относительные размеры
звеньев тела
Развитие
мускулатуры,
жироотложение
Ширина
плеч
Длина
туловища
Длина
конечностей
узкие
Мезоморфный
Нормостенический средние длинное
3. Назовите тип телосложения, который является наиболее предпочтительным при спортивном отборе для занятий тяжелой атлетикой: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 5 Возрастная морфология
1.
Перечислите 12 возрастных периодов и соответствующие им этапы онтогенеза:
Этапы онтогенеза
Возрастные периоды
Возраст


Эволюционный
1.
Новорожденный
1-10 дней
2.
10 дней - 1 год
3.
1-3 года
4.
4-7 лет
5.
8-12 лет
8-11 лет
6.
13-16 лет
12-15 лет
7.
17-21 год
16-20 лет
8.
22-35 лет
21-35 лет
9.
36-60 лет
36-55 лет
10.
61-74 лет
56-74 лет
11.
75-90 лет
12. свыше 90 лет
2.
Укажите свой возраст (. . . . лет) и подчеркните в таблице этап онтогенеза и возрастной
период, на котором Вы находитесь.
3.
Перечислите и охарактеризуйте основные показатели биологического возраста:

соматический возраст (определяется по размерам и массе тела);

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (определяется по. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (определяется по. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (определяется по. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.
Оценка соматического возраста с помощью теста
Филиппинера используется при определении готовности ребенка к обучению в школе (см. рисунок). Как изменяются пропорции тела к 6-7 годам? Подчеркните необходимое:

относительная длина головы и туловища
(уменьшается или увеличивается?)

относительная длина конечностей
(уменьшается или увеличивается?)
5.
К какой группе (ретардант, медиант, акселерат) относится человек, если:

его биологический возраст меньше паспортного – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ,

его биологический возраст соответствует паспортному – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ,

его биологический возраст больше паспортного – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


28
Раздел 6 Спортивная морфология
1. Обозначьте с помощью стрелок степень активности слоев надпочечников в различные фазы стресса:
– повышение активности,
– понижение активности
2. Подчеркните правильный ответ: гипертрофия скелетных мышц под действием физической нагрузки происходит за счет увеличения:
а) количества мышечных волокон;
б) диаметра мышечных волокон.
3. Приведите термины, которые обозначают изменения в составе крови под влиянием
мышечной нагрузки: увеличение количества эритроцитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . увеличение количества лейкоцитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . увеличение количества тромбоцитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Назовите камеру сердца спортсмена, стенка которой становится толще при рациональной форме гипертрофии миокарда в результате адаптации к физической нагрузке:
5. Подчеркните необходимое по смыслу слово: наиболее выраженная гипертрофия миокарда наблюдается у легкоатлетов-бегунов:

на длинные и сверхдлинные дистанции (стайеров, марафонцев),

на короткие дистанции (спринтеров).
6. Подчеркните необходимое по смыслу слово: адреналин при физической нагрузке
(усиливает или ослабляет?) кровоснабжение скелетных мышц;
(усиливает или ослабляет?) кровоснабжение желудочно-кишечного тракта.
7. Внесите в таблицу перечисленные ниже двигательные центры из серого вещества, которые обеспечивают адаптацию центральной нервной системы спортсмена к регулярной мышечной деятельности (красные ядра; ретикулярная формация; ядра олив; базальные ядра; кора и ядра
мозжечка; двигательные ядра таламуса; предцентральная извилина КБП; передние рога;
черное вещество):
Фазы стресса
Изменение активности надпочечников
мозгового слоя
коркового слоя
Тревоги
–––
Сопротивления
–––
Истощения
Отделы ЦНС
Двигательные центры
Спинной мозг
Отделы головн ого м
оз га
Продолговатый
Задний
Средний
Промежуточный
Конечный