Файл: Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, сотрудники органов прокуратуры РФ, не заменяют иные государственные органы и их должностных лиц, которые осуществляют контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, органы прокуратуры РФ не осуществляют вмешательство в оперативно – хозяйственную деятельность организаций.

Анализируя содержание статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре РФ», приходим к выводу, что полномочия прокурора в рамках анализируемой деятельности, распространяются на все органы и должностные лица, вне зависимости от их подведомственности. В частности, начиная федеральными министерствами и заканчивая общественными организациями, закон не содержит ограничений в полномочиях прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан13.

Следовательно, при наличии сведений о том, что имеет место нарушение прав и свобод человека и гражданина, прокурор имеет право провести соответствующую проверку, а также провести иные действия надзорного характера в любом учреждении и организации.

Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, заключается в создании оптимального положения, при котором данные права и свободы будут соблюдаться всеми органами и должностными лицами. В свою очередь, граждане будут уверены, что их права и свободы находятся под надежной защитой, а в случае нарушения их прав и свобод, они могут обратиться за помощью в государственные органы. В частности, в органы прокуратуры Российской Федерации.

Выявим основные задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

1) Осуществлять обязательное вмешательство в случае поступления информации относительно нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) Использовать весь спектр возможностей прокурорского надзора в профилактике правонарушений и преступлений;

3) Активизировать и совершенствовать деятельность органов государственного контроля, направленную на обеспечение нормативно – правовых актов надлежащим образом.

4) Укреплять законность и правопорядок посредством проведения прокурорских проверок;

5) Реализовывать на практике принцип неотвратимости наказания за нарушение прав и свобод граждан и совершение преступлений / правонарушений;

6) Доводить до населения информацию о деятельности органов прокуратуры и сущности прокурорского надзора;

7) Повышать культуры государственных органов и должностных лиц в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина.


Генеральный прокурор РФ требует, что деятельность по контролю и надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, была приоритетной в контрольно – надзорной деятельности. Кроме того, генеральный прокурор неоднократно указывал, что прокуратура должна остро реагировать на все факты нарушения прав и свобод человека и гражданина. Одновременно с этим, в качестве предмета особой заботы прокуратуры, должно выступать соблюдение прав и свобод незащищенных слоев населения14.

В первую очередь, надзорные мероприятия должны включать в себя проверку в тех государственных органах, которые осуществляют контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина. От того, каким образом указанные органы, а также должностные лица применяют свои полномочия, а также исполняют свои обязанности, зависит общее состояние прав и свобод человека и гражданина. Одновременно с этим, прокурор, осуществляя контрольно – надзорную деятельность, должен не выходить за пределы своих компетенций, в частности, не вмешиваться в оперативно – хозяйственную деятельность данных органов и не подменяя их. Например, прокурор, не подменяя судебные органы, может обратиться в суд с иском о защите нарушенного права другого лица.

Таким образом, основная задача органов прокуратуры, которая выступает в качестве федерального, правозащитного органа заключается в том, чтобы обеспечить эффективную защиту интересов личности и общества. В связи с этим, в деятельности прокуратуры присутствуют такие действия, которые активно способствуют защите прав и свобод человека и гражданина.
2.4 Проблемы практической реализации прав и свобод
Анализируя проблемы практической реализации личных прав и свобод можно выделить три группы вопросов. Во-первых, проблема ограничения прав и свобод граждан. Во-вторых, проблема «легального» лишения человека права на жизнь. В-третьих, нарушение личных прав и свобод нормативными актами и действиями органов государственной власти.

В рамках формально-юридического аспекта, под ограничением прав и свобод стоит понимать юридическую невозможность практической реализации прав и свобод в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законом, а также существенное сужение объема прав данной категории. Ограничение прав - это сужение объема право по основаниям и в порядке, который предусмотрен действующим законодательством. Стоит отграничивать сужение объема права и ограничение объема права от юридических способов и приемов фиксации границ дозволенной свободы. К числу таких приемов и способов можно отнести запреты, примечания, оговорки и исключения. Отличие способов фиксации границ прав и свобод в законе от ограничения состоит в том, что в этом случае не происходит сужения объема права; имеет место уточнение его содержания, обозначение границ, с которыми связано действие этого права. В то же время с фиксацией права может быть связано и его ограничение, обусловленное законотворческими ошибками или намеренными действиями законодателя. Особым случаем ограничения прав является не включение в число закрепляемых законом тех прав, легализация которых государством отвечает его международным обязательствам. Не получило закрепления в Конституции РФ положение п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, о праве «каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достойное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».



Внешнее сходство с ограничением прав имеет определенный законодательством порядок их осуществления. Для конституционных прав и свобод такой порядок определен в федеральных законах. Порядок осуществления отраслевых прав чаще всего определяется в подзаконных актах. Нередко такие акты таят в себе две опасности. Первая связана с тем, что подзаконный акт может сузить содержание материального права, «конкретизируя его». В этом случае такой акт изначально является недействительным. Вторая, не менее распространенная опасность заключается в том, что порядок практической реализации права, который закрепляется подзаконным актом, не отвечает юридической природе права, тем самым, создавая помехи для его реализации. Приходим к выводу, что правовая аксиома, которая устанавливает порядок практической реализации права, никоим образом не может изменять его содержание, должна обеспечиваться определенными юридическими механизмами.

Ограничения прав и свобод могут иметь самые различные проявления. Ограничение прав и свобод допускается Всеобщей декларацией прав человека (ст. 29). Конституция РФ устанавливает основания ограничения прав. В ч. 3 ст. 55 указывается, что права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом ограничение основных прав и свобод возможно исключительно федеральным законом15.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) отдельные ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения возможны в соответствии с федеральным конституционным законом, с указанием пределов и срока ограничения. Конституция определяет также те права и свободы, которые не подлежат ограничению (см. ст. 20, 21, ч. 1 ст. 23, 24, 28, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 40, ст. 46-54).

Право человека на жизнь может быть ограничено как нелегально, так и легально. К нелегальной форме относятся деяния, рассматриваемые УК РФ как общественно опасные, представляющие непосредственную угрозу жизни человека. Но можно ли правомерно лишить человека жизни? Оказывается, можно. Так, действия в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, смертная казнь, эвтаназия, аборты, при которых человек лишается жизни, - легальное лишение жизни.

Лишение жизни - не нарушение права на жизнь, если это результат применения силы, необходимой для защиты любого лица от незаконного насилия; для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законном основании; в некоторых случаях, предусмотренных законом; для подавления бунта или мятежа.



Заключение

     

В завершении настоящего исследования можно заключить, что права и свободы человека и гражданина выступают в качестве основной ценности общества и государства.

На сегодняшний день, единое толкование понятие «права человека» отсутствует, что обусловлено сложностью и многогранностью рассматриваемого явления, а также сочетанием в данной категории не только юридических, но и философских аспектов. Правами и свободами человека и гражданина являются те права и свободы, которые принадлежат лицу от рождения и являются неотъемлемыми. В определенных случаях, права человека принадлежат лицу в силу его гражданства. Основные права и свободы человека и гражданина находятся под защитой государства. Стоит отметить, что основные права человека составляют основу правового статуса личности.

Конституция Российской Федерации подтверждает, что на территории нашей страны, права и свободы человека и гражданина не только признаются, но и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Так, в статье 17 Конституции РФ указано, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Указанное положение, предопределило приоритетное положение основных прав и свобод, по отношению к государственной власти. Таким образом, основные права и свободы человека и гражданина предоставлены человеку не государством, а даны ему от рождения.

На территории нашей страны нашли свое закрепление определенные гарантии практической реализации прав и свобод человека и гражданина. Удалось заключить, что гарантом реализации прав и свобод человека и гражданина являются уполномоченные государственные органы, а также правовые средства, применяемые ими в целях защиты прав и свобод граждан. Одновременно с этим, в рамках реализации человеком своих прав и свобод имеют место определенные трудности.
Список использованных источников
Ι. Нормативные правовые источники
1. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // «Действующее международное право» т. 2;

2. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., N 17(1831);


3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398;

4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред.27.12.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - N 8. - Ст. 366;
.;



1 Афанасьев С.Ф., Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики: Монография. – М.: Проспект, 2014. – С.108;


2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398;


3 Апелляционное определение ВС РФ по делу № АПЛ17-48 от 11.04.2017 года [Электронный ресурс] URL: https://www.zakonrf.info/suddoc/b9987b4fac108ee32384af424cbca4f8/ (дата обращения: 22.02.2019);

4 Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // «Действующее международное право» т. 2;

5 Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., N 17(1831);


6 Габрелян Э.В., Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2013. – С.66;


7 Коноплянникова М.В., Конституционная концепция обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ: актуальность изучения и воплощения, Вестник Московского университета МВД России, 2017, № 1, С.154;


8 Мирская Т.И., К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, Юридическая наука, 2013, № 2, С.25;

9 Радько Т. Н., Морозова Л.А., Теория государства и права: Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2017. – С.159;


10 Хазов Е.Н., Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина и механизм их реализации, Вестник Московского университета МВД России, 2017, № 5, С.125;


11 Комкова Г.Н., Апарина О.Ю., Система защиты прав человека в Российской Федерации: учебник / Г.Н. Комкова – М.: Проспект, 2017. – С.216;


12 Воскобитова М.Р., Насонов С.А., Стандарты справедливого правосудия / Т.Г. Морщакова – М.: Мысль, 2017. – С.98;


13 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред.27.12.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - N 8. - Ст. 366;