Файл: егэ! Как много в этом звуке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытый урок по русскому языку в 10 классе

Тема: «ЕГЭ! Как много в этом звуке…»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (урок-деловая игра)

Цели урока: закреплять знания,  развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий, написания сочинения;
Задачи:

  1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация).

  2. Стимулирование умственной деятельности учащихся (посредством малых форм интеллектуальных игр).

  3. Развитие образного и логического мышления.

  4. Развитие творческих способностей, воображения и конструктивных умений.

  5. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения).

  6. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.


Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, тесты.

Ход урока

I .   Организационный момент. Нацеливание:

Добрый день, ученики 10 класса, гости нашего урока - ученики 9 класса и не менее дорогие гости учителя русского языка и литературы нашего Бижбулякского района. Сегодня наш урок пройдет в виде деловой игры с шуточным названием «ЕГЭ! Как много в этом звуке…» (слайд №1)Учебный год в самом разгаре, идет активная подготовка к ОГЭ учащихся 9-ого класса, не менее активная подготовка уч-ся 10 класса к ЕГЭ, который тоже не за горами.(слайд №2)

Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи выпускных экзаменов.

Название урока шутливое, но со смыслом, это перефразированная строчка их известного стихотворения Пушкина. Какая строчка, из какого стих-ия? («Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось?Как много в нем отозвалось?» из романа в стихах «Евгений Онегин»)

«ЕГЭ! Как много в этом звукедля сердца школьника слилось, как много в нем отозвалось…» и не только школьника, но и для учителей и даже родителей. Сегодня на уроке мы закрепим изученное в 1-ой четверти и начале 2-ой, узнаем что-то новое, друг на друга посмотрим и себя покажем.

В игре примут участие 2 команды 10 класса, зрителями, но в то же время и игроками будут ученики 9 класса и наши гости, которые знают о ЕГЭ всё и даже больше. Участники игры решили разделиться на две команды: мальчики и девочки, но мальчиков на два игрока меньше, предлагаю дополнить команду двумя игроками из 9 кл. Результаты игры мы будем заносить в итоговую таблицу. Чем больше баллов, тем лучше результат ЕГЭ.

За игру может заработать каждая команда максимум 63 б. Капитаны команд оценят в конце урока каждого игрока баллами, т.е. оценками.

Членами жюри будут наши гости. (представление)
2. Основная часть (игра):

Если вам от 14 до 17,

Если вам не безразличны результаты ЕГЭ по русскому языку,

Если вы думаете о своем будущем и понимаете, что ваше будущее в ваших руках,

Присоединяйтесь, эта игра для вас!

Визитка. (Представление команд, девиз)

Вам слово, игроки.

(№3)Девизом урока будет китайская пословица, которая гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму». Итак, вовлекаемся в игру.
1 конкурс «Лингвистическая разминка». №4
В этом конкурсе предполагаются быстрые ответы на вопросы. Итак, поехали:
1. И источник, и приспособление для завинчивания и отвинчивания. (ключ)
2. И растение, и орудие. (лук)
3. И союз людей, и испорченная продукция. (брак)
4. И красивая одежда, и армейское наказание. (наряд)

5. И прическа, и сельскохозяйственное орудие. ( коса)

6. И ценное пушное животное, и домик животных. (норка)

7.И животное, и язвительный человек (ехидна)
8.И фрукты, и брюки (бананы)

9. И название кофе, и фамилия футболиста (Пеле)

10.И название острова, и марка мотоцикла (Ява)
11.И хлебобулочное изделие, и руль (баранка)
12. И день недели, и совокупность природных условий. (среда)
13. И хищная кошка, и марка машины. (ягуар)
14. И отсутствие войны, и вселенная. (мир)
- Какие группы слов были представлены?(омонимы и многозначные слова) В каком задании необходимо знания этих групп? (22, лексика)

Итак, с конкурсом «Разминка» команды справились на ….
2 конкурс «Фантастическая история»
В задание 4 на экзамене проверяются орфоэпические нормы. Вспомним, какими способами можно запомнить ударения в словах?

Верно, итак, задание: из данных слов нужно составить фантастическую историю, (это может быть одно предложение или небольшой текст); не обязательно использовать все слова. В ответе будут учитываться: количество использованных слов, оригинальность истории, соблюдение орфоэпических норм при чтении. №5
Слова для умников: банты, шарфы, торты, новорожденный, статуя, приданое, шофер, сорили, ждала, ободренный, лекторы, бухгалтеров; (12 сл.)

Слова для умниц: нанявшийся, диспансер, духовник, еретик, балованный, каталог, некролог, приговор, засветло, отбыть, вручить, оптовый; (12 сл.)
Примерные тексты:1) ОбодрЁнныелЕкторы с бухгАлтерами, одев бАнты и шАрфы, купив тОрты и придАное, сорИли у стАтуи и ждАлишофЁра с новорождЁнным.


2)НанЯвшийсядуховнИк и балОванныйеретИкотбЫлизАсветло в оптОвыйдиспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга им вручИлинекролОг с приговОром.)
В это время, игра для 9 класса и для гостей орфоэпические запоминалки, отвечаем хором:

  1. Не налезли даже шорты,

Потому что ели торты. ( тОрты)

  1. В огороде баба Фекла ( Фёкла),

у нее на грядке свекла ( свЁкла!)

  1. Как у нашей Марфы
     Есть в полоску шарфы ( шАрфы)!

  2. Для строителей в момент

Машина привезёт цемЕнт. 

  1. Как работать неохота,

Одолела нас дремОта! 

  1. Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ. 

  1. Прежде чем дела кончать,

     Нужно их сперва начАть. 


  1. Если есть в тебе таланты, 

     Завяжи на праздник бАнты. 

  1. Тяжела была работа,

      В теле всём теперь ломОта. 
Теперь подключаются учителя:

  1. Стол, нам купленный,

      И в кухню занесённый,

     Зовётся кУхонный,

А вовсе не кухОнный.  

  1. Мой сосед-незнайка стонет:

      Телефон его не звОнит.

      Аппарат-хитрец молчит,

      Ждёт, когда кто позвонИт. 

  1. Я ужасно утомлённый - 

      Брат не спит новорождЁнный.

      Не смыкает ночью глаз,

      Криком громким будит нас. 

  1. С утра перепалки

   Из-за ключей в коммуналке.
   Забудьте склоки,
   Купите брелоки (брелОки)!
3 конкурс «Проблема требует решения» №6
Вспомним детство.Кто мне напомнит детское стихотворение «Мишка». Уронили Мишку на пол…. Кто автор? (Н.Носов)

Как вы думаете, 9-ый класс, что общего между детским стишком и ЕГЭ? Не знаете? А вот 10 кл. уже догадался. Какие проблемы поднимает автор в этом произведении? А какова авторская позиция? А для чего нам необходимы навыки определения проблемы и авт. позиции в тексте?

Итак, задание 10-ому классу: выделить 1-ое - проблему, 2-ое - авторскую позицию, за правильный ответ - 2 балла. (Раздать тексты)

1)Кораблик №7

Ответ: пробл. выбора профессии; гордость капитаном.

  1. Жук №8

Ответ: пр. сострадания; радость за умение сочувствовать.

  1. Я лишний №9

Ответ: проб. лени, осуждение лентяя.

  1. Подарок №10

Ответ: пр. нравствен. выбора, дружбы; радость за поступок девочки.

  1. Вишня №11


Ответ: пр. доброго следа в жизни чел.; восхищ. поступком путника.

  1. Прогулка «12

Ответ: пр. охраны окруж . среды; осуждение поступка отдыхающих.


Немного отдохнем и проведем тренинг «Моя лесенка уверенности»

Ребята, кто может сказать о себе, что он уверенный человек? Какими качествами обладает уверенный в себе человек? (смелый, решительный, успешный) А неуверенный?

Я раздаю вам карточки с нарисованной лесенкой. Это лесенка уверенности. Самая высшая ступень лесенки – это ваша цель – на сегодняшний день - это успешная сдача ЕГЭ. Нарисуйте себя на той ступеньке уверенности, на какой вы сегодня себя ощущаете.

А что вам необходимо сделать, чтобы оказаться на самой высшей ступени уверенности?Напишите на каждой ступеньке, что каждый будет делать для достижения своей цели.

Помните, что каждый ваш успех поднимает вас на одну ступеньку вверх. Кто может показать свою лесенку и прокомментировать. (опрос)

Повторяйте это упражнение, пока не обретете уверенность и добьетесь цели.
4 конкурс - конкурс капитанов «Юные философы» №13
Сочинение на экзамене как по русскому, так и по литературе предполагает умение выпускника высказать своё мнение по любому вопросу. Капитанам команд предстоит побывать в роли юных философов и выбрав себе изречение доказать его, на подготовку несколько минут, пока ваша команда участвует в следующем конкурсе.

Высказывания:
1. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека, древнеримский философ).

2. Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак).

3.Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю. (А. Пушкин)

4. Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. (В.И. Вернадский)
5 конкурс «Паронимические пары» №14
В задание № 5 проверяются умения разграничивать паронимы, что мы и проверим в этом конкурсе. Я раздаю вам слова- существительные, которые вы никому не показываете и ждете своего часа. Я буду называть паронимические пары-прилагательные, а вы должны к названному прилагательному правильно подобрать существительное. Н/р: я называю «удачливый», а у кого-то из вас «охотник», нужно встать. За правильную пару – 1 б.


Паронимические пары: Звериный (след) – зверский (аппетит)

Искусственный (букет) – искусный (мастер)

Скрытный (характер) – скрытый (талант)

Рыбий (хвост) - рыбный (суп)

Военный (парад) - воинский (долг)

Дождевой (поток) – дождливый (день)

Итак, подсчитываем, сколько паронимических пар образовалось?

А теперь слушаем капитанов команд.

(ответы капитанов) №15

6 конкурс «Гляжу я пристально в словарь» №16

А глядеть мы будем пристально в толковый словарь неологизмов. В течение 9 – 10 -ых классов мы пополняли свой словарный запас. Проверим, насколько он у нас богат. Задание: по лексическому значению определить понятие.

По очереди каждой команде:

  1. вознаграждение, премия (бонус)

  2. это крайний срок (дата и/или время), к которому должна быть выполнена задача (дедлайн)

  3. форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений (дресс-код)

  4. специалист по написанию рекламных и презентационных текстов (копирайтер)

  5. продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов) (вендинг)

  6. рекламный девиз, который в сжатом виде передает рекламное сообщение (слоган)

  7. место, куда прежде всего обращается клиент, заходящий или обращающийся в любое учреждение (ресепшн)

  8. Служба охраны, безопасности в учреждениях, фирмах; ( секьюрити)

Поменяемся ролями:

  1. харизма (особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или ином отношении);

  2. бестселлер (пользующаяся спросом книга, издаваемая большими тиражами);

  3. Меценат ( богатый покровитель наук, искусств);

  4. Геноцид (истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным мотивам;

  5. Суррогат (продукт, являющийся неполноценной заменой чему-то, подделка, фальсификация);

  6. Коррупция (продажность должностных лиц, политических деятелей);

  7. Жаргон (речь замкнутой группы, отличающаяся спецификой словоупотребления);

  8. Мародер (грабящий население в районе военных действий, во время природных стихий);


Для 9 класса:

  1. Человек, добровольно поступающий на службу; (волонтер)

  2. Допускаемый законом; (легальный)

  3. Пользующийся малыми правами рабочий-эмигрант; (Гастарбайтер)

  4. Искусственно вызванное возбуждение; (ажиотаж)

  5. Повтор согласных звуков или их групп для передачи звуков природы; (аллитерация)

  6. Созидательный, творческий, отличающийся поиском и созданием нового; (креативный)

  7. Первая ученая степень (Бакалавр );

  8. Толерантный (терпимый, снисходительный);

  9. Фильм, дающий большой кассовый сбор (блокбастер);