Файл: Закон фз от 29. 12. 2012г.273фз Об образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка.

Преподавание программы внеурочной деятельности социального направления «Мир профессий» осуществляется в соответствие с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Закон ФЗ от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании» в РФ (редакция от 31.12.2014г с изменениями от 06.04.2015г)

  • Инстуктивно-методическое письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО ««Об организации образовательной деятельности в начальном общем образовании в 2021-2022 учебном году» (Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предмету)

  • Учебный план филиала МКОУ СОШ № 26 пгт Кропачёво на 2021-2022 учебный год

  • Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности МКОУ «СОШ №26» рп Кропачево, утвержденное Приказом №284 п.6 от 06.09.2013г.


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а так же планируемых результатов начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности “Мир профессий ” по социальному направлению разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта  воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у обучающихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.

Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.

Новизна Рабочей программы состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки.


Цель:

формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению в будущем.

Задачи:

Образовательные:

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Режим занятий

Курс реализуется в 5-9 классах, рассчитан на 68 ч. в год, 2 часа в неделю. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Курс внеурочной деятельности «В мире профессий» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов обучающихся.

Личностные результаты:

- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;

- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.



- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

–сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Воспитательные результаты

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием обучающихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:

- когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);

- мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);

- деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.


Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические занятия, диспуты).

Ожидаемые результаты:


1. формирование знаний обучающихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

2. формирование у обучающихся адекватных представлений о себе и своём

профессиональном соответствии;

3. принятие обучающимися предварительного решения о профессиональном выборе;

4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-

профессиональному самоопределению.

По окончании курса обучающиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.

По завершении курса обучающиеся пишут письменную работу в форме составления резюме и сочинение «Я и моя профессия».

Формы и методы проведения занятий

  • беседы;

  • дискуссии;

  • ролевые игры;

  • тестирование


Содержание курса.

5 класс
Раздел 1.Введение в мир профессий (5 ч)

Зачем человек трудится?

Какие профессии ты знаешь?

Мир интересных профессий

Чем пахнут ремесла?

Кем я хочу стать?

Раздел № 2 Профессии в школе (3 ч)

Профессия – учитель

«Каких профессий не хватает в школе?»

Профессия библиотекарь

Раздел № 3 Знакомство с различными профессиями (17 ч)

«Профессия «Воспитатель детского сада».

Профессия - пекарь

Профессия – повар

Профессия – Архитектор

Профессия - врач

Профессия-Следователь «Следствие ведут пятиклассники!».

Профессия -Биолог

Профессия - «Водитель автомобиля».

«Ты – водитель, я – пешеход».

Профессия-Бухгалтер

«Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства («Фермер»).

Профессия-«Мастер-цветовод».

Профессия –Юрист

Профессия – художник

Профессия - врач Профессия – почтальон

Строительные профессии

Профессия – пожарный

Раздел № 4 Проект «Азбука профессий» (8ч).

Проектная деятельность по составлению азбуки профессий. Показ презентаций о профессии.

Представление мини-проектов на буквы А-Д

Представление мини-проектов на буквы Е-К

Представление мини-проектов на буквы Л-Р

Представление мини-проектов на буквы С-Я

Оформление результатов проекта

Раздел 5. Итоговые занятия (2 ч)

Викторина «Что мы узнали?»

Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны!»