Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 598
Скачиваний: 5
Потребность в узнавании, т.е. стремление человека быть узнанным, обнаруженным среди множества других людей со всеми своими единственными в своем роде особенностями. Потребность в узнавании может проявляться с большей или меньшей силой, и в зависимости от этого человек будет более или менее настойчиво стремиться к тому, чтобы стать известным, обращать на себя внимание.
По Берну, когда вас замечают другие люди, говорят с вами, они буквально вас гладят. Причем, если вы испытываете голод по «поглаживаниям», его могут удовлетворить, как добрые слова, так и слова критики. Эксперименты на млекопитающих, пишет Эрик Берн, привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются мягкое поглаживание и болезненный электрический шок[5]. Вся жизнь по Берну — это поиск поглаживаний. И когда мы не находим хороших поглаживания, то утоляем голод плохими. Именно поэтому после конфликта мы в глубине души часто чувствуем облегчение: сенсорный голод утолен.
Многие из нас хотят стать знаменитыми именно из-за данной потребности, но порой просто встретить старого знакомого и обсудить, что произошло у вас с момента последней встречи, удовлетворяет данную потребность на некоторое время.
ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТЯЖЕНИЯХ И ПРИЗНАНИИ
Потребности в достижениях и признании – важнейшие потребности, которые должны реализовываться в процессе общения. Это высшие потребности, согласно классификации, А. Маслоу, они связаны с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением[6]. Однако, по мнению А. Маслоу, высшие потребности не являются насущными (по сравнению с пищей и безопасностью), и человек часто их игнорирует. Некоторые люди очень ревностно относятся к достижениям других людей: в ситуации общения они стараются не замечать достижений других, их успехов, при этом стараются выглядеть безразличными.
Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. (СНОСКА: Мы не знаем, все ли люди испытывают такие желания. Но вопрос не в этом. Сегодня более актуально звучит другая проблема – всегда ли порабощение и угнетение вызывают недовольство и бунт? Клинические данные и наблюдения позволяют нам предполагать, что человека, познавшего вкус истинной свободы (свободы, основанной не на отказе от безопасности и зависимости, а на адекватном удовлетворении потребности), поработить не так-то просто. Но мы не знаем, насколько это утверждение справедливо по отношению к человеку, рожденному в рабстве. Более подробно этот вопрос обсуждается в других работах) Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Вопрос об этих потребностях лишь косвенно поднимается в работах Альфреда Адлера и его последователей и почти не затрагивается в работах Фрейда. Однако сегодня психоаналитики и клинические психологи склонны придавать большее значение потребностям этого класса[7].
1.5 ПОТРЕБНОСТЬ В СТРУКТУРИРОВАНИИ ВРЕМЕНИ
Удовлетворение потребности в структурировании времени является обычно побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Э. Берн выделял различные виды структурирования времени, определяя их как способы времяпрепровождения: ритуалы, процедуры, развлечения, близость, игры[8]. В норме человеку необходимы различные способы времяпрепровождения, их динамика. К ритуалам относятся все виды конвенционального общения, связанные с общепринятыми нормами. Процедуры представляют собой различные формы общения в процессе совместной деятельности, сопровождающие порядок действий. Общение, сопровождающее развлечения человека, связано с занятиями, доставляющими удовольствие. Близость (любовь, дружба) сопровождается открытым личностным общением в отличие от игр (социальных игр – действий со скрытыми мотивами), включающих в себя манипулятивное общение.
Имеются 6 способов структурирования социального времени по Берну: уход, совершение ритуалов, деятельность, времяпровождение, игры и создание интимности.
При уходе люди открыто не контактируют друг с другом. Так, например, ведут себя пассажиры в транспорте. При уходе люди остаются углубленными в собственные мысли.
Ритуалы являются стилизованными знаками взаимного признания, в основе которых лежат традиции и социальные обычаи. На самом простом уровне два человека, говорящие друг другу «Доброе утро», участвуют в ритуале.
Деятельность, обычно называемая также работой, имеет место не только тогда, когда идет борьба за материальные средства выживания. Социальное значение деятельности также заключается в том, что она позволяет структурировать различные виды признания и удовлетворенности. Берн считал, что рабочие транзакции обычно имеют вид «Взрослый – Взрослому» и являются сориентированными, главным образом, по направлению к внешней действительности.
Времяпровождение является «полуритуалом» и подразумевает проведение тематических бесед, которые длятся дольше, чем ритуалы, но все же по большей части социально запрограммированы. Времяпровождение может включать в себя беседы на темы типа «Разве это не ужасно?» и «Автомобили». Фокус времяпровождения является, как правило, скорее внешним по отношению к беседующим, нежели имеющим прямое отношение к данным личностям.
Игры, в отличие от времяпровождения, представляют собой последовательности трансакций, которые основываются в большей степени на индивидуальном, чем на социальном программировании. Психологическая игра является набором скрытых или невыраженных, а также открытых трансакций, которые ведут к предсказуемому результату или расплате. Часто эти расплаты влекут за собой отрицательные чувства или «напряжения» типа гнева и депрессии. Каждая игра имеет девиз, по которому ее можно узнать, например, «Почему бы не – Да, но» и «Если бы не ты».
Берн определял взаимную интимность как искренние, не основанные на игре отношения, подразумевающие свободные взаимные отдачу и получение, и отсутствие эксплуатации. Интимность представляет собой индивидуальное и инстинктивное программирование, из которого социальное программирование и скрытые побуждения в значительной степени, если не полностью, временно исключены. Создание интимности является наиболее оптимальным решением проблемы, связанной с жаждой стимула, жаждой признания и структурным голодом. Берн считал, что интимность включает в себя сексуальную близость, но не ограничивается ею.
АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОБЩЕНИЕМ
Для анализа критериев удовлетворенности общением современной молодежи можно воспользоваться анкетами Мудрика А.В. и Мнацканян М.Н.
Рассмотрм данные анкеты подробнее:
Анкета по общению № 1 (Мудрик А.В., 2003)
Данная методика состоит из 15 вопросов, цель которых выявить: умение учащихся общаться, а также круг их общения.
Первый вопрос «Умеете ли вы общаться?», дает возможность выявить умение ребят строить и поддерживать отношения. Второй вопрос позволяет выяснить, с кем преимущественно общаются ребята. Вопросы 3 и 4 выявляют, что такое общение и для чего они (ребята) общаются. Пятый вопрос позволяет выявить, «Нужно ли учиться общению?». Вопросы 6 и 7, 9 раскрывают возникающие трудности в общении (из-за чего и с кем они связаны). Вопрос 8 дает возможность выяснить, насколько интересными собеседниками считают себя ребята. Вопросы 10 и 11 позволяют выявить умение вступать в контакт и поддерживать его. Вопросы 12, 13, 14 и 15 позволяют выявить, с кем предпочитают ребята проводить свободное время; с кем делятся радостью и проблемами.
При обработке подсчитывалось количество наиболее типичных ответов по всем классам (6, 8, 11 класс), а также динамика некоторых ответов, связанных с возрастными особенностями.
Анкета по общению № 2 (Мнацаканян М.И., 2003)
Данная методика состоит из 6 вопросов, цель которых выявить: позитивные и негативные стороны, связанные с опытом общения.
Первый вопрос «От чего вам бывает скучно?» позволяет выявить, когда и от чего ребятам бывает скучно? Вопрос второй позволяет выявить, как складываются отношения юношей и взрослых. Вопрос 3 позволяет выявить открытость ребят по отношению к людям. Вопрос 4 и 6 позволяют раскрыть негативные переживания, связанные с опытом общения. Вопрос 5 позволяет выявить качества личности, которые ребята ценят в людях больше всего.
2.1 ОСНОВА ИССЕДОВАНИЯ
Целью данного исследования является изучение динамики и различных форм общения современных школьников юношеского возраста. Проведенное исследование предусматривало решение целого ряда задач. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Все учащиеся выборки отметили, что считают общение неотъемлемой частью своей жизни. Оно позволяет им поддерживать отношения, обмениваться информацией и узнавать новое.
2. При изучении уровня коммуникативной дистанции, то есть потребность отдать и получить какую-либо информацию, в исследовании установлено, что юноши и старшие школьники большее предпочтение отдают сверстникам, а затем родителям и учителям, что, в целом, совпадает с литературными данными. Но значимость родителей в общении неоднозначна.
3. Сегодня взаимопонимание со сверстниками осложняется целым рядом поведенческих факторов, а также личностными особенностями ровесников, которые, на мой взгляд, обусловлены изменившимися социальными условиями - приоритет материальных ценностей, разделение общество (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к замкнутости и тяжелым переживаниям испытуемых.
4. При изучении различных форм общения: интимно-личностная («Я» и «Ты»), стихийно-групповая («Я» и случайные «Они») и социально-ориентированной («Я» и «Общество») были получены следующие данные:
- в интимно-личностном общении у юношей доминируют индивидуалистические мотивы;
- в стихийно-групповом большой удельный вес занимают такие формы времяпровождения, как выпивка, наркотики, бесцельное хождение по улицам. У юношей практически отсутствуют творческие занятия, чтение, занятия в секциях.
Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую гипотезу: наблюдается тенденция к изменению некоторых характеристик общения, определенные рамками, сформулированными задач.
Если обобщить полученные данные то можно описать «собирательный портрет» современного юношу:
1) Потребность общения сохраняется.
2) Значимость сверстников.
3) Отсутствие социально-ориентированных интересов.
4) Сохранение потребительского принятия информации, но меняется ее характер (чтение периодических изданий, употребление наркотиков).
5) Современные юноши, описывая идеального собеседника, на первый план выдвигают - отзывчивость, воспитанность и эрудицию.
6) Проявляется потребность в молодежных организациях.
2.2 ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сегодня практически отсутствуют внешкольные организации, которые прежде объединяли значительную часть молодежи и способствовали удовлетворению ее потребности в общении. Эта потребность у сегодняшней молодежи достаточно высока. Значительная часть испытуемых отметила, что они все же нуждаются в каких-то формах организованной деятельности («Партия любителей пива», «Организация по защите бездомных животных» и т.д.).
Помимо всего сказанного следует добавить так же, что сегодняшняя молодежь стремится к семье; нуждается в понимании и поддержке взрослых; стремится «Уйти от реальности». В связи с непростой социальной ситуацией у ребят высокий уровень тревожности, агрессивности, депрессии. На сегодняшний день увеличилось количество правонарушителей данного возраста, а также увеличилось количество случаев суицида среди ребят этого возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полноценное общение необходимо человеку для нормального личностного развития и определения своего места в социуме. Общение определяется количеством потребностей, которые человек при этом удовлетворяет. При условии удовлетворения всех потребностей индивида общение скорее всего будет долгим и продуктивным, в обратном случае – оно прервется или будет осуществляться периодически с большими интервалами. Кроме того, полноценность общения зависит от отношения участников взаимодействия друг к другу. Здесь позитивными факторами считаются принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов. Если партнеры по общению хотят добиться продуктивных результатов и находятся при этом в разных возрастных группах, имеют разные социальные статусы, то необходимы специальные условия, мотивация, усилия со стороны индивидуумов.