Файл: И. Токмакова Мы играли в хохотушки. Я. Тайц Волк. Г. Кружков Ррры!.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Литературное чтение

Тема урока: И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

Цель деятельности педагога: познакомить учащихся с юмористическими произведениями.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам; умение выразительно читать целыми словами.

Личностные:умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение самостоятельно пользоваться словарем, справочником, энциклопедией; обогащение представлений об окружающем мире.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать героев литературных произведений, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг с юмористическими произведениями; ребус; таблица со слогами; таблица-стихотворение «Марш лягушат».

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Соберите из двух половинок пословицы и поговорки о весне:

Весна-красна год хлебородный.

Май холодный лето в гости ожидает.

Май лес наряжает чудес полна.

В мае не с одного неба не будешь голодный.

Май холодный а и из-под земли тепло идёт.

– Объясните значение этих пословиц и поговорок.

– Высказывания о стихах с опорой на ответы со с. 78 (часть 1).

II. Постановка цели урока.

– Прочтите слоги на одном выдохе:

ха-ха-ха хо-ха-хо

хе-хе-хе хи-хо-хи

хи-хи-хи хе-ха-хе

хо-хо-хо ха-хе-ха

– Как вы думаете, кто и когда произносит такие сочетания звуков?

– Любите ли вы смеяться?

Далее учитель читает стихотворение Б. Заходера «Час потехи»; учащиеся читают слоги «ха-ха», «хи-хи», «хе-хе».


– Ура! Как раз

Потехи час! –

Расхохотался Дикобраз, –

Ха-ха!

– Хи-хи! – сейчас же подхватил

Весёлый Нильский Крокодил,

Ха-ха! Хи-хи!

–Хе-хе! – откликнулся Жираф,

Высоко голову задрав. –

Хи-хи! Хе-хе …

На небо поднялась Луна –

Заулыбалась и она.

По всей земле: у вас, у нас –

Везде настал потехи час!

– Что означает слово «потеха»?

– Объясните пословицу «Делу время, а потехе час».

– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите его название.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение вступительной статьи к разделу.

– Прочтите диалог авторов учебника с читателями на с. 4 (часть 2).

Учащиеся читают вслух по цепочке.

– Какие рассказы и стихотворения мы будем читать в этом разделе?

– Как вы думаете, для чего сочиняют весёлые рассказы?

– Чем помогают такие произведения?

– Что такое юмор?

Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде.

– Рассмотрите книги с весёлыми рассказами и шуточными стихотворениями. Какие юмористические произведения вы читали? Как они называются? Кто их автор?

2. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки».

– Прочтите название стихотворения.

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.

– Как вы думаете, о чём (о ком) расскажет нам автор?

– Прочтите слова, записанные на доске, шёпотом, тихо, громко:

хохот смех

хохотал смешил

хохотала смеялись

хохотушка смешинка

захохочет посмеялись

перехохочет пересмеёт

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение И. Токмаковой.

– Вы любите играть в весёлые игры?

– В чём суть игры «Хохотушки»?

– Прочтите это стихотворение так, чтобы все услышали весёлый смех детей.

3. Знакомство с рассказом Я. Тайца «Волк».

– Как называется этот рассказ?

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию к нему.

– Как вы думаете, о ком этот рассказ?

– Где будут происходить события?

– Прочтите рассказ вслух по цепочке.

Учащиеся читают.

– О ком этот рассказ?



– Как звали девочку?

– Где встретились Маша и волк?

– Зачитайте, какие вопросы задавала Маша волку.

– Понял ли волк, что говорит ему девочка?

– Почему Маша сделала вывод, что волку стало стыдно?

– Зачитайте, как волк «отвечал» на вопросы Маши.

– Что вы можете сказать о девочке? Какая она?

– Что происходило на самом деле, а что – в воображении девочки?

– Подготовьте выразительное чтение по ролям.

Учащиеся читают по ролям.

IV. Продолжение изучения нового материала.

 Знакомство со стихотворениями Г. Кружкова и Т. Собакина. Сравнительный анализ.

Эвристическая беседа.

– Как называется это произведение?

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.

– Как вы думаете, о ком это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами:

мол-вил – молвил

ра-зор-ву – разорву

рас-тер-за-ю – растерзаю

рас-пу-га-ю – распугаю

– Объясните значение слов:

Молвил – говорил.

Какаду – название птицы, которая живет в жарких странах.

Учитель читает стихотворение.

– О ком это стихотворение?

– Почему поэт так необычно назвал своё произведение?

– Прочтите слова, в которых повторяется это буквосочетание.

– Что помогло услышать эти слова?

– Почему лев был «просто ррррад»?

– Прочтите стихотворение, соблюдая знаки препинания и правильно подбирая интонацию, тембр голоса.

– Какой звук передаёт рычание льва? (Звук р.)

– А какой звук передаёт голос жука? (Звук ж.)

– Проверьте свой ответ, прочитав стихотворение Т. Собакина из «Разноцветных страниц» на с. 26–27 учебника (часть 2).

Учащиеся читают самостоятельно.

– Что объединяет произведения «РРРЫ!» Я. Тайца и «Немножко Необычное Нестихотворение» Т. Собакина?

– Что общего между звуками р и ж?

– Как вы думаете, почему автор в названии дает пояснение: «Немножко Необычное Нестихотворение»?

– Можно ли, читая, представить картину происходящего?


– Как этому помогают звуки?

– Прочтите стихотворение Т. Собакина выразительно, соблюдая знаки препинания.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Как вы думаете, зачем писатели и поэты пишут весёлые произведения?

– Какое произведение понравилось больше всего? Почему?

– Что обозначает слово «юмор»?

– Как называется новый раздел?

Внеурочная деятельность: выразительное чтение понравившегося произведения.