Файл: Соотношение государства и гражданского общества (Исторические аспекты гражданского общества и правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный период характеризуется наибольшей степенью гражданского согласия, концентрацией усилий слабых в их разрозненном и зачастую еще не сформировавшемся до конца состоянии ассоциаций гражданского общества в достижении единой для них цели: разрушение прежнего режима и установления нового. Конечно, назвать этот новый режим демократическим можно с большой натяжкой, поскольку по направлению в общем совпадающей целью временного, но чрезвычайно мощного по масштабам и последствиям гражданского согласия, явилось разрушение.

Что касается развития идей правового государства, то значительный шаг в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки. Именно в этот период были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных тем.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, и др.[4] Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 г.[5] впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российская Федерация была провозглашена демократическим правовым государством.

Трансформация институтов российского общества серьезно сказалось на его социальной структуре. Изменились отношения собственности и власти, появились новые социальные группы («предпринимательская структура» и др.), поменялись уровень и качество жизни каждой социальной группы, перестраивался механизм социальной стратификации. Все это стимулировало создание основ гражданского общества в России, отражало многообразие интересов представителей различных групп и слоев общества. Перераспределение собственности через приватизацию открыло возможности для формирования среднего класса в России. Приватизация позволила частным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг[6].

Становление идей о правовом государстве в нашей стране началось достаточно давно. Всю историю формирования идей правового государства в России можно условно разделить на три периода: первый этап – со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй – с 1917 г. по 1985 г.; и третий этап – с 1985 г. и вплоть до настоящего времени. Каждый этап соотносится с определенным периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности. Расцвет концепции правового государства в России пришелся на вторую половину XIX в., когда под влиянием западных демократических идей наши ученые разработали практические рекомендации установления правового государства с учетом особенностей развития нашей страны. Однако период правления Советской власти стал шагом назад в развитии государственности, основанной на приоритете права.


Итак, сегодня, мы видим, что современное российское государство по своему типу еще далеко не является подлинно правовым. Оно несет на себе отпечаток черт традиционной государственности: стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров. Безусловно, проглядываются определённые демократические начала: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, формальное следование Конституции как основному закону государства. Однако, пока наши представления о правовом государстве, будут сводиться к понятию государства, которое само себя ограничивает законами, процесс создания правового и социального государства в России займет еще много времени.

Таким образом, в сравнении с европейскими формами становления гражданского общества и правового государства следует подчеркнуть основную российскую особенность этого процесса – он шел не «снизу» через экономические объединения граждан, а через предоставлявшиеся «сверху» возможности создания различных движений под верховенством единой партии. Формирование гражданского общества и правового государства в России имеет свои национальные особенности, связанные, прежде всего, с установлением на достаточно долгий период – советской власти, которая откинула назад все предшествующие предпосылки гражданского общества: отмена крепостного права (предоставление свободы самому многочисленному слою населения), развитие земств на местах (установление «самоуправления»), судебная реформа и пр.

Глава 2. Практические аспекты соотношения государства и гражданского общества

2.1 Соотношение гражданского общества и правового государства

Гражданское общество на современном этапе развития – это общество свободной самоорганизации. Очевидно, что формирование в нашей стране полноценного гражданского общества невозможно без наличия широкого спектра различных объединений, ассоциаций граждан, помогающих реализации гражданской активности. Взаимодействие гражданских объединений и организаций в решении социальных проблем является стабильной основой развития демократических институтов и в конечном итоге становления зрелого гражданского общества.


«Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов»[7].

Эффективное взаимодействие активного гражданского общества и правового государства является важнейшим условием их гармоничного развития. Глубокие сдвиги рубежа XX-XXI веков вывели Россию из ситуации, когда политический режим ставил почти непреодолимые препятствия широкой гражданской самоорганизации. Вместе с тем, взаимоотношения структур гражданского общества и государственных органов пока далеки от идеала. Основная причина заключается в том, что в нашей стране еще не завершился процесс становления как зрелого гражданского общества, так и сильного, эффективного демократического государства, хотя и то и другое уже сложились в своих основных чертах[8].

В паре взаимосвязанных феноменов «общество – государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно, в паре «гражданское общество – правовое государство» также определяющим будет являться гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В ХХ веке во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое. Большинство современных европейских государств принадлежит по-своему государственному строю к правовым государствам. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства, который закрепляется в Конституции.

Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной[9].

Правовое государство – это такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. То есть, люди, граждане – общество является центральным звеном в правовом государстве. А отсюда и взаимодополняющая и взаимоутверждающая связь правового государства и гражданского общества[10].


Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Взаимоотношения гражданского общества и государства можно охарактеризовать следующими моментами:

- становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

- гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

- гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

- гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

- гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве и готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

- с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

- взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на создание демократического социально-правового государства[11].

Общепризнано, что в правовом государстве должны функционировать развитые институты гражданского общества, к числу которых традиционно относятся, в первую очередь, политические партии, профсоюзы, неправительственные организации, средства массовой информации, а также семья, школа, церковь, бизнес и т.д., включая даже кооперативы собственников квартир. Через эти институты граждане самостоятельно решают большинство вопросов, связанных с их повседневной жизнедеятельностью, без прямого участия государства, его органов и должностных лиц. И чем демократичнее государство, тем меньше у граждан должно быть потребности в обращении к государству за решением своих проблем. То есть гражданское общество работает как саморегулирующаяся организация, не нуждающаяся во вмешательстве извне.

Чрезвычайная важность существования развитых институтов гражданского общества обусловлена тем, что они представляют собой социальную основу правового государства, без которой последнее существовать не может. Создание гражданского общества становится одним из необходимых условий продвижения России по пути крупных социально-политических, экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского общества[12].


Соотношение гражданского общества и правового государства – это кардинальная проблема для науки теории государства и права, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена довольно слабо.

Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Таким образом, проблема соотношения гражданского общества и правового государства является до сих пор окончательно не решенной. Большинство исследователей все же придерживаются точки зрения, согласно которой правовое государство является результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние граждан. Следовательно, соотношение данных явлений таково, что гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

2.2 Правовое государство и гражданское общество

Основные положения теории правового государства, как и некоторых других концепций, были развиты в период буржуазных революций, преобразования традиционных государств в государства конституционные. Традиционные государства имели неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали естественные права человека (прежде всего – личные и политические). Это, к примеру, рабовладельческие и средневековые монархии. В конституционных государствах (республиках и парламентарных монархиях XIX – XX вв.) народ является источником государственной власти, формирует законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена, признаны и гарантированы права человека.