Файл: Соотношение государства и гражданского общества (Исторические аспекты гражданского общества и правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время о гражданском обществе дискутируют представители различных сфер жизни и научных областей. Это стало приметой эпохи, переживающей многочисленные «сломы» мировоззрений, исторических реалий, виртуальных миров, мнений и концептов. Публицистика все большее внимание обращает на неразвитость институтов гражданского общества или его диверсификацию, связанную с выраженным отдалением власти от граждан, их забот и чаяний. Такие оценочные суждения, как правило, бытуют в ситуации, когда о гражданском обществе судят по конкретным повседневным реалиям коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей, например, доступности или недоступности образования, участившихся случаях закрытия учреждений культуры, дороговизне продуктов питания и промышленных товаров и другие. Гражданское общество – фундаментальная категория, исследованию которой, к сожалению, в отечественных гуманитарных науках должного внимания долго время не уделялось, хотя упоминают о нем ныне часто. Проблема гражданского общества весьма значима и актуальна в современной России, преодолевшей первичный этап перехода к демократическому устройству, организованному на основаниях рыночной экономики. Однако, несмотря на позитивные достижения последних лет, по прежнему остается множество барьеров и противоречий, препятствующих окончательному формированию гражданского общества. И государство занимает в этом формировании весьма не последнее место.

Для исследования этой темы в качестве источниковой базы я воспользовалась материалами, изданными за период 2000 – 2013 гг., включающие в себя как учебные пособия по отдельным дисциплинам (теория государства и права), так и научные статьи, и исследовательские работы.

Целью работы является выявление особенностей соотношения гражданского общества и правового государства. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть основы становления и развития гражданского общества и правового государства в России;

- обозначить проблемы их формирования в современной России;

- выявить соотношение данных понятий в теории и на практике.

Объектом исследования выступает гражданское общество как форма общественных отношений и признак правового государства. Предмет исследования – процесс формирования гражданского общества и правового государства в России.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных педагогов, методистов, историков; публикации научных статей, исследовательских работ.


Для решения поставленных задач, в курсовой работе использовались следующие методы исследования теоретический анализ методической литературы, научных изданий и диссертационных исследований, а также анализ и обобщение путем сравнения исторически сложившегося жизненного опыта и современных взглядов на имеющиеся проблемы;

Для этого нами была выбрана следующая структура работы: введение, два параграфа: первый посвящен истории становления гражданского общества и правового государства, а второй – их соотношению друг с другом, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 История зарождения гражданского общества и государства

Гражданское общество зарождается в эпоху поздней первобытной общины. В этот период, как и в последующие, остается насущной потребность сохранения исходных начал человеческого существования, определяющих лицо сообщества. Но возникают и новые обстоятельства, влияющие на его развитие. В этот период начинается процесс перехода людей к новым формам труда: к земледелию, ремеслам. Семьи в общине все больше переходят к оседлости. Новые формы производства повышают производительность труда. Все больше усложняются формы общественной организации власти. И, как следствие всего, появляются правление, стоящее над общиной (надобщинное правление), содержащее уже признаки государства.

При власти стоящей над общиной, отчужденной от родовых связей, появляются новые порядки, идет процесс закрепления членов общины за уже не родовой территорией. И здесь они выступают в качестве подданных этой новой власти. Расширяются территории старых родовых общин, регулируются существующие внутренние и внешние миграционные процессы. За подданными, проживающими на этих территориях, закрепляются уже надобщинные права и обязанности. В этих новых нормах отражаются не только естественные права и обязанности подданных как членов общины, которые в определенной мере наследуются, но и их гражданские права и обязанности как граждан, общение которых теперь регулируется властью. Государство, гражданин в историческом развитии выступают как исходные начала возникновения и развития гражданского общества.


С учетом всего сказанного, можно определить понятие «гражданское общество», отразив в нем существенную сторону явления, имеющую большое значение для рассмотрения его как фактора развития в историческом процессе. В самом общем плане «гражданское общество» есть одна из составляющих форм человеческого бытия на уровне его государственного развития. Гражданское общество появляется на исторической арене вместе государством, призванным объективно решать как «общие дела», связанные с сохранением всех составляющих общества, так и «частные дела» вызванные расколом общества, необходимостью разрешать противоречия между историческими группами. Самостоятельность государства по отношению к гражданскому обществу является относительной. Гражданское общество низвергает государство, когда оно недейственно в разрешении «общих дел».

С гражданским обществом в историческом развитии связаны основные стороны человеческого бытия. Гражданское общество является стороной, определяющей положения в обществе индивида как человека и как гражданина. Во взаимосвязи с государством гражданское общество вносит в решение дел, прежде всего, так называемое «социальное начало», выступающее стороной гражданского бытия. «Социальное начало» является одним из основных проявлений гражданского общества как фактора общественного развития. Однако является только одной из его сторон. Другая сторона гражданского общества, которая ему присуща, - «политическое начало», которое вносится в общее развитие государством.

Во взаимосвязи гражданского общества и государства исходным моментом выступает насущная потребность сохранения социального единства, целостности человеческой общности. Отсюда следует, что к числу признаков гражданского общества следует отнести показатель «социальной общности людей» или «социального единства общности».

Гражданское общество в его взаимодействии с государством заинтересовано в сохранении относительной самостоятельности государства в обществе. Но только относительной самостоятельности государства, ибо его абсолютная самостоятельность явилась бы отрицанием гражданского общества. В связи с этим в обществе организуются различные объединения граждан. Эти объединения формируют представительные органы публичной власти. Гражданское общество и государство регулируют проблемы взаимоотношения между собой с помощью ряда гражданских институтов, таких как институты «гражданства» и «ассоциации». Эти институты выступают формами «политического начала» и гражданского общества, и государства.


История появления и становления гражданского общества и государства показывает, что гражданское общество и государство возникают и развиваются не порознь друг от друга, не одно после другого, а вместе во взаимосвязи. И приобретаемые ими признаки обусловлены как общими исходными началами, так и частными. Эти начала взаимосвязаны и в развитии влияют друг на друга. В сложившейся взаимосвязи гражданского общества и государства возможны различные формы и степени влияния одного явления на другое, но сама взаимосвязь при существовании классов не устранима.

1.2 История становления гражданского общества и правового государства в России

По мнению исследователей, в России примерно к 70-м годам XIX века стали появляться определенные предпосылки для зарождения гражданского общества, в то время как на Западе (Северная и Западная Европа, США) уже имелись определенные представления о гражданском обществе. Эти представления базировались на условиях и тенденциях эволюции западного общества и включали развитие различных форм частной собственности, договорные отношения, влиятельное общественное мнение, дальнейшее развитие автономий и свободы личности, возможность свободных ассоциаций людей[1]. Однако, на наш взгляд, возможности формирования гражданского общества в России с большей степенью можно отнести к XX в., когда начали происходить кардинальные изменения в общественной и политической жизни страны.

Одной из предпосылок возможности зарождения в России гражданского общества были предпринятые П.А. Столыпиным реформы, которые закладывали вероятность «размывания» общины, препятствовавшей становлению гражданского общества, но и им не суждено было быть доведенными до конца, несмотря на всплеск общественной активности и плюрализм политики. И все же российское общество конца XIX-начала XX вв. стремилось к статусу «гражданского». Ограничения периода реформ Александра II и препятствия периода контрреформ Александра III оно пыталось «обойти» через самодеятельные организации (которые, правда, требовали «высочайшего соизволения») такие как благотворительные фонды по оказанию помощи детям, беднякам, учащимся в получении профессии, исправительным колониям и приютам; общества и кассы взаимопомощи для городских трудящихся; просветительские; профессиональные объединения ученых и творческих работников. Несмотря на замедленность, вызванную спецификой условий, в России шел процесс становления идеи и формирования реального гражданского общества. Он был прерван революционными событиями 1917 года, результатом которых явилась жестокая централизация власти, применение авторитарных методов управления экономикой и общественной жизнью. Была ликвидирована частная собственность – основа экономической самостоятельности граждан. Политические институты и организации потеряли свое значение для гражданского общества, так как они действовали под строгим политическим и идеологическим государственным контролем. В стране сложился тоталитарный режим, который блокировал саму возможность развития гражданского общества.


Термин «правовое государство» появился немного раньше в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В период перестройки также употреблялся термин «правовое государство», но лишь в теории как один из типов государства, при этом Россия к таковой еще не относилась. Однако именно в это время отечественными учеными были сформулированы наиболее точные характеристики правового государства; так, например, Н.П. Невзоров, вполне обоснованно утверждал, что идеалом всякого правового государства является создание таких условий, при которых каждый член общежития получал бы наиболее полное удовлетворение своих потребностей с тем, чтобы не пострадали интересы самого союза, взятого как целое[2].

Массовое изменение правосознания связывают с январским Пленумом ЦК (1987 г.), посвященного демократизации общества, хотя сама страна еще не была готова на тот момент к радикальным переменам. Первоначальная демократизация предполагала развитие событий в трех направлениях. Первое – это выборы на предприятиях руководителей среднего и высшего звеньев, такая идея не дала ожидаемых результатов, т.к. менталитет рабочих-выборщиков основывался не на рациональности и эффективности, а в примирительном отношении к довольно частым нарушениям трудовой дисциплины. Вторым направлением стала гласность, которая, несмотря на негативные латентные последствия, была шагом вперед. Появились новые оценки экономической и социальной жизни, решения национальных проблем. В острой постановке прозвучал вопрос о доверии к компартии, допустившей столь масштабные репрессии; об ошибках, которые были допущены и продолжали допускаться, ухудшая экономическое положение основной массы населения. Это недоверие и переоценка исторического пути стали основаниями для формирования нового правосознания и создания целого ряда радикальных движений переходного периода. Третье направление состояло в подготовке и проведении альтернативных выборов. Такая альтернативность была возможна за счет создания различных движений. Так, первые объединения избирателей 1989-1990 гг., получившие право выдвижения своих кандидатов в противовес кандидатам «блока коммунистов и беспартийных», появились на базе дискуссионных клубов в поддержку перестройки в крупнейших городах страны. Такие организации формировались в движения, а затем – в партии.

Итак, в конце 80-90-х годов уходящего XX в. «свертывание» коммунистических режимов привело к обновленному интересу к потенциалу гражданского общества противостоять тоталитаризму сначала у диссидентов, затем у политиков и теоретиков из числа разочаровавшихся марксистов. Для одних – это был рецидив индивидуалистического и конституционного либерализма, для других – признание превосходства свободного рынка над централизованной плановой экономикой[3].