Файл: Автономная некоммерческая органиация высшего образования волгоградский институт бизнеса центр по работе со студентами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
ЦЕНТР ПО РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ
| |
Дисциплина | Теория государства и права |
| |
Фамилия, имя, отчество преподавателя | Лия Борисовна Цекатунова |
| |
Вид работы (контрольная/практическая/экзаменационная/ зачетная работа) | Практическое занятие |
| |
Номер варианта, билета или номера заданий | № 3 |
| |
Группа | ЮР231бсзи/01, ЮР231бсзи/04 |
| |
Фамилия, имя, отчество студента | Гоголева Надежда Александровна |
Тема № 4: «Форма государства»
-
Понятие и значение формы государства. -
Форма правления. -
Типичные формы правления в современном мире. -
Нетипичные формы правления. -
Форма государственного устройства. -
Политический режим.
Ответы:
-
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. -
Формы государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Различаются две формы правления:
-
монархия (древневосточная, римская централизованная, средневековая -
раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, современная -
конституционная); -
республика (афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская -
аристократическая, средневековые города-республики, современные парламентские, -
президентская, социалистическая).
Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
-
Типичные формы правления в современном мире – характерные, свойственные современному периоду развития общества и государства способы организации верховной государственной власти, порядок образования е органов и их взаимоотношения с населением.
Выделяют следующие типичные, современные формы правления:
-
Монархия - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха). -
Абсолютная монархия, т.е. в ней отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия). -
Парламентская монархия, т.е. наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Испания и др.). -
Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. -
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. -
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа.
-
Нетипичные формы правления в современном мире.
В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота Исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от дат. veto — запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот не
позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.
-
История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Форма (организация) государственного устройства определяет внутреннее строение (устройство) государства, деление его на составные части (территории, края, области и так далее) и принципы их взаимоотношения между собой и центром. Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти унитарного государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.
-
Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.
Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию "стиль государственного управления", но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления - реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей. В политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем (Г.В. Атаманчук). Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты. Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Понятие "политический режим" включает в себя следующие параметры (признаки): степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; тип политического поведения; характер политического лидерства; доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.