Файл: Автономная некоммерческая органиация высшего образования волгоградский институт бизнеса центр по работе со студентами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
ЦЕНТР ПО РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ







Дисциплина


Теория государства и права








Фамилия, имя, отчество преподавателя

Лия Борисовна Цекатунова








Вид работы (контрольная/практическая/экзаменационная/ зачетная работа)

Практическое занятие








Номер варианта, билета или номера заданий

№ 3




Группа


ЮР231бсзи/01, ЮР231бсзи/04






Фамилия, имя, отчество студента

Гоголева Надежда Александровна


Тема № 4: «Форма государства»

  1. Понятие и значение формы государства.

  2. Форма правления.

  3. Типичные формы правления в современном мире.

  4. Нетипичные формы правления.

  5. Форма государственного устройства.

  6. Политический режим.

Ответы:

  1. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

  2. Формы государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.


Различаются две формы правления:

  1. монархия (древневосточная, римская централизованная, средневековая

  2. раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, современная

  3. конституционная);

  4. республика (афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская

  5. аристократическая, средневековые города-республики, современные парламентские,

  6. президентская, социалистическая).

Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

  1. Типичные формы правления в современном мире – характерные, свойственные современному периоду развития общества и государства способы организации верховной государственной власти, порядок образования е органов и их взаимоотношения с населением.

Выделяют следующие типичные, современные формы правления:

  1. Монархия - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха).

  2. Абсолютная монархия, т.е. в ней отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия).

  3. Парламентская монархия, т.е. наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Испания и др.).

  4. Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

  5. В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства.

  6. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа.



  1. Нетипичные формы правления в современном мире.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота Исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от дат. veto — запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот не

позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.

  1. История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Форма (организация) государственного устройства определяет внутреннее строение (устройство) государства, деление его на составные части (территории, края, области и так далее) и принципы их взаимоотношения между собой и центром. Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти унитарного государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.

  1. Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.


Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию "стиль государственного управления", но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления - реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей. В политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем (Г.В. Атаманчук). Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты. Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие "политический режим" включает в себя следующие параметры (признаки):  степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;  соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;  характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;  положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;  место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;  тип политического поведения; характер политического лидерства;  доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;  политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);  меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.