Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История становления и развития пенсионного обеспечения в России
1.2. Организационно-правовая основа деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
1.3. Понятие, сущность, цели и задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Организация формирования и выплаты пенсионных накоплений
2.2. Организация персонифицированного учета
2.3. Реализация Пенсионным фондом России государственных программ
1.2. Организационно-правовая основа деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
В современных условиях пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества.
Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Слажено функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе. Пенсионная система РФ - представляет собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.Она включает в себя:
Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.
Согласно сайта Пенсионного фонда, в Российской Федерации имеются следующие виды пенсий: страховая, по государственному обеспечению и накопительная. Содержательная сторона каждого из указанного вида продемонстрирована в приложении А.
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
• деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ;
• деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
• деятельность в качестве страховщика по профессиональному
пенсионному страхованию.
Пенсионное обеспечение в РФ осуществляется за счет средств Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) является крупнейшей организацией России по оказанию социально значимых государственных услуг населению. Основан 22 декабря 1990 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». ПФР на законодательном уровне определен страховщиком по обязательному пенсионному страхованию[3].
В Пенсионном фонде России сосредоточен большой объем персональных данных граждан, которые могут использоваться не только самим фондом, но и другими органами государственной власти для предоставления услуг гражданам. Кроме того, Пенсионный фонд России выступает организацией, уполномоченной регистрировать и выдавать СНИЛС – уникальный номер, служащий идентификатором персональных данных гражданина в системе оказания государственных услуг.
Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица также определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Правовой статус Пенсионного фонда России состоит из следующих элементов: юридическое право, юридическая обязанность, законный интерес, правовой запрет, юрисдикция, полномочие, ответственность, правовые преимущества. Закрепление правового статуса Пенсионного фонда России на законодательном уровне поможет обеспечить законодательное регулирование отношений, связанных с деятельностью фонда. Одной из характерных черт правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации является формирование бюджета фонда.
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1 , Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
При этом Пенсионный фонд РФ имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации пополняем, но не изымаем. Все средства фонда являются государственной собственностью.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет страховых отчислений, средств федерального бюджета, отчислений работодателей, за счет пеней и иных финансовых санкций, за счет доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования и много другого[4].
Главными органами управления ПФР являются Правление Фонда и Исполнительная дирекция ПФР, которые, как и Центр персонифицированного учета, расположены в г. Москва.
На местах Пенсионный фонд РФ представлен отделениями и территориальными управлениями Правление Пенсионного фонда РФ является главным управленческим органом, реализующим общую стратегию управления пенсионной системой согласно российскому законодательству, утверждает перспективные и текущие функции и задачи ПФР, отвечает за их реализацию, в пределах своей компетенции осуществляет нормотворческую деятельность, связанную с вопросами функционирования ПФР.
Исполнительная дирекция ПФР является главным исполнительным органом Пенсионного фонда, находящимся в подчинении Правлению фонда. Исполнительная дирекция ПФР управляет от имени государства средствами пенсионного страхования в рамках российского законодательства и на основе решений Правления фонда. В подчинении Исполнительной дирекции находятся Центр персонифицированного учета, отделения и управления ПФР.
В целях комплексного изучения организации Пенсионного фонда определим его основные функции и систему задач. Они систематизированы в таблице 1.
Функции |
Задачи |
1. Фискальная |
Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц |
2. Перераспределительная |
Финансирование выплаты государственных пенсий в РФ |
3. Организационная |
Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья и т.д. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию; |
Таблица 1 - Функции и задачи Пенсионного фонда
4. Контрольная |
Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; проведение разъяснительной работы по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ. |
Из таблицы видно, что основными функциями ПФ РФ можно считать: фискальную, перераспределительную, организационную и контрольную.
В соответствии с данными функциями были определены задачи пенсионного фонда.
В целях исполнения фискальной и перераспределительной функций были можно выделить конкретные источники и направления средств Пенсионного фонда РФ: страховые взносы работодателей; безвозмездные поступления из федерального бюджета; страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховые взносы иных категорий работающих граждан; ассигнования из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средства, возмещаемые ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольные взносы (в том числе валютные ценности) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Пенсионный фонд России наделен многими полномочиями, но правовой статус Пенсионного фонда России, к сожалению, выражен не полностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении всего периода реформ Пенсионный фонд находится в центре всех социально-экономических противоречий. Управление системой пенсионного обеспечения – сложная область правового регулирования, и в настоящее время имеется много проблем и противоречий по этому поводу. Доказательство тому – неопределенность правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, постоянное обсуждение необходимости перераспределения прав и обязанностей по сбору и выплате пенсионных средств между различными ведомствами.
1.3. Понятие, сущность, цели и задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд РФ-это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
- выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
- реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009 года в Программу вступили свыше 1 500 000 россиян.
Основной обязанностью Пенсионного фонда Российской Федерации является назначение и обеспечение своевременной выплаты обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Пенсионный фонд обязан обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета, в том числе доход от инвестирования средств; бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц и выполнять другие функции[5].