Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История становления и развития пенсионного обеспечения в России
1.2. Организационно-правовая основа деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
1.3. Понятие, сущность, цели и задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Организация формирования и выплаты пенсионных накоплений
2.2. Организация персонифицированного учета
2.3. Реализация Пенсионным фондом России государственных программ
Сведения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде являются конфиденциальной информацией. В связи с этим защита персональных данных обеспечивается на всех уровнях системы ПФР и на всех этапах работы с персональными данными, начиная с приема сведений от юридических и физических лиц и заканчивая их хранением на бумажных и электронных носителях. Особое внимание при этом уделяется безопасности персональных данных в ходе обмена ими между территориальными органами ПФР, а также при взаимодействии со сторонними организациями, осуществляющими пенсионное и социальное обеспечение.
Пенсионный фонд является активным участником системы межведомственного электронного взаимодействия, с помощью которой различные государственные органы обмениваются данными, чтобы более быстро и качественно предоставлять гражданам необходимые госуслуги.
В 2017 году завершилась четырехлетняя работа над вторым поколением автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда России (АИС ПФР – 2) – современной системой, которая дала Фонду возможность перейти на принципиально новые механизмы работы, повысить эффективность деятельности территориальных органов по всей стране, улучшить качество и сократить сроки оказания государственных услуг гражданам[10].
Ключевые возможности АИС ПФР – 2:
- автоматизация всех основных функций ПФР и сокращение ручного
труда;
- увеличение скорости доступа к информационным ресурсам ПФР;
- централизация и консолидация информационных баз;
- повышение надежности и защищенности данных;
- возможность реализовать ФГИС Федеральный реестр инвалидов и
Единую государственную информационную систему социального обеспечения; возможность постепенного импортозамещения. Практические результаты от внедрения АИС ПФР – 2:
- оказание государственных услуг ПФР различными способами: через клиентские службы ПФР, МФЦ, через сайт ПФР и Портал госуслуг;
- оказание всех основных государственных услуг ПФР в электронном виде;
- экстерриториальное предоставление госуслуг ПФР гражданам;
- внедрение технологии выдачи СНИЛС, занимающей несколько минут;
- быстрое разнесение сведений работодателей на индивидуальные лицевые счета граждан: ежеквартальная отчетность разносится за 20 рабочих дней, ежемесячная отчетность – за 5 дней; и другие.
В 2017 году Пенсионный фонд приступил к крупному проекту по созданию Федерального реестра инвалидов (ФРИ). Это масштабная информационная система, в которой будут собраны максимально полные сведения о каждом гражданине, которому установлена инвалидность.
Пенсионный фонд России как организация с надлежащей технической базой и успешным опытом ведения информационной системы персоницированного учета пенсионных прав определен оператором Федерального реестра инвалидов. Работа над Федеральным реестром инвалидов производится в три этапа.
Итак, с делаем краткий вывод по данному параграфу.
Регистрация в системе обязательного пенсионного страхования является одной из главных госуслуг Пенсионного фонда, с которой сегодня начинается формирование пенсионных прав граждан.
В анализируемый период введено ускоренное оформление и выдача страхового свидетельства со СНИЛС.
Разработана новая форма отчетности для работодателей, с помощью которой они передают сведения обо всех своих работниках, включая пенсионеров.
Пенсионный фонд является активным участником системы межведомственного электронного взаимодействия, с помощью которой различные государственные органы обмениваются данными, чтобы более быстро и качественно предоставлять гражданам необходимые госуслуги.
2.3. Реализация Пенсионным фондом России государственных программ
Пенсионный фонд Российской Федерации реализует следующие государственные программы: государственное софинансирование пенсионных накоплений, материнский (семейный) капитал, социальные выплаты, софинансирование социальных программ субъектов РФ.
Программа государственного софинансирования пенсионных накоплений действует с 2008 года и позволяет ее участникам делать добровольные отчисления на будущую накопительную пенсию и получать государственное софинансирование этих взносов в пределах от 2 до 12 тыс. рублей в год.
В 2017 году добровольные взносы на формирование пенсионных накоплений сделали 758,3 тыс. участников. Сумма перечисленных ими средств составила 5,7 млрд. рублей, средний размер взноса – 9,7 тыс. рублей.
Взносы работодателей, которые также могут принимать участие в Программе и делать отчисления на пенсии своих работников, поступили в размере 107,4 млн. рублей.
В 2017 году отмечен значительный рост назначенных выплат по Программе софинансирования. Количество пенсионеров, получающих выплаты по Программе, по итогам года выросло в 3 раза и составило 14,3 тыс. человек. Общая сумма выплат участникам также увеличилась в 3 раза до 159,2 млн рублей. Средний размер пенсии по Программе составил 1,05 тыс. рублей. Показатели государственного софинансирования пенсионных накоплений представлены в таблице 3.
Таблица3-Показатели Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Всего |
|||
Участники, сделавшие взносы |
Млн. чел. |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
1,0 |
1,8 |
1,2 |
0,9 |
0,8 |
- |
|
Взносы участников |
млн. руб. |
2,6 |
3,6 |
3,9 |
6,1 |
12,6 |
9,6 |
7,0 |
5,7 |
51,1 |
|
Средний размер взноса участников |
тыс. руб. |
4,2 |
4,9 |
5,1 |
6,4 |
7,0 |
7,7 |
7,6 |
9,7 |
- |
|
Взносы работода-телей |
млрд. руб. |
- |
- |
0,098 |
0,126 |
0,117 |
0,201 |
0,129 |
0,107 |
0,788 |
Государственное софинансирование |
млрд. руб. |
2,5 |
3,4 |
3,9 |
5,9 |
12,4 |
9,4 |
6,8 |
5.5 |
49,8 |
Ежемесячные выплаты участникам пенсионерам |
руб. |
- |
- |
- |
735 |
739 |
832 |
916 |
1052 |
- |
Общая сумма выплат |
млн. руб. |
- |
- |
- |
1,6 |
11,1 |
24,0 |
53,1 |
159,2 |
249,0 |
Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 1 января 2007 года рожден или усыновлен второй или любой следующий ребенок, если до его рождения или усыновления материнский капитал не оформлялся или на него не возникало права. Пенсионный фонд выступает администратором Программы материнского капитала, выдает государственные сертификаты на материнский капитал и направляет средства на выбранные семьей цели.
В 2017 году Пенсионный фонд выдал 924,8 тыс. сертификатов на материнский капитал. Общее количество сертификатов, выданных за все время действия Программы начиная с 2007 года, составило 7,6 млн. По 4,2 млн. из них средства к концу года были использованы полностью. Размер материнского капитала в 2017 году составлял 453 026 рублей.
В целом за 10 лет действия Программы материнского капитала Пенсионный фонд удовлетворил 12 млн. заявлений семей о распоряжении предоставленными им средствами господдержки. Общая сумма средств, направленных по этим распоряжениям, составила 1,7 трлн рублей. В результате 4,2 млн. владельцев сертификата (55% от всех) полностью израсходовали материнский капитал, еще 440 тыс. семей (6%) использовали средства частично.
Пенсионный фонд России осуществляет субсидирование на условиях софинансирования социальных программ субъектов Российской Федерации.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ предоставляются в соответствии с соглашениями, заключенными между Пенсионным фондом России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов.
В 2017 году субсидии Пенсионного фонда России предоставлены 82 субъектам Российской Федерации и составили 1,1 млрд. рублей, что на 12,6%, или 124,1 млн. рублей, больше, чем в 2015 году (987,8 млн. рублей).
На развитие и укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания в субъектах РФ традиционно направляется основная часть субсидий ПФР. В 2017 году – 1 038,8 млн. рублей. Больше всего этих средств (563,6 млн рублей) направлено на строительство и реконструкцию учреждений социального обслуживания граждан старшего поколения и инвалидов.
Благодаря проведенным мероприятиям по укреплению материально-технической базы социальных учреждений улучшены условия проживания и обслуживания более 42 тыс. пожилых граждан и инвалидов. Для оснащения мобильных бригад 37 социальных учреждений приобретено 38 автотранспортных средств на общую сумму 32,1 млн. рублей.
На обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров было предоставлено 42,7 млн. рублей. Обучение прошли более 37,6 тыс. пенсионеров из 68 субъектов РФ[11].
Такие показатели были в деятельности Пенсионного фонда в 2017 году.
Итак, сделаем краткие выводы по данному параграфу.
Пенсионный фонд Российской Федерации реализует следующие государственные программы: государственное софинансирование пенсионных накоплений, материнский (семейный) капитал, социальные выплаты, софинансирование социальных программ субъектов РФ.
Пенсионный фонд России осуществляет субсидирование на условиях софинансирования социальных программ субъектов Российской Федерации.
На развитие и укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания в субъектах РФ традиционно направляется основная часть субсидий ПФР.
За счет данных средств происходит улучшение условий проживания и обслуживание большого количества лиц пенсионного возраста и инвалидов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление современной пенсионной системы прошло долгий многовековой путь, прежде чем оформиться в стройную систему, позволяющую учитывать все основные параметры, влияющие на размер как ныне существующей, так и будущей пенсии, а Пенсионный Фонд Российской Федерации в настоящий момент является одним из наиболее значимых социальных институтов страны, осуществляющим целый ряд социально значимых и жизненно важных функций.
Современная пенсионная система РФ представляет собой комплекс диверсифицированных услуг и дополнительных сервисов, ориентированных на своевременную выплату и расчет пенсий гражданам. Она основана на современных технологиях, способствующих адекватному развитию национального пенсионного обеспечения и повышения скорости и размера выплачиваемых пособий.
Структура Пенсионного фонда Российской Федерации включает в себя более 2,5 тысяч подразделений, которые ежедневно обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях. Правление Фонда и подчиняющиеся ему Исполнительная дирекция и Межрегиональный информационный центр находятся в Москве. В субъектах Российской Федерации работают отделения ПФР и их территориальные органы.
Большое значение для Пенсионной системы и экономики страны имеет развитие новой пенсионной реформы. В связи с такой важной ролью необходимо дальнейшее серьезное и глубокое изучение пенсионной системы России, с целью снижения ошибок и недопущения структурных перекосов и злоупотреблений.
Структура Пенсионного фонда Российской Федерации включает в себя более 2,5 тысяч подразделений, которые ежедневно обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях. Правление Фонда и подчиняющиеся ему Исполнительная дирекция и Межрегиональный информационный центр находятся в Москве. В субъектах Российской Федерации работают отделения ПФР и их территориальные органы.
Ключевой результат работы Пенсионного фонда России в 2017 году полная и своевременная выплата всех видов пенсий и социальных пособий во всех субъектах Российской Федерации.
Средний размер страховой пенсии по старости в 2017 году составил 13,17 тыс. рублей, социальной пенсии – 8,56 тыс. рублей; ежемесячные выплаты ПФР участникам Великой Отечественной войны к концу 2017 года достигли 32,9 тыс. рублей.
Основным источником финансирования выплаты страховых пенсий являются страховые взносы, администрированием которых в 2017 году занимался Пенсионный фонд России.
Сбор взносов на обязательное пенсионное страхование превысил уровень 2017 года на 6,9% и составил 4,1 трлн. рублей; на обязательное медицинское страхование – увеличился на 9,2% и достиг 1 трлн. рублей.
Одним из приоритетных проектов ПФР остается материнский капитал. За 10 лет истории этой важнейшей государственной программы ПФР выдал свыше 7,6 млн. сертификатов семьям, в которых растут два и более ребенка.
В течение 2017 года Фонд направил 365,3 млрд. рублей по заявлениям владельцев сертификатов, определившихся с направлением использования этих средств. А всего с момента запуска программы ПФР перечислил российским семьям 1,7 трлн. рублей.