Файл: Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (сзх).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С точки зрения формирования стратегии сильные стороны компании важны, поскольку они могут быть использованы как основа для формирования стратегии и конкурентного преимущества. Если сильных сторон не достаточно для того, чтобы сформировать на их основе успешную стратегию, то руководство компании должно срочно создать базу, на которой эта стратегия могла бы основываться.

В то же время успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают компанию уязвимой, мешают ее деятельности или не дают ей использовать привлекательные возможности.
Принцип здесь простой: организационная стратегия должна полностью учитывать сильные, слабые стороны компании и ее конкурентные возможности. Рискованно следовать стратегическому плану, который невозможно полностью реализовать, используя имеющийся опыт и ресурсы, или выполнению которого помешают ее слабые стороны.

При проведении анализа сильных и слабых сторон экономического потенциала предприятия, необходимо установить ключевые характеристики потенциала, которые обусловят успех избранной предприятием стратегии развития. К ним относятся:

  • финансовые и инновационные возможности предприятия;

  • наличие технических и технологических новшеств;

  • территориальная близость к покупателю;

  • репутация предприятия и известность ее фирменного знака;

  • качество, выпускаемой продукции и широта ассортимента;

  • организация сбыта и уровень обслуживания покупателей (сервис).

Главным достоинством компании является то, что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами. Это может быть:

  • высокое производственное мастерство, обеспечивающее выпуск продукции высокого качества;

  • ноу – хау в создании и функционировании систем быстрого и четкого выполнения заказов;

  • возможность обеспечить лучшее послепродажное обслуживание;

  • уникальная способность находить удачные места для розничной продажи товаров;

  • необычные возможности по разработке новой продукции;

  • лучшие способности по организации продаж и демонстрации товаров;

  • владение в совершенстве важной технологией;


6. Формирование альтернативных стратегий развития предприятия, направленных на повышение его конкурентоспособности.


Выбор и обоснование стратегических альтернатив развития предприятия является завершающим этапом стратегического анализа. При формулировании стратегии используются различные стратегические инструменты, анализируются общие и ситуационные стратегии.

В зарубежной практике стратегического планирования при выборе стратегических альтернатив широкое распространение получили стратегические матрицы рекомендаций по выбору стратегий инвестирования средств в зависимости от уровня конкурентоспособности предприятия (К) и уровня привлекательности стратегических зон хозяйствования (П). Наибольшее распространение получили стратегические матрицы, разработанные фирмами «Шелл» и «Дженирал – Электрик». Матрица фирмы «Дженирал – Электрик» показана на рисунке

П



Оптимизировать

(звезды)




Усилить или удержать

(дикие кошки)


Извлечь полную выгоду

(дойные коровы)



Уйти

(собаки)
+1


0

-1
10 5 0 К

Рис. 4. Стратегическая матрица фирмы «Дженирал – Электрик»

Универсальность данной модели в том, что ее можно рассматривать на любом уровне, то есть вообще выбирать рынок, либо отрасль для бизнеса.

В каждом из четырех квадратов этой матрицы даются рекомендации по инвестированию средств в развитие различных СЗХ в зависимости от уровня конкурентоспособности предприятия (К) в баллах и привлекательности (П) СЗХ.

При формулировании стратегии необходимо анализировать теоретический и практический опыт в области стратегического планирования в виде стратегий общего характера и специальных стратегий для специфических ситуаций.


7. Ситуации для обсуждения и стратегического анализа




Швейная фабрика «Детская Одежда» является одной из старейших московских фабрик. Она была организована в 1930 году как швейная артель, которая специализировалась на выпуске изделий, необходимых для медицинских учреждений: халаты, сумки санитарные, санитарные косынки и др. вещи. Первоначальная численность фабрики составляла 20 человек, которые работали на машинах с ручным приводом. В таком состоянии артель просуществовала до 1936 года. Начиная с 1936 года численность работающих увеличилась до ста человек, в следствии чего был расширен и ассортимент выпускаемых изделий: стали выпускать детские костюмы вельветовые, белье постельное, женское пальто, женское платье.



В послевоенное время количество работающих увеличивается до 800 человек и предприятие приобрело статус фабрики. Начиная с этого момента фабрика принимает в свой коллектив другие артели, а также произошло техническое перевооружение: домашние машины с ручным приводом были заменены на быстроходные, также были внедрены новые конвейерные потоки.

В 1966 году предприятие стало называться Московская швейная фабрика «Детская одежда» специализировавшейся в основном на выпуске изделий детского ассортимента. С 1968 года по 1991 год фабрика «Детская одежда» входила в состав швейного объединения «Смена».

В 1991 году в целях расширения хозяйственной самостоятельности и учитывая решение трудового коллектива, фабрика вышла из состава швейного объединения «Смена».

В связи с переходом экономики на рыночные условия хозяйствования швейная фабрика в 1992 году приобрело статус закрытого акционерного общества и стала называться ЗАО «Детская одежда». Выбор такой формы собственности был не случаен, так как тогда в период недобросовестной приватизации швейная фабрика могла быть просто выкуплена посторонними лицами и перепрофилирована на другой вид деятельности.

В настоящее время фабрика ООО «Детская одежда» занимается производственной и торговой деятельностью. На предприятии работает 76 человек.

Кроме головного предприятия имеется филиал в городе Осташков.

Предприятие ООО «Детская одежда» в основном специализируется на пошиве одежды для девочек.

Ассортимент данного предприятия очень разнообразный и представлен школьной, нарядной, повседневной и летней одеждой – это платья, юбки, блузы, брюки, комплекты, деловая одежда для девочек (школьная форма ), нарядные платья для торжественных случаев. Изделия производятся в основном из натуральных хлопковых и льняных тканей, также широко используется полушерсть ( костюмы ).

При чем весь ассортимент предприятия выпускается с учетом потребности того или иного спроса населения. Так, например, школьная форма, пик спроса которой приходится на август месяц, начинает изготавливаться в апреле, летняя одежда, пик спроса которой приходится на май месяц, начинает изготавливаться в феврале. Другие виды такие как, нарядная и повседневная изготавливаются практически постоянно с

Предприятие выпускает 4 сезонные коллекции в год: весна, лето, осень, зима. Обновление ассортимента происходит каждый месяц. Перед его запуском все утверждается, однако в ходе производства могут вноситься изменения.


Срок освоения новых моделей 2 месяца. Полотно, используемое для изготовления продукции, проверяется контролером на соответствие его качеству. Готовые изделия тоже проверяют контролеры качества продукции.

На фабрике используется агрегатно – групповая форма организации производства. Особенностью которой является отсутствие общепоточного транспортирующего устройства и групповое расположение рабочих мест.

Если охарактеризовать организационную структуру фабрики, то ее можно отнести к функционально-организационной, при которой каждое структурное подразделение имеет свою четко определенную задачу и обязанности.

На предприятии имеется один производственный поток средней мощности. ЭВМ используется для раскроя полотна, а также для учета поступления и расходования материалов и фурнитуры. Производственные участки имеют широкую специализацию.

Техническое оснащение фабрики осуществляется по мере необходимости. Хотя на данный момент в экспериментальном цехе частично используются, такие новые технологии, как САПР (которая позволяет сэкономить до 10% тканей при производстве изделий).

Одним из недостатков технологической вооруженности является отсутствие прессов и паро­воздушных манекенов для влажно-тепловой обработки, а также отсутствие автоматических и полуавтоматических машин, что можно увидеть в таблице 7. Это очень сказывается на качестве продукции, выпускаемой в школьный сезон, когда производятся жакеты порой без необходимого дублирования и окончательной влажно-тепловой обработки.

Таблица 7. Техническая оснащенность исследуемого предприятия

Специальность оборудования

Количество, шт.

% к итогу

Универсальные машины

60

52,2

Специальные машины

55

47,8

Полуавтоматические машины

0

0

Автоматические машины

0

0

Итого

115

100


Сейчас швейная фабрика работает в одну смену, что с экономической точки зрения является не целесообразным.

Для того, чтобы успешно выпускать на предприятии должна быть хорошо организована служба маркетинга и рекламы. Отдела службы маркетинга на предприятии нет. Но контроль за этим стараются проводить, часть обязанностей берет на себя отдел сбыта, который старается периодически проводить опросы покупателей по моделям, которые планируются для выпуска, делается анализ продаж и условий ценовой политики предприятия.


Анализ продаж является основополагающим при планировании выпуска продукции.

При разработке ценовой политики учитываются сезонность продукции, а также объемы приобретаемой у предприятия продукции. Вся полученная информация поступает в отделы предприятия, особенно в производственный отдел, отдел сбыта и экспериментальный цех.

Отдел сбыта работает через клиентскую базу с постоянными заказчиками и покупателями. По отгруженной продукции со склада составляется анализ продаж, разрабатывается ценовая политика предприятия.

.

Сбыт продукции осуществляется через собственную сеть постоянных заказчиков и за счет расширения клиентской базы за счет региональных представительств. Продукция фабрики представлена во всех крупных магазинах «Детский мир» и универмагах по всей территории России. Это такие крупные магазины как «Центральный Детский Мир» в городе Москве, а также магазины в таких городах как Санкт – Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Уфа, Тюмень и многие другие. Таким образом предприятие работает не только с Москвой и Московской областью, но и ш ироко сотрудничает с множеством регионов (Башкирия, Татарстан, Тюмень и многие другие).
Поставщиками материалов на предприятии являются следующие текстильные комбинаты:

  • «Чайковский текстиль» – приблизительно 15 % из общего числа поставляемых материалов.

  • ОАО «Монинский камвольный комбинат» – приблизительно 10 %.

  • «Брянский комбинат» – приблизительно 5 %.

  • «Тверской комбинат» – примерно 5 %.

  • Другие комбинаты приблизительно 5 %.

  • Материалы поставляемые из зарубежных стран – 60 %.

Все закупаемые материалы поступают на склад вспомогательных материалов, где начинается подготовительно-договорная работа. Одним из основных потребительских требований предъявляемых к детской одежде является использование материалов, состоящих из натуральных волокон, таких как хлопчатобумажные, шерстяные, льняные, шёлковые, на что исследуемое предприятие обращает большое внимание. Наряду с этим используются материалы, содержащие определенный процент искусственного волокна, но это неизбежно, так как в большей степени обеспечивают сохранение внешнего вида изделия.



Рис.6. Основные поставщики материалов ООО «Детская одежда".